Дело № 2-9/2012г. Р Е Ш Е Н И Е 11 марта 2012 года город Петрозаводск Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального автономного учреждения «Единый сервисный центр» к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании недействительным решения об отказе, возложении обязанности совершить определенные действия, у с т а н о в и л : Муниципальное автономное учреждение «Единый сервисный центр» (далее - МАУ «ЕСЦ», Учреждение) обратилось в суд с названными требованиями к ответчику, мотивируя их тем, что хх.хх.хх г. они обратились с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения. Однако, на официальном сайте ответчика хх.хх.хх г. было опубликовано объявление о предстоящем предоставлении в аренду испрашиваемого истцом участка третьему лицу. хх.хх.хх г. истец получил выписку из протокола комиссии администрации Прионежского муниципального района по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и поступлением арендной платы за землю в районный бюджет (далее - Комиссия) от хх.хх.хх г. согласно которому Комиссия решила: отказать истцу в предоставлении испрашиваемых земельных участков; опубликовать информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства «Солнечный берег» (далее - ДНП «Солнечный берег», Товарищество) в сельском поселении. Считая решение Комиссии незаконным, истец просил суд признать его недействительным обязать ответчика предоставить истцу в постоянное (бессрочное) пользование для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения земельный участок, ориентировочной площадью ... кв.м. с кадастровым номером №, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, и земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Представитель истца, третьего лица по делу - Михеев В.И., действующий на основании доверенности, Глава сельского поселения в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также в письменных пояснениях по делу. Кроме того, указал, что в связи с утверждением Генерального плана сельского поселения, спорные участки не могут быть переданы ДНП «Солнечный берег», т.к. указанные участки зарезервированы для иных целей. Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - Администрация) - Клюшкина Е.В., действующая по доверенности, требования истца не признала, пояснила, что земельный участок, за предоставлением которого обратился истец хх.хх.хх г. ранее, хх.хх.хх г., был испрошен ДНП «Солнечный берег» для ведения дачного хозяйства. хх.хх.хх г. на заседании Комиссии истцу было отказано в предоставлении спорных участков, т.к. участки были предварительно согласованы ДНП «Солнечный берег», который ранее чем истец обратился с заявлением о предоставлении спорных участков. Указала, что Администрация считает Генеральный план сельского поселения недействительным, равно как и постановление Главы сельского поселения № от хх.хх.хх г., т.к. ограничение в использовании земельных участков не было в соответствии с требованиями закона зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Карелия. Также указала, что участок не может быть предоставлен истцу, т.к. в настоящее время участки не сформированы, границы участков не определены. Просила в иске отказать. Представитель третьего лица ДНП «Солнечный берег» Петров И.Н., требования считал не подлежащими удовлетворению, ссылался на доводы, приведенные представителем ответчика. Также ранее указывал на то, что о продлении срока резервирования испрашиваемого участка, им стало известно из искового заявления. Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, ДНТ «Тихое» в судебное заседание не явился, в судебном заседании представитель третьего лица Николаевский С.А. требования истца подержал, указал, что они просили спорный участок у администрации хх.хх.хх г., но участок не получили. Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что хх.хх.хх г. муниципальное автономное учреждение «Единый сервисный центр» обратилось с заявлением в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия о предоставлении в постоянное (бессрочно) пользование для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения земельный участок ориентировочной площадью ... кв.м. с кадастровым номером №, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, а также земельный участок ориентировочной площадью ... кв.м. с кадастровым номером №, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения (л.д.№). хх.хх.хх г. Администрация района на официальном сайте органов местного самоуправления Прионежского муниципального района проинформировала о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью ... кв.м., расположенного в сельском поселении Прионежского района Республики Карелия (кадастровый номер №) для размещения дачного некоммерческого партнерства «Солнечный берег». В газете «Прионежье» указанная информация была опубликована хх.хх.хх г. Решением Комиссии от хх.хх.хх г. истцу в предоставлении испрашиваемых земельных участков было отказано по причине более раннего обращения за предоставлением спорных участков ДНП «Солнечный берег» (л.д.№). Решением Совета сельского поселения, в целях развития поселения, хх.хх.хх г. № и постановлением Главы сельского поселения от хх.хх.хх г. № «О резервировании для муниципальных нужд земельных участков» были зарезервированы земельные участки с кадастровыми номерами №, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, находящихся на левобережной части озера. В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу положений статьи 14 Закона утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения относится к вопросам местного значения. В соответствии с частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. В соответствии с положениями статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с положениями статьи 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, а также генеральные планы городских округов. В соответствии с положениями статьи 24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана принимаются главой местной администрации поселения. В соответствии с частью 9 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ глава муниципального образования с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган местного самоуправления либо об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку. Анализ вышеприведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в обязанности Администраций поселений входит принятие решения о подготовке генерального плана поселений. Судом установлено, что решением Совета сельского поселения № от хх.хх.хх г. «О действиях по разработке генерального плана сельского поселения», Совет решил приступить в разработке генерального плана поселения хх.хх.хх г.; до утверждения генерального плана и Правил землепользования и застройки поселения, было решено провести резервирование земель для муниципальных нужд, в частности, для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения - левобережной части озера. Срок резервирования земель был определен постановлением Главы сельского поселения от хх.хх.хх г. № - 3 года. Решением Комиссии от хх.хх.