Дело № 2-752/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е 02 августа 2012 года город Петрозаводск Прионежский районный суд Республики Карелия в составе: рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оглоблина Г.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, у с т а н о в и л: Оглоблин Г.В. обратился в суд с заявлением к администрации Прионежского муниципального района (далее - администрация) о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия в области землепользования, мотивируя требования тем, что решение администрации, выраженное в письме от хх.хх.хх г. о необходимости предоставления отчета о рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка противоречит требованиям действующего земельного законодательства. Просил признать указанное решение незаконным, возложить на ответчика обязанность в целях восстановления нарушенного права принять решение о предоставлении в его собственность земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: Республика Карелия, Прионежский район, земельный участок расположен в части кадастрового квартала №, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью ... кв.м. по цене составляющей минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Оглоблин Г.В. в судебное заседание не явился, уведомлен о слушании дела надлежащим образом. Представитель заявителя поддержал в судебном заседании заявленные требования. Представитель администрации Прионежского муниципального района требования не признала, указала, что постановлением администрации № от хх.хх.хх г. разрешена продажа занимаемого земельного участка Оглоблину Г.В., составлен договор купли-продажи земельного участка по кадастровой стоимости, в настоящее время договор передан заявителю, но им не подписан. Считала, что, так как договор составлен хх.хх.хх г. то в соответствии с требованиями действующего законодательства, при определении цены участка применена кадастровая стоимость участка. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему. В силу п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления. Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом. Согласно положениям статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит дом, расположенный по адресу: ..., участок №, что подтверждается представленными суду документами. хх.хх.хх г. он обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении занимаемого домом земельного участка в собственность. В соответствии с п.5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Согласно Перечню документов, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской федерации от 13 сентября 2011 г. N 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» отчет о рыночной стоимости земельного испрашиваемого земельного участка, не входит в указанный перечень. В соответствии с положениями п.5 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Однако, администрация района на заявление Оглоблина Г.В. о предоставлении в собственность земельного участка, в письме от хх.хх.хх г. (л.д.№) указала на необходимость предоставления такого документа для решения вопроса о предоставлении участка в собственность. Таким образом, решение администрации об истребовании у заявителя отчета об оценке рыночной стоимости участка является незаконным. В соответствии с положениями п.6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01 июля 2012 г. лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В соответствии с законом Республики Карелия от 31.12.2007 г. № 1155-ЗРК «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» (ред. Закона Республики Карелия от 30.04.2010 г. № 1380-ЗРК «О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений») до 01.01.2012 г. цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их приобретении лицами, не указанными в части 1 настоящей статьи и являющимися собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, составляет десятикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Законом Республики Карелия от 05.05.2012 г. № 1595-ЗРК «О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», (вступившим в законную силу 28 мая 2012 г.) до 01.07.2012 г. цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их приобретении лицами, не указанными в части 1 настоящей статьи и являющимися собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, составляет десятикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Таким образом, судом усматривается, что в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. вопрос о цене земельных участков в Республике Карелия был не урегулирован, следовательно, подлежали, в период до хх.хх.хх г., применению положения ч.2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно положений п.1.2. ч.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости. Согласно постановлению администрации района № от хх.хх.хх г. «О продаже земельного участка Оглоблину Г.В.» разрешена продажа земельного участка с кадастровым номером № площадью ... кв.м. Оглоблину В.Г. по цене его кадастровой стоимости ... руб. ... коп. (л.д.№) в соответствии с п.10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Рекомендовано Оглоблину В.Г. заключить договор купли-продажи и зарегистрировать право собственности на земельный участок в установленном законом порядке. Учитывая, что длительность не решения вопроса о предоставлении земельного участка на праве собственности по заявлению Оглоблина В.Г., не принятие решения в установленный законом месячный срок (до хх.хх.хх г.), существенно нарушило права заявителя на приобретение земельного участка по более низкой стоимости, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь нормами ст.ст.12, 56, 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Заявление Оглоблина Г.В. удовлетворить. Признать незаконным решение администрации Прионежского муниципального района, выраженное в письме от хх.хх.хх г. № в адрес Оглоблина Г.В. Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия принять решение о предоставлении в собственность Оглоблину Г.В. земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: ..., земельный участок расположен в части кадастрового квартала №, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для индивидуального дачного строительства, площадью ... кв.м. по цене составляющей минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Взыскать с администрации Прионежского муниципального района в пользу Оглоблина Г.В. судебные расходы в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия. Мотивированное решение составлено хх.хх.хх г.
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре К.В.Носуль,
Судья Т.В.Баранова