Дело № 2- 66/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н. Антипиной,
при секретаре: С.Л. Салаховой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора (далее - Прокурор), действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Деревянского сельского поселения (далее - Администрация поселения), садоводческому некоммерческому товариществу (далее - СНТ), Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился с иском, мотивируя тем, что на ... километре автодороги (... метров по дороге СНТ) имеется несанкционированная свалка, обязанность по ликвидации которой должна быть возложена на Администрацию поселения.
Определением Прионежского районного суда РК от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены СНТ и Министерство.
Прокурор Живетьев Д.А. в судебном заседании отказался от иска к СНТ (в данной части вынесено отдельное определение) и, поддержав иск к Администрации поселения и Министерству, пояснил, что данные ответчики должны принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.
Представитель Администрации поселения Пронин А.В., действующий по доверенности, иск не признал и пояснил, что Администрация поселения занимается уборкой отходов с территории населенных пунктов. Несанкционированная свалка расположена на территории лесного фонда, которая в юрисдикцию поселения не входит; указанный участок лесного фонда муниципальной собственностью не является.
Представитель Министерства Бочинский О.А., действующий по доверенности, иск не признал и пояснил, что в настоящее время невозможно установить, на чьих землях находится несанкционированная свалка; если предполагать, что это земли лесного фонда, то Министерство обязано убрать свалку.
Представитель СНТ в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен; в предыдущем судебном заседании пояснил, что свалка находится в ... метрах от шлагбаума при въезде на территорию СНТ. Свалка представляет собой бытовой мусор, металл, запчасти от радиотехники, связки старых газет.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Пумалайнен В.С., действующий по доверенности, иск прокурора поддержал.
Представитель третьего лица государственного учреждения РК «Прионежское центральное лесничество» Степанов С.А., действующий по доверенности, пояснил, что в связи с наличием снежного покрова определить точную категорию земель, на которых располагается свалка, невозможно. Данный мусор мог образоваться за счет деятельности членов СНТ, т.к. дорога ведет только к ним.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно статей 3, 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Из представленных суду материалов, пояснений сторон, следует, что на ... километре автодороги (... метров по дороге СНТ), на обочине автомобильной дороги расположена свалка бытовых отходов. Наличие свалки является незаконным.
Из кадастровой выписки о земельном участке (л.д. №), схем (л.д. №), следует, что земельный участок, на котором имеется несанкционированная свалка, относится к землям лесного фонда, располагается на территории Деревянского сельского поселения.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
Пункт 9 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010 года N 206-П, устанавливает, что Министерство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществляет на землях лесного фонда государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; государственного лесного контроля и надзора.
Таким образом, и Администрация поселения, и Министерство, в силу вышеназванных их полномочий, являются надлежащими ответчиками по делу, и на них должна быть возложена обязанность в срок до хх.хх.хх г. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на ... километре автодороги (... метров по дороге СНТ).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на Администрацию Деревянского сельского поселения, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обязанность в срок до хх.хх.хх г. ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в границах Деревянского сельского поселения на ... километре автодороги (... метров по дороге СНТ).
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 02 марта 2011 года.