О признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка



Дело №2-538/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

23 августа 2011 года                                                                                    город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                               И.С.Леккеревой,
при секретаре                                                                                                           А.В.Ромашевич,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харламова О.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконными действий по рассмотрению заявления, обязании рассмотреть заявление и принятии решения по заявлению,

установил:

Истец обратился с иском к администрации района о признании незаконным решения ответчика об отказе в предоставлении земельного участка под пешеходную дорожку и проезд к его земельному участку (кадастровый номер ), расположенному по ул. ... Прионежского района РК, мотивируя тем, что хх.хх.хх г. состоялось заседание комиссии ответчика по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и поступлением арендной платы за землю в районный бюджет. Согласно выписке из протокола заседания комиссии рассматривался вопрос о земельном участке между поселковым проездом общего пользования и участком Харламова О.В.

Согласно выписке из протокола от хх.хх.хх г. Филимонов А.П. обратился в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью ... кв.м. для строительства магазина. хх.хх.хх г. в администрацию района поступило заявление Филимонова А.П. о том, что он просит принять взамен ранее поданного заявления от хх.хх.хх г. заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка ориентировочной площадью ... кв.м. по ул. ... под огород. В случае невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка под огород, просит считать заявление от хх.хх.хх г. в силе.

По вопросу о земельном участке между поселковым проездом общего пользования и участком Харламова О.В. комиссия решила: опубликовать информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка ориентировочной площадью ... кв.м. по ул. ... Прионежского района (кадастровый квартал ) для ведения огородничества; обеспечить выбор земельного участка.

Как следует из указанной выписки, право на данный участок (часть земельного участка) истребовал Харламов О.В., который испрашивал указанный участок под проезд и пешеходную дорожку к своему земельному участку площадью ... кв.м., кадастровый номер , предоставленному Харламову О.В. в аренду на основании распоряжения от хх.хх.хх г.

Предоставление земельного участка ориентировочной площадью ... кв.м. Филимонову А.П. нарушает права Харламова О.В., который испрашивал данный земельный участок под проезд и пешеходную дорожку.

Кроме того, по мнению истца, имеет значение то обстоятельство, что на земельном участке, ориентировочной площадью ... кв.м. запланирована организация пожарного водоема, что также свидетельствует о том, что участок не может быть предоставлен Филимонову А.П. под огород.

Истец просил признать незаконными действия администрации Прионежского муниципального района об отказе Харламову О.В. в предоставлении земельного участка под пешеходную дорожку и проезд к земельному участку кадастровый номер , расположенному в ....

В ходе судебного разбирательства заявленные требования истцом были изменены истец просил признать незаконными действия администрации Прионежского муниципального района по рассмотрению заявления Харламова О.В. от хх.хх.хх г. как несоответствующие положениям Земельного кодекса РФ и обязать администрацию района рассмотреть заявление Харламова О.В. от хх.хх.хх г. и принять по нему решение с соблюдением требований Земельного кодекса РФ.

Истец, его представитель Куроптев Е.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал измененные заявленные требования.

Представитель ответчика Маслякова Е.А., действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, что истцу хх.хх.хх г. дан ответ на поданное им заявление.

Третье лицо Филимонов А.П. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.

Представитель третьего лица Управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Карелия Курласов П.Н., действующий по доверенностям, пояснил, что в ходе проверки соблюдения пожарной безопасности на территории сельского поселения было выявлено нарушение - территория не в полном объеме обеспечена источниками наружного пожаротушения. В соответствии с нормами для пожарного водоема должен быть предусмотрен проезд, разворотная площадка; проезд постоянно должен быть свободен в любое время года. На данный момент идет разработка объектов, планирование территории, то есть определяются расположения пожарных водоемов. Расположение пожарного водоема около земельного участка Харламова О.В. возможно.

Представитель третьего лица администрации сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно статьям 22 и 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам их собственниками в собственность, аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно положениям статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В силу частей 4, 5, 6 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Решением XXV сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района РК № 13 от 02.04.2009 года было утверждено Положение «О предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством». Из текста указанного Положения следует, что Положение разработано в соответствии со статьей 34 ЗК РФ и определяет порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Согласно пункту 2.1 указанного Положения граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявления о предоставлении земельного участка в собственность или аренду на имя главы Прионежского муниципального района Республики Карелия. В заявлении указываются: цель использования земельного участка; предполагаемые размеры и местоположение земельного участка; испрашиваемое право на земельный участок. Гражданин подает заявление в администрацию района. К заявлению прилагаются сведения о земельном участке государственного земельного кадастра. В случае если гражданин имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, к заявлению прилагаются также документы, подтверждающие наличие такого права.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения администрация района на основании поступившего заявления публикует в официальном источнике - газете "Прионежье" -информацию о возможной передаче в собственность или аренду граждан земельных участков, находящихся в государственной собственности, для целей, не связанных со строительством. В информации указываются: предполагаемые размеры земельного участка, правовой режим земельного участка, право, на котором может быть предоставлен земельный участок (в собственность или в аренду), условия предоставления земельного участка.

