Дело № 2- 324 / 12 Р Е Ш Е Н И Е 30 мая 2012 года город Петрозаводск Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изоткиной Н.А. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - администрация района) о признании действий незаконными, о взыскании недополученной суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, у с т а н о в и л: Изоткина Н.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации района о признании незаконными действий ответчика по невыплате доплаты к трудовой пенсии, о взыскании недополученной суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в размере ... рублей, мотивируя исковые требования тем, что имеет стаж муниципальной службы ... лет. С 01 января по 31 декабря 2011 года ответчик производил выплаты не в полном размере, в связи с чем, образовалась задолженность. Истица считает действия ответчика незаконными, ущемляющими её права. Истица в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, и пояснила, что ранее назначенная ей доплата к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы была незаконна прекращена с 01.01.2011 года, хотя у ответчика имелись все необходимые для выплаты документы. В дальнейшем ответчик незаконно уменьшил ей размер доплаты, которая должна быть исчислена из оклада ... рубля, а не ... рублей. Представитель ответчика Клюшкина Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что назначенную ранее истице доплату к трудовой пенсии перестали выплачивать с 01.01.2011 года, так как прекратил свое действие Закон Республики Карелия от 05.12.1996 года № 160 - ЗРК «О муниципальной службе в РК». После внесения изменений в Устав Прионежского муниципального района РК и предоставления истицей заявления и документов с хх.хх.хх г. доплата вновь была установлена. Расчет доплаты сделан из ...% оклада по должности, с которой истица вышла на пенсию, с учетом его индексации. Суд, заслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации (статьи 7, 39) в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, относится к компетенции федерального законодателя. Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. С введением в действие с 01 января 1997 года Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 05.12.1996 года № 160-ЗРК данным законодательным актом в пределах предоставленных Республике Карелия как субъекту Российской Федерации полномочий муниципальным служащим, а также лицам, имеющим стаж работы на муниципальной службе не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин и получающим трудовую пенсию по старости, была гарантирована ежемесячная доплата к пенсии за счет местного бюджета. Размер данной доплаты ограничивался 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а срок ее выплаты определялся сроком, на который назначена трудовая пенсия (статья 17). Пунктом 8 статьи 37 Устава муниципального образования Прионежский муниципальный район РК (в ред. от 22.12.2005 года) предусмотрено, что дополнительные гарантии лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, определяются в порядке, установленном федеральным законодательством и Законом Республики Карелия от 05.12.1996 года № 160 -ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (л.д. №.). С 13.08.2007 года правовое регулирование осуществлялось Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 года № 1107-ЗРК, в соответствии со статьей 11 которого, законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Судом установлено, что Изоткина Н.А. являлась муниципальным служащим, после выхода хх.хх.хх г. в отставку получает трудовую пенсию по старости. На основании постановления главы местного самоуправления Прионежского района № от хх.хх.хх г. ей была назначена и с хх.хх.хх г. производилась ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Законом РК "О муниципальной службе в Республике Карелия" от 05.12.1996 года № 160-ЗРК (в ранее действовавшей редакции) в размере ...% месячного должностного оклада по должности, которую она занимала на момент выхода на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. №). Решением XXII сессии I созыва № 7 от 05.06.2008 года, в соответствии с Федеральным законом РФ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Республики Карелия от 24.07.2007 года № 1107 - ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», с 01 июня 2008 года определен минимальный размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости лицам, проходившим муниципальную службу и находящимся на трудовой пенсии, в размере 500 рублей. Выплата указанной доплаты прекращена истице без вынесения какого - либо решения компетентным органом с января 2011 года. Решением VIII сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района от 16.12.2010 года № 20 утверждено Положение о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и проходившим муниципальную службу в органах местного самоуправления Прионежского муниципального района и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее - Положение). В соответствии с пп. «б» пункта 2 данного Положения право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы и имеющие стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин. При этом размер доплат не может превышать 40% их месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. После принятия 28.05.2010 года действующей в настоящее время редакции статьи 11 Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия" Решением IX сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района от 15.03.2011 года № 11 в часть 8 статьи 37 Устава муниципального образования «Прионежский муниципальный район Республики Карелия» внесены изменения, вступившие в силу с 13.05.2011 года, согласно которым размер ежемесячной доплаты лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию, не может превышать при замещении муниципальной должности от двух до трех лет - 55%, свыше трех лет - 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии, по крайней мере, государственным служащим субъектов Российской Федерации был неоднократно предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Имея в виду закрепленный в пункте 1 статьи 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся, согласно пункту 6 статьи 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ», в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 01.12.1999 года № 189-О по жалобе гражданина В.