О взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии



Дело № 2-175/2012

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

02 марта 2012 года                                                                                          город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                              Т.В.Барановой,
при секретаре                                                                                                             Н.П.Фоменко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прионежского района Республики Карелия в интересах Рембот Н.К. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании действий незаконными, взыскании задолженности,

у с т а н о в и л :

Прокурор обратился в суд в интересах Рембот Н.К. с исковыми требованиями к ответчику о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в размере ... рублей ... копеек, мотивируя исковые требования тем, что истец замещала выборную должность муниципальной службы в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. При выходе на пенсию, истице была установлена доплата к трудовой пенсии за выслугу лет в размере ...% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Однако с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. ответчик прекратил выплату надбавки. Истцы, считая действия ответчика незаконными, ущемляющими права Рембот Н.К., обратились в суд с названными требованиями.

Истица Рембот Н.К. в судебном заседании в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ увеличила исковые требования по взысканию задолженности до ... рублей, пояснила, что ранее назначенная ей доплата к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы была незаконно прекращена с хх.хх.хх г., хотя у ответчика имелись все необходимые для выплаты документы. В дальнейшем ответчик с хх.хх.хх г. по ее заявлению, возобновил выплату надбавки, но незаконно уменьшил размер доплаты с ...% до ...%. Просила взыскать с ответчика задолженность за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в сумме ... руб., обязать ответчика с хх.хх.хх г. производить ежемесячную доплату в размере ...% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; взыскать с ответчика недополученную доплату с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в общей сумме ... руб.

Представитель ответчика Мотова А.А., действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, что назначенную ранее истице доплату к трудовой пенсии перестали выплачивать с хх.хх.хх г., так как прекратил свое действие Закон Республики Карелия от 05.12.1996 года № 160 - ЗРК «О муниципальной службе в РК». После внесения изменений в Устав Прионежского муниципального района и предоставления истицей необходимых документов с хх.хх.хх г. истице была назначена доплата в размере ... руб. Расчет доплаты сделан из ...% оклада по должности, с которой истица вышла на пенсию. Также представитель ответчики указала, что в случае удовлетворения требований истца, необходимо за основу расчета задолженности перед истцом принять справку, составленную МУП «Централизованная бухгалтерия № 1» (л.д.), а также взыскать денежные средства за счет казны.

Суд, заслушав истцов, представителя ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации (ст.ст. 7, 39) в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, относится к компетенции федерального законодателя.

Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

С введением в действие с 1 января 1997 года Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 05.12.1996 года № 160-ЗРК данным законодательным актом в пределах предоставленных Республике Карелия как субъекту Российской Федерации полномочий муниципальным служащим, а также лицам, имеющим стаж работы на муниципальной службе не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин и получающим трудовую пенсию по старости, была гарантирована ежемесячная доплата к пенсии за счет местного бюджета. Размер данной доплаты ограничивался 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а срок ее выплаты определялся сроком, на который назначена трудовая пенсия (статья 17).

Пунктом 8 статьи 37 Устава муниципального образования Прионежский муниципальный район РК (в ред. от 22.12.2005 года) предусмотрено, что дополнительные гарантии лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, определяется в порядке, установленном федеральным законодательством и Законом Республики Карелия от 05.12.1996 года № 160 -ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (л.д. ).

С 13.08.2007 года правовое регулирование осуществлялось Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 года № 1107-ЗРК, в соответствии со статьей 11 которого, законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Судом установлено, что Рембот Н.К. замещала должность муниципальной службы в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г.

На основании постановления главы администрации от хх.хх.хх г. Рембот Н.К. была назначена и с хх.хх.хх г. производилась ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Законом РК "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия" от 03.01.2004 года № 456-ЗРК (в ранее действовавшей редакции) в размере ...% месячного должностного оклада, размер которой составляет ... от минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, на коэффициент, зависящий от численности населения - 20 с начислением 15% районного коэффициента и 50% надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На основании Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим, постановления администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципального служащего» Рембот Н.К. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии с хх.хх.хх г. в размере ... руб. В последующем в связи с неоднократным увеличением размера трудовой пенсии и индексации должностных окладов муниципальных служащих размер доплаты Рембот Н.К. понижался, и хх.хх.хх г. составил ... руб.