Из пункта 2.3 Положения следует, что в случае, если в соответствии с требованиями законодательства и по иным причинам (земельный участок в установленном порядке уже передан на любом виде права иному лицу; предполагаемая цель использования земельного участка не соответствует установленному для него правовому режиму и т.д.) предоставить гражданину земельный участок на испрашиваемом праве и размерах не предоставляется возможным, администрация района в тридцатидневный срок с момента, когда ей стало известно о данном факте, извещает гражданина об условиях, на которых ему может быть предоставлен земельный участок или об отказе в предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что в аренде у Харламова О.В. находится земельный участок, площадью ... кв. метров, расположенный по ул. ... Прионежского района РК, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с градостроительным планом земельного участка проезд к нему и пешеходную дорожку указано было предусмотреть от существующего поселкового проезда (л.д. ).

хх.хх.хх г. Харламов О.В. обратился в администрацию района с заявлением о выделении земельного участка под обустройство проезда и прохода к своему участку. Данное заявление зарегистрировано ответчиком хх.хх.хх г. (входящий номер ) (л.д. ). Письмом от хх.хх.хх г. администрация района сообщила истцу, что его заявление будет рассмотрено Комиссией по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и поступлением арендной платы за землю в районный бюджет хх.хх.хх г. (л.д. ).

Вместе с тем, как следует из выписки из протокола заседания вышеназванной Комиссии от хх.хх.хх г., заявление Харламова О.В. от хх.хх.хх г. на данном заседании не рассматривалось, выписка не содержит непосредственного ответа на заявление истца.

Из письма администрации района от хх.хх.хх г. на имя Харламова О.В. также не усматривается, что заявление Харламова О.В. от хх.хх.хх г. было рассмотрено, соответственно, из указанного письма не следует, какой ответ был дан Харламову О.В. на данное заявление.

Статья 5 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Из анализа вышеназванных правовых норм следует, что компетентные органы и должностные лица, принявшие обращение гражданина, обязаны дать на него письменный ответ. Текст ответа должен излагаться четко, последовательно, кратко, исчерпывающе давать ответ на все поставленные в обращении вопросы. В случае частичного или полного отказа в удовлетворении требований, содержащихся в обращении, в ответе также указываются мотивы отклонения со ссылкой на конкретные нормы федерального законодательства, муниципальные правовые акты и порядок обжалования соответствующего решения. Если на обращение дается промежуточный ответ, то в тексте указывается срок окончательного разрешения обращения.

Соответственно, требование действующего законодательства - это дача ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

В ходе судебного разбирательства дела суду был представлен ответ администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. на заявление Харламова О.В. о предоставлении земельного участка для обустройства проезда и пешеходной дорожки от существующего поселкового проезда к его земельному участку с кадастровым номером и сообщено, что поскольку один из возможных для организации проезда земельных участков ранее уже был испрошен гражданином для ведения огородничества, администрация района отказывает в принятии решения о предоставлении земельного участка, и предлагает рассмотреть вариант возможный вариант для организации подъезда и прохода с северной стороны земельного участка с кадастровым номером .

Таким образом, оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд полагает, что администрация района в нарушение действующего законодательства не приняла своевременно решение по заявлению истца о выделении ему земельного участка под обустройство проезда к земельному участку (кадастровый номер ), расположенному по ул. ... Прионежского района РК, находящемуся в аренде.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства нарушения прав истца со стороны администрации района, выразившиеся в несвоевременном принятии решения по заявлению истца.

Таким образом, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

Требования истца в части обязания администрации района рассмотреть заявление Харламова О.В. от хх.хх.хх г. и принять по нему решение с соблюдением требований Земельного кодекса РФ ответчиком исполнены.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истец оплатил при подаче иска государственную пошлину, которая подлежит взысканию в его пользу с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Харламова О.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконными действий по рассмотрению заявления Харламова О.В. от хх.хх.хх г., обязании рассмотреть заявление Харламова О.В. от хх.хх.хх г. и принятии решения по указанному заявлению удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия по рассмотрению заявления Харламова О.В. от хх.хх.хх г. (входящий от хх.хх.хх г.), как не соответствующие нормам Земельного кодекса Российской Федерации.

Требования в части обязания администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия рассмотреть заявление Харламова О.В. от хх.хх.хх г. (входящий от хх.хх.хх г.) и принять по нему решение с соблюдением требований Земельного кодекса РФ исполнены.

Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Харламова О.В. государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней.



Судья                                                                                                                        И.С.Леккерева


Мотивированное решение составлено 30 августа 2011 года.