Дело № 2 - 360/12 Р Е Ш Е Н И Е 22 июня 2012 года город Петрозаводск Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Прионежского муниципального района РК (далее - администрация района) к Совету Гарнизонного сельского поселения (далее - Совет) об оспаривании решения, у с т а н о в и л: администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия обратилась в суд с требованием об оспаривании решения, мотивируя тем, что 26.12.2010 года с нарушением норм законодательства Российской Федерации принято решение Совета Гарнизонного сельского поселения № 3 «Об утверждении Генерального плана Гарнизонного сельского поселения», которое противоречит действующему законодательству - на момент принятия отсутствовал официальный источник опубликования в Уставе гарнизонного сельского поселения, следовательно, данный неопубликованный нормативный акт в настоящее время является недействующим. Кроме того, в самом генеральном плане имеются ссылки на соответствующие земельные участки с кадастровыми номерами №, что нарушает права заявителя на распоряжение ими по своему усмотрению; содержатся положения, относящиеся не к вопросам местного значения Гарнизонного сельского поселения, а к вопросам местного значения муниципального района, что нарушает права заявителя (л.д. №). В процессе рассмотрения гражданского дела представитель заявителя уточнил требования и просил признать вышеуказанное решение недействующим в части ссылок на земельные участки с кадастровыми номерами № и на полномочия Прионежского муниципального района Республики Карелия, с возложением обязанности опубликовать вышеназванное решение Совета в установленном законом порядке (л.д. №). Представитель заявителя Клюшкина Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании уточнила заявленное требование и просила признать вышеуказанное решение Совета недействующим в части включения в Генеральный план Гарнизонного сельского поселения земельных участков с кадастровыми номерами № и в части ссылок в Генеральном плане на полномочия Прионежского муниципального района Республики Карелия, с возложением обязанности опубликовать вышеназванное решение Совета в установленном законом порядке. По существу заявления представитель пояснил, что в Генеральный план не могли быть включены земельные участки с вышеназванными кадастровыми номерами, так как в результате данного включения администрация района лишена прав на распределение этими участками по своему усмотрению. В Генеральном плане не могут отражаться полномочия муниципального района, так как это Генеральный план поселения. Данный Генеральный план не опубликован в полном виде в газете «Прионежье», был ли он обнародован, администрации района не известно. Представитель заинтересованного лица Совета Гарнизонного сельского поселения Михеев В.И., действующий по доверенности, выступая также как глава администрации Гарнизонного сельского поселения, в судебном заседании считая заявление не подлежащим удовлетворению, пояснил, что разработкой Генерального плана Гарнизонного сельского поселения занималась специализированная организация. Генеральный план прошел процедуру согласования, в том числе и в администрации района. После утверждения Генерального плана он был обнародован в предусмотренном законом порядке на стенде в здании администрации, на сайте. В Генеральном плане отражены вопросы местного значения муниципального района применительно к вопросам местного значения поселения, что не свидетельствует о возложении данным Генеральным планом на администрацию района каких-либо обязанностей. Представитель заинтересованного лица Министерства строительства Республики Карелия Черепова И.С., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что по представленному на согласование проекту Генерального плана Гарнизонного сельского поселения было дано положительное заключение. Представитель заинтересованного лица ООО «Галана» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с положениями статьи 24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения. В соответствии с частью 9 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ глава муниципального образования с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган местного самоуправления либо об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку. Анализ вышеприведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в обязанности администраций поселений входит принятие решения о подготовке генерального плана поселений. Судом установлено, что решением Совета Гарнизонного сельского поселения № 4 от 19 марта 2008 г. «О действиях по разработке генерального плана Гарнизонного сельского поселения» Совет решил приступить в разработке генерального плана поселения в 2008 г.; до утверждения генерального плана и Правил землепользования и застройки поселения было решено провести резервирование земель для муниципальных нужд, в частности, для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения - левобережной части оз. Карельское, левобережной части оз. Укшезеро. Срок резервирования земель был определен постановлением Главы Гарнизонного сельского поселения от 20.03.2008 г. № 2/1 - 3 года. Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов утверждены Приказом Министерства регионального развития РФ от 13.11.2010 года № 492. Приказом от 26 мая 2011 года № 244 утверждены новые Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов (далее - Методические рекомендации); Приказ Минрегиона РФ от 13 ноября 2010 года признан утратившим силу. В силу пункта 9.1 Методических рекомендаций генеральный план - документ территориального планирования, который может являться пространственным отображением программ (стратегий) социально-экономического развития, программных документов развития поселения. Генеральный план является градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, установление и изменение границ населенных пунктов в составе поселений, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию. Таким образом, генеральные планы определяют основные направления эксплуатации земель; их целевую принадлежность; размещение жилых районов, промышленных центров и мест отдыха; этажность строительства; защитные санитарные зоны и т.