Выплата указанной доплаты прекращена истице без какого - либо решения компетентного органа с хх.хх.хх г.

После принятия 28.05.2010 года действующей в настоящее время редакции статьи 11 Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия" Решением IX сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района от 15.03.2011 года № 11 в часть 8 статьи 37 Устава муниципального образования «Прионежский муниципальный район Республики Карелия» внесены изменения, вступившие в силу с 13.05.2011 года, согласно которым размер ежемесячной доплаты лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию, не может превышать при замещении муниципальной должности от двух до трех лет - 55%, свыше трех лет - 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решением VIII сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района от 16.12.2010 года № 20 утверждено Положение о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и проходившим муниципальную службу в органах местного самоуправления Прионежского муниципального района и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее - Положение) (л.д. ). В соответствии с пп. «а» пункта 2 данного Положения право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) имеют лица, замещавшие муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Прионежского муниципального района на постоянной основе. Размер ежемесячной доплаты не может превышать при замещении муниципальной должности от двух до трех лет включительно - 55%, свыше трех лет - 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. ).

Решением XI сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района от 21.06.2011 года № 18 внесены изменения в решение VIII сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района от 16.12.2010 года № 20 «Об утверждении положения о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и проходившим муниципальную службу в органах местного самоуправления Прионежского муниципального района и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности)». Согласно изменениям, вступившим в законную силу 01.07.2011 г. второй абзац в подпункте «а» пункта 2 был изменен и изложен в следующей редакции: «Размер ежемесячной доплаты при замещении муниципальной должности от двух до трех лет включительно - 10%, свыше трех лет - 15% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии, по крайней мере, государственным служащим субъектов Российской Федерации был неоднократно предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Имея в виду закрепленный в пункте 1 статьи 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся, согласно пункту 6 статьи 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ», в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 01.12.1999 года № 189-О по жалобе гражданина В.Т. Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе Республики Коми", предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 Конституции РФ.

Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.

Учитывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд Российской Федерации признает не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (Определения от 13.10.2009 года № 1190-О-О, от 11 мая 2006 года, от 3 апреля 2007 года, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18.11.2004 года по делу "Праведная против Российской Федерации" и от 25.10.2005 года по делу "Юрий Романов против Российской Федерации").

Действительно, как указывает ответчик, норма Закона РК от 24.07.2007 года № 1107-ЗРК (в ред. Закона РК от 28.05.2010 года № 1388-ЗРК), устанавливая иной принцип исчисления размера доплаты и предусматривая возможность установления минимально гарантированного размера, по методу правового регулирования является диспозитивной и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению.

Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, предполагает и его обязанность, в случае установления таковой, разработать механизм реализации такого права.

Судом установлено, что принятым 16.12.2010 года Положением, изменениями в Положение от 21.06.2011 г., орган местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий подтвердил право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих.

По мнению суда, противоправность действий ответчика, прекратившего выплачивать истице доплату к трудовой пенсии, не может быть оправдана отсутствием заявления Рембот Н.К. на установление доплаты. Правоотношения и обязательства ответчика по выплате истице доплаты возникли с хх.хх.хх г., т.к. хх.хх.хх г. администрации района приняла на себя обязательства по начислению и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Рембот Н.К. (копия письма администрации сельского поселения от хх.хх.хх г. ) (л.д.).

Поскольку право на получение доплаты ранее было установлено и не утрачено в рамках действующего правового регулирования, это означает, что ответчик принял на себя определенное социальное обязательство. Утверждение же им в дальнейшем соответствующего порядка реализации установленного права в любом случае не должно затрагивать и ущемлять права тех лиц, которые приобрели право на доплату до введения в действие нового правового регулирования. Иное означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан.

