О возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки



Дело № 2-435/2012

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

25 мая 2012 года                                                                                                город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                                  Т.В.Барановой,
при секретаре                                                                                                                   К.В.Носуль,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л :

Межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к ответчику по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления было установлено, что в границах Деревянского сельского поселения находится несанкционированная свалка бытовых отходов. Ссылаясь на доводы, подробно изложенные в исковом заявлении, прокурор просил суд обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на 9-м километре с левой стороны автодороги Петрозаводск-Ошта.

В судебном заседании помощник прокурора Д.Ю.Миронова, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - А.В.Пронин, действующий по доверенности, в судебном заседании требования истца не признал, указал на то, что свалка образована местным населением деревни Ужесельга и прокуратура как контролирующий орган могла бы установить виновных в создании несанкционированной свалки, кроме того, указал на то, что в настоящее время в районе нет свалки для утилизации бытовых отходов.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, подержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.

Из требований статьи 51 Закона следует, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Из положений статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Анализируя действующее, приведенное выше законодательство, суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации и сбора бытовых отходов и мусора.

Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка в присутствии государственного инспектора по охране леса пригородного участкового лесничества ГКУ РУ «Прионежское центральное лесничество», в ходе которой было установлено, что территория на которой расположена несанкционированная свалка не относится к землям лесного фонда.

Карельским природоохранным прокурором представлены доказательства (фотографии), того, что на указанных им свалках имеются бытовые отходы в границах Деревянского сельского поселения на 9-м километре с левой стороны автодороги Петрозаводск-Ошта. Представитель ответчика не отрицал факт нахождения свалки на землях Деревянского сельского поселения.

Таким образом, в связи с тем, что судом установлено, что на несанкционированной свалке расположенной в границах Деревянского сельского поселения на 9-м километре с левой стороны автодороги Петрозаводск-Ошта имеется бытовой мусор, требования природоохранного прокурора о возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора в указанном месте подлежат удовлетворению, в силу прямого указания закона.

В соответствии с положениями п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик - администрация Деревянского сельского поселения от уплаты государственной пошлины, освобождена.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить.

Обязать администрацию Деревянского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в границах Деревянского сельского поселения на 9-м километре с левой стороны автодороги Петрозаводск-Ошта.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.



Судья                                                                                                                              Т.В.Баранова


Мотивированное решение составлено 30 мая 2012 г.