хх г. ДНП «Солнечный берег» было отказано в предварительном согласовании места размещения земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м. для размещения дачного некоммерческого партнерства. Одним из оснований отказа явилось то, что до утверждения Генерального плана сельского поселения решить вопрос о предоставлении земельного участка невозможно. Кроме того, из протокола заседания комиссии усматривается, что ответчиком обсуждался вопрос о генеральном плане поселения, который к этому моменту уже был представлен для рассмотрения ответчику (л.д.№). Ранее решением Комиссии от хх.хх.хх г. (л.д.№) было отказано ДНТ «Карелочка» в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № для ведения садоводства со ссылкой на то, что участок расположен в прибрежной защитной полосе озера. Указанное выше решение Комиссии от хх.хх.хх г. было обжаловано в судебном порядке и постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. в иске Товариществу о признании незаконным отказа, отказано (л.д.№). Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от хх.хх.хх г. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. оставлено без изменения (л.д. №). Основанием для отказа явилось то, что испрашиваемый ДНТ земельный участок располагается в прибрежной защитной полосе водного объекта первой категории рыбохозяйственного значения, что в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ полностью исключает распашку земель (л.д.№). Решением Совета № от хх.хх.хх г. был утвержден генеральный план сельского поселения. Письмом от хх.хх.хх г. № Глава Республики Карелия направил в адрес Главы сельского поселения сводное заключение о положительном согласовании генерального плана поселения. Письмом от хх.хх.хх г. Глава поселения испрашивает у администрации района согласование проекта генерального плана поселения В соответствии с п.7,8 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае не поступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами. Решением Совета сельского поселения № от хх.хх.хх г. в качестве официального источника опубликования правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «... сельское поселение» определено периодическое печатное издание - Информационный бюллетень. В Информационном бюллетене № от хх.хх.хх г. опубликовано решение Совета поселения № от хх.хх.хх г. «Об утверждении генерального плана сельского поселения». Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд исходит их того, что генеральный план поселения был опубликован и согласован, в том числе, с органами местного самоуправления Прионежского муниципального района. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г., оставленным в силе постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г., в удовлетворении заявления ДНП «Солнечный берег» о признании незаконным постановления сельского поселения от хх.хх.хх г. № «О внесении изменений в постановление Главы сельского поселения № от хх.хх.хх г.» отказано. В соответствии с положениями статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с п.4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия участков из оборота, установление запрета на приватизацию, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с положениями статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объекта. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласованием места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 настоящего Кодекса. В соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основании документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения варианта размещения объекта и проведения процедур согласования в необходимых случаях. Органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможным вариантом их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании мест размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Постановление Главы сельского поселения от хх.хх.хх г. № «О внесении изменений в постановление Главы сельского поселения № от хх.хх.хх г.» не отменялось и не изменялось. Опубликовано в газете «Прионежье» хх.хх.хх г. Таким образом, учитывая, что в настоящее время спорные участки зарезервированы для муниципальных нужд, согласно Генеральному плану поселения предназначены для иных целей, чем испрашивается ДНП «Солнечный берег», п.7 решения Комиссии от хх.хх.хх г. суд признает недействительным. Доводы представителя ответчика о том, что постановление Главы поселения о продлении срока резервирования земель для муниципальных нужд от хх.хх.хх г. не могло быть учтено при решении вопроса о предоставлении земельного участка ДНП «Солнечный берег», т.к. резервирование земель не было соответствующим образом зарегистрировано, не могут быть приняты судом, т.к. резервирование земель имело место до вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации № 561 от 22.07.2008 г. «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд». Признание недействительным п.7 решения Комиссии администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и поступлением арендной платы в районный бюджет от хх.хх.хх г. является основанием для рассмотрения заявления МАУ «Единый сервисный центр» от хх.хх.хх г. в соответствии с требованиями земельного законодательства. Требования истца о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование в настоящее время не могут быть удовлетворены в силу тех обстоятельств, что заявителю может быть предоставлен только сформированный земельный участок, тогда как из представленных в суд материалов следует, что в настоящее время спорные участки не сформированы, границы участков не определены, что подтверждается решениями ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Карелия от хх.хх.хх г. №. В соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца частично подлежат возмещению судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины при подаче иска в сумме 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковые требования муниципального автономного учреждения «Единый сервисный центр» к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании недействительным решения об отказе, возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично. Признать п.7 решения комиссии администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и поступлением арендной платы за землю в районный бюджет от хх.хх.хх г. недействительным. Признание недействительным п.7 решения комиссии администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами и поступлением арендной платы в районный бюджет от хх.хх.хх г. является основанием для рассмотрения заявления МАУ «Единый сервисный центр» от хх.хх.хх г. в соответствии с требованиями земельного законодательства. В удовлетворении требований муниципального автономного учреждения «Единый сервисный центр» к ответчику о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами № в постоянное (бессрочное) пользование отказать. Взыскать с администрации Прионежского муниципального района в пользу муниципального автономного учреждения «Единый сервисный центр» судебные расходы в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца через Прионежский районный суд Республики Карелия со дня составления мотивированного решения суда.
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре Н.П.Фоменко,
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение суда составлено 15 марта 2012 года.