На основании вышеизложенного, суд считает, что с хх.хх.хх г. администрация района незаконно прекратила выплачивать истице доплату за стаж муниципальной службы.

Часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Учитывая право органов местного самоуправления корректировать правила начисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд РФ признает не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (определения от 13.10.2009 г. № 1190-О-О; от 11 мая 2006 г., от 03.04.2007 г., от 15.01.208 Г № 107-О-О и № 108-О-о).

В соответствии с названным порядком, с учетом муниципальной службы истца - более 4 лет - ежемесячная доплата к ее трудовой пенсии по старости согласно Положению, в период по 01.07.2011 г. (дата опубликования Решения X1 сессии 11 созыва № 18 от 21 июня 2011 г. «О внесении изменений в решение V111 сессии 11 созыва Совета Прионежского муниципального района от 16.12.2010 г. № 20 «Положение о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и проходившим муниципальную службу в органах местного самоуправления Прионежского муниципального района и находящимся на трудовой пенсии по старости» подлежит выплате в размере ... % месячного должностного оклада, с 01.07.2011 г. в размере ... % согласно внесенным изменениям.

Учитывая указанные обстоятельства, с момента вступления в законную силу вышеназванных изменений Положения - с 01 июля 2011 г. - ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости Рембот Н.К. должна производиться в соответствии с новыми правилами.

Таким образом, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., с учетом требования истицы о начислении ей за данный период по ... рублей ежемесячно задолженность, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истицы, составляет ... рублей (... руб. х ... + (... : ... х ...), что фактически не оспаривалось ответчиком (л.д. ).

С хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. с учетом стажа истицы по муниципальной службе - более 3 лет, на основании пункта 2 Положения (в редакции до 21.06.2011 г.) Рембот Н.К. подлежит начислению ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере ...% должностного оклада по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с хх.хх.хх г. в размере ...% должностного оклада по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (согласно редакции Положения, действующей с 01.07.2011 г.).

Оснований для определения истице к взысканию с хх.хх.хх г. ежемесячной доплаты размере ...% оклада, не имеется.

Из представленной суду информации, не оспариваемой истцом, следует, что с хх.хх.хх г. до дня вынесения судебного решения оклад (должность, с которой Рембот Н.К. вышла на пенсию) составляет ... руб. Соответственно, из данного оклада должен производится расчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Эта доплата составляет с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. - ... рублей (... х ...% х 1,65), с хх.хх.хх г. - ... рублей (... х ...% х 1,65).

Следовательно, за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. истице должно было быть начислено и выплачено ... рубля ((... : ... х ...) + ...).

Распоряжением от хх.хх.хх г. Рембот Н.К. с хх.хх.хх г. установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости в размере ... рублей (из расчета ...% от оклада ... рублей, с процентами в размере 1,65) и выплачено за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. ... рублей (л.д. ).

За период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. истице должно быть было начислено и выплачено ... руб.

Таким образом, общая сумма подлежащая выплате истцу хх.хх.хх г. составила - ... рубля (...+ ... + ...).

Истцу выплачено ... руб. Таким образом, сумма подлежащая взысканию с ответчика составляет ... руб. (... рубля - ... руб.).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Прионежского района Республики Карелия в интересах Рембот Н.К. удовлетворить частично.

Признать действия администрации Прионежского муниципального района РК по прекращению с хх.хх.хх г. выплаты Рембот Н.К. ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы незаконными.

Взыскать с администрации Прионежского муниципального района РК за счет бюджета Прионежского муниципального района РК в пользу Рембот Н.К. задолженностьпо выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в сумме ... рублей.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.



Судья                                                                                                                          Т.В.Баранова


Мотивированное решение составлено 07 марта 2012 г.