Т. Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе Республики Коми", предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 Конституции РФ. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ. Учитывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд Российской Федерации признает не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (Определения от 13.10.2009 года № 1190-О-О, от 11 мая 2006 года, от 03 апреля 2007 года, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О). Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18.11.2004 года по делу "Праведная против Российской Федерации" и от 25.10.2005 года по делу "Юрий Романов против Российской Федерации"). Действительно, как указывает ответчик, норма Закона РК от 24.07.2007 года № 1107-ЗРК (в ред. Закона РК от 28.05.2010 года № 1388-ЗРК), устанавливая иной принцип исчисления размера доплаты и предусматривая возможность установления минимально гарантированного размера, по методу правового регулирования является диспозитивной и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению. Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии предполагает и их обязанность, в случае установления таковой, разработать механизм реализации такого права. Судом установлено, что принятым 16.12.2010 года Положением орган местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий подтвердил право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих. По мнению суда, противоправность действий ответчика, прекратившего выплачивать истице доплату к трудовой пенсии, не может быть оправдана отсутствием от Изоткиной Н.А. заявления на начисление данной доплаты. Правоотношения и обязательства ответчика по выплате истице доплаты возникли с хх.хх.хх г. Поскольку право на получение доплаты ранее было установлено и не утрачено в рамках действующего правового регулирования, это означает, что ответчик принял на себя определенное социальное обязательство. Утверждение же им в дальнейшем соответствующего порядка реализации установленного права в любом случае не должно затрагивать и ущемлять права тех лиц, которые приобрели право на доплату до введения в действие нового правового регулирования. Иное означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан. На основании вышеизложенного, суд считает, что с 01 января 2011 года администрация района незаконно прекратила выплачивать истице доплату за стаж муниципальной службы. С 01.01.2011 года по хх.хх.хх г., с учетом требования истицы о начислении ей за данный период по 500 рублей ежемесячно, задолженность, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истицы, составляет ... рублей (500 х ... + (500 : 31 х 12). С хх.хх.хх г. с учетом стажа истицы по муниципальной службе (... лет), на основании пункта 2 Положения Изоткиной Н.А. подлежит начислению ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере ...% должностного оклада по должности, с которой она вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Истица вышла в отставку с должности ... администрации местного самоуправления Прионежского района. Из представленного суду штатного расписания от 01.01.2011 года такая должность в аппарате администрации отсутствует. Согласно пункту 5 Положения месячный должностной оклад с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях муниципального служащего лица, замещающего муниципальную должность для исчисления размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), определяется по замещаемой им на день окончания срока полномочий должности. В соответствии с пунктом 8 Положения размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости пересчитывается со дня повышения в установленном порядке должностных окладов лицам, замещающим муниципальные должности. Оклад истицы по муниципальной должности, с которой она вышла в отставку, составлял ... рублей; с учетом проведенных индексаций его размер составил ... рублей (... х 1,1 х 1,15 х 1,09). Соответственно, из данного размера оклада подлежит расчету размер доплаты к трудовой пенсии истицы. Распоряжением от хх.хх.хх г. № Изоткиной Н.А., исходя из должностного оклада ... рублей, произведен расчет размера доплаты ...%, и он составляет ... рублей в месяц. Следовательно, за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. истице должно было быть начислено и выплачено ... рублей ((... : 31 х ...) + ... х ...). За период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. истице выплачено ... рублей. Таким образом, задолженность ответчика перед истицей по ежемесячной доплате к трудовой пенсии за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. составляет ... рублей (... - ...). Общая задолженность, подлежащая взысканию за 2011 год, - ... рублей (... + ...). С хх.хх.хх г. размер доплаты истице установлен правильно. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л: иск Изоткиной Н.А. удовлетворить частично. Признать действия администрации Прионежского муниципального района РК по прекращению с 01 января 2011 года выплаты Изоткиной Н.А. ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы незаконными. Взыскать с администрации Прионежского муниципального района РК в пользу Изоткиной Н.А. задолженность по выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в сумме ... рублей ... копеек. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы. Решением принято судом в окончательной форме 04 июня 2012 года.
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи: Н.Н. Антипиной,
при секретаре: С.Л. Салаховой,
Судья Н.Н. Антипина