Дело № 2 - 634 /12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 июня 2012 года город Петрозаводск Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи: Н.Н. Антипиной, при секретаре: С.Л. Салаховой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вербицкого О.А. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - администрация района), Правительству Республики Карелия об оспаривании решения, Распоряжения; о возложении обязанности совершить определенные действия, у с т а н о в и л: Вербицкий О.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании Распоряжения Правительства Республики Карелия № от хх.хх.хх г., которым было отказано администрации Прионежского муниципального района РК в переводе земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв. метров, расположенного в районе ... Прионежского района, из состава земель запаса в категорию «земли сельскохозяйственного назначения». Заявитель полагает такой отказ незаконным и просит признать незаконным Распоряжение и обязать Правительство РК повторно рассмотреть заявление о переводе земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения. В обоснование заявленных требований заявителем указано на то обстоятельство, что акт выбора и обследования земельного участка под строительство индивидуального дачного дома в ... согласован всеми членами Комиссии, что не было учтено Правительством РК; при использовании земельного участка он не намерен нарушать ограничения, установленные статьей 65 Водного кодекса РФ. Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ предусмотрена возможность строительства, эксплуатации хозяйственных и иных водных объектов в водоохранных зонах. Помимо заявленных требований Вербицкий О.А. просит признать незаконным отказ администрации района от хх.хх.хх г. № в предоставлении ему данного земельного участка, так как данный отказ принят на основании незаконного Распоряжения Правительства РК от хх.хх.хх г. №. Вербицкий О.А., его представитель Добровольская В.А., действующая по доверенности, в судебном заседании заявление поддержали и пояснили, что строительство дачного дома будет произведено в соответствии с действующим законодательством, распашка земель на земельном участке с кадастровым номером № производиться не будет. Данный земельный участок до передачи его в земли запаса относился к землям сельскохозяйственного назначения. Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Карелия Калинин В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление; полагал, что оспариваемое Распоряжение Правительства РК является законным и обоснованным. Представитель заинтересованного лица администрации района Ульянова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании считая заявление не подлежащим удовлетворению, пояснила, что отказ администрации в предоставлении заявителю земельного участка основан на оспариваемом Распоряжении. Суд, заслушав пояснения заявителя, представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что хх.хх.хх г. администрация района обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (далее - Комитет) с обращением о переводе земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв. метров, расположенного по адресу: ..., из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Указанный земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности и весь относится к категории земель запаса; расположен на территории сельского поселения, на ..., на расстоянии ... метров от Онежского озера, то есть в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе Онежского озера. Полномочия по переводу земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в другую категорию в силу положений статей 8, 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»(далее - Закон)возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно статье 54 Конституции Республики Карелия высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия является Правительство Республики Карелия. В соответствии со статьей 57 Конституции Республики Карелия в состав полномочий Правительства Республики Карелия входит осуществление полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Карелия, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 58 Конституции Республики Карелия Правительство Республики Карелия издает обязательные для исполнения постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Карелия, которые являются обязательными для исполнения на всей территории Республики Карелия и вступают в силу со дняих подписания. Постановления и распоряжения подписываются Главой Республики Карелия. хх.хх.хх г. постановлением администрации района был утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство индивидуального дачного дома по заявлению Вербицкого О.А. Распоряжением Правительства РК № от хх.хх.хх г. администрации района было отказано в переводе указанного земельного участка из состава земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения в связи с ограничениями заявленному в ходатайстве использованию прибрежной защитной полосы Онежского озера, установленными статей 65 Водного кодекса РФ. Со ссылкой на это Распоряжение администрацией района письмом от хх.хх.хх г. № Вербицкому О.А. отказано в принятии решения о предоставлении ему в аренду земельного участка под строительство индивидуального дачного дома. Указанное Распоряжение Правительства РК и ответ администрации района оспаривается заявителем в настоящее время. Таким образом, целью перевода обозначенного земельного участка в иную категорию являлось последующее предоставление его для индивидуального дачного строительства гражданину Вербицкому О.А. В силу пункта 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд. Статьей 13 Закона определено, что перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе из одной категории земель в другую. В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 2 Закона в ходатайстве о переводе земельных участков в другую категорию заинтересованным лицом должно быть указано обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую. Из материалов дела усматривается, что на спорный земельный участок проведен комплекс землеустроительньх работ, получены согласования с контрольными и надзорными органами по природопользованию, сформировано землеустроительное дело, участок поставлен на кадастровый учет; в случае перевода в категорию земель сельскохозяйственного назначения земельный участок будет предоставлен на праве аренды Вербицкому О.А. При указанных обстоятельствах суд полагает, что заявитель имеет право на обращение в суд с данным заявлением в целях защиты своих интересов. В соответствии со статьей 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, то есть относится к категории земель запаса. Статья 4 Закона предусматривает, что перевод земель или земельных участков из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода или запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии озер и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (пункт 2 статьи 65 Водного кодекса РФ). Указанные ограничения перечислены в статье 65 Водного кодекса РФ. Так, в границах водоохранных зон запрещаются (часть 15): использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются (часть 17): распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. В соответствии со статьями 77, 78 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Администрация района планирует предоставить спорный земельный участок Вербицкому О.А. для дачного строительства. В соответствии с частью 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Согласно статье 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Онежское озеро относится к водным объектам высшей категории рыбохозяйственного назначения. В силу части 13 статьи 65 Водного кодекса РФ ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. Спорный земельный участок полностью расположен в прибрежной защитной полосе Онежского озера, в ... метрах от уреза воды. Данные обстоятельства лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспариваются и подтверждаются материалами дела. Таким образом, дачное строительство в прибрежной защитной полосе Онежского озера, предполагающее использование земли, в том числе в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому будет предоставлен земельный участок, вышеуказанных запрещенных действий, предусмотренных статьей 65 Водного кодекса РФ, в частности, распашки земель, без которой невозможно использование земельного участка для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. Размещение дачного участка в пределах прибрежной защитной полосы водного объекта фактически даст возможность гражданину нарушать установленные федеральным законом ограничения. Соответственно, перевод земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения может повлечь нарушение установленных Водным кодексом РФ ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, а использование земель не по назначению противоречит статье 7 Земельного кодекса РФ. Будучи связанной принятым Распоряжением администрация района, ссылаясь на него, отказала Вербицкому О.А. в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка под строительство индивидуального дачного дома. В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления и права либо свободы гражданина не были нарушены. При указанных обстоятельствах, учитывая, что полномочия по переводу земель из одной категории в другую в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Земельного Кодекса РФ возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд считает, что Распоряжение вынесено в пределах предоставленных полномочий, законно и обоснованно. Учитывая, что отказ администрации района в предоставлении Вербицкому О.А. земельного участка основан на вышеуказанном Распоряжении, оснований для признания данного отказа незаконным не имеется. На основании вышеизложенного, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л: заявление Вербицкого О.А. о признании отказа администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, оформленного письмом от хх.хх.хх г. № незаконным, о признании незаконным Распоряжения Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. №, о возложении на Правительство Республики Карелия обязанности повторно рассмотреть заявление о переводе земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы. Судья Н.Н. Антипина Решение принято судом в окончательной форме 04 июля 2012 года.