об оспаривании действий должностного лица



Дело Номер обезличен КОПИЯР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. Нижний Новгород

Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Рекуновой Т.В., при секретаре Решетниковой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Князева А.В. об оспаривании действий отдела военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г. Нижнего Новгорода,

У С Т А Н О В И Л:

Князев А.В. обратился с жалобой на действия должностного лица, указывая, что Дата обезличена руководителем Отдела Военного Комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г.Н.Новгорода в отношении него были совершены неправомерные действия, выразившиеся в незаконном возложении на него обязанности представить дополнительные документы для постановки на воинский учет. Данные действия нарушают его права и свободы, ведут к необоснованной потере времени. Созданная, благодаря незаконным действиям вышеуказанного должностного лица, ситуация также ведет к тому, что в действиях заявителя, формально, прослеживается состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 КОАП.

Заявитель указал, что Дата обезличена он сменил место постоянного жительства в пределах г.Нижнего Новгорода (из ... района переехал в Приокский), в тот же день снялся с воинского учета в отделе Военного комиссариата Нижегородской области по ... району г.Н.Новгорода и на следующий день - Дата обезличена в 12.45 прибыл (имея с собой документ воинского учета - военный билет офицера запаса с отметкой о снятии с воинского учета по прежнему месту жительства) в отдел Военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г.Н.Новгорода, с целью встать на воинский учет. Перед этим Дата обезличена он совместно со своей семьей посетил паспортистку по месту жительства и подал документы для регистрации его и его семьи по новому месту жительства. В отделе Военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г.Н.Новгорода ему отказали в постановке на воинский учет по причине непредставления «карточки формы № 9».

Дата обезличена в 16.10 повторно заявитель прибыл в отдел Военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г.Н.Новгорода и подал письменное заявление на имя руководителя данной организации с требованием организовать постановку его на воинский учет в соответствии с действующим законодательством. На это заявление Дата обезличена он получил письменный ответ, содержащий в себе описание его обязанности принести, помимо прочего, «карточку регистрации», которая необходима, с точки зрения вышеуказанного должностного лица, для постановки на воинский учет.

Заявитель просит обязать руководителя отдела Военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г.Н.Новгорода организовать постановку его на воинский учет в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ (без предоставления дополнительных, не предусмотренных нормативными актами, регламентирующими ведение воинского учета, документов).

Определением суда от Дата обезличена Военный комиссариат Нижегородской области привлечен по делу в качестве заинтересованного лица.

В судебном заседании Князев А.В. заявление поддержал.

Представитель отдела военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району