д. Согласно пункта 9.2 Методических рекомендаций в генеральных планах следует учитывать положения стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, положения утвержденной градостроительной документации Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также схем территориального планирования муниципальных районов (в случае наличия указанной документации). В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае не поступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами. Письмом от хх.хх.хх г. глава Гарнизонного сельского поселения испрашивал у администрации района согласование проекта Генерального плана поселения. Письмом от хх.хх.хх г. года № Глава Республики Карелия направил в адрес главы Гарнизонного сельского поселения сводное заключение о положительном согласовании Генерального плана поселения. Пункт 9.6 Методических рекомендаций предусматривает, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в утверждаемую часть генерального плана следует включать следующие графические материалы: карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. До утверждения законами субъектов Российской Федерации видов объектов местного значения поселения, городского округа, в проекты генеральных планов можно включать карты планируемого размещения объектов местного значения, необходимых для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа, в том числе: объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; автомобильных дорог местного значения; объектов физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа. В силу положений статьи 14 Закона утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения относится к вопросам местного значения. Утверждение генерального плана осуществляется представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа (пункт 6.8 Методических рекомендаций). Решением Совета № 3 от 26 декабря 2010 года был утвержден Генеральный план Гарнизонного сельского поселения. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Решением Совета Гарнизонного сельского поселения № 6 от 26.12.2010 года в качестве официального источника опубликования правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Гарнизонное сельское поселение» определено периодическое печатное издание - Информационный бюллетень «Ведомости гарнизона». В «Ведомости гарнизона» № 15 от марта 2011 года опубликовано решение Совета № 3 от 26.12.2010 года «Об утверждении Генерального плана Гарнизонного сельского поселения». Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»). Статья 47 Закона предусматривает, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. В соответствии со статьей 26 Устава муниципального образования Гарнизонного сельского поселения правовые акты Совета Гарнизонного сельского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования (обнародования). Обнародование - процедура доведения до населения Гарнизонного сельского поселения нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Гарнизонного сельского поселения. Обнародование может осуществляться следующими способами: а) путем размещения нормативных правовых актов в местах массового скопления и посещения жителей - на автобусных остановках, в муниципальных учреждениях, в органах власти, на специальных изготовленных стендах (досках объявлений); б) путем зачитывания текстов нормативных правовых актов на собраниях граждан; в) в электронном виде на специальном сайте. Способ обнародования указывается в нормативном правовом акте. Официальным обнародованием считается размещение текста нормативного правового акта в специально отведенных местах в помещении администрации Гарнизонного сельского поселения, в гарнизонном Доме офицеров. Судом установлено, что Генеральный план был размещен на официальном сайте Гарнизонного сельского поселения, в здании администрации поселения на специальном стенде, т.е. данный нормативный правовой акт является опубликованным, что свидетельствует о необоснованности требования о возложении обязанности опубликовать вышеназванное решение Совета. Решением Прионежского районного суда РК от хх.хх.хх г. по иску к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании недействительным решения об отказе, о возложении обязанности совершить определенные действия, вступившим в законную силу, было установлено, что Генеральный план поселения был опубликован в предусмотренном законом порядке и согласован, в том числе, с органами местного самоуправления Прионежского муниципального района РК. Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт. Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд считает, что вышеизложенное решение Совета Гарнизонного сельского поселения принято в рамках предоставленных ему полномочий; принятым Генеральным планом не нарушаются права и свободы заявителя; данный нормативный правовой акт опубликован и обнародован в установленном порядке. Действующее законодательство не содержит запретов на указание в Генеральных планах при территориальном планировании земельных участков с конкретными кадастровыми номерами, а в мероприятиях по развитию различных областей - включение ссылок на наличие на территории Гарнизонного сельского поселения полномочий иных лиц, в частности, Прионежского муниципального района РК. Представителем заявителя не представлено суду доказательств, что в оспариваемой части нормативно - правовой акт не соответствует какому - либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Таким образом, как не основанное на законе заявление удовлетворению не подлежит. Руководствуясь требованиями статей 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л: заявление администрации Прионежского муниципального района РК о признании недействующим в части решение Совета Гарнизонного сельского поселения от 26 декабря 2010 года № 3 «Об утверждении Генерального плана Гарнизонного сельского поселения», о возложении на Совет Гарнизонного сельского поселения обязанности опубликовать решение от 26 декабря 2010 года № 3 в установленном законом порядке оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи: Антипиной Н.Н.,
при секретаре: Салаховой С.Л.,
Судья Н.Н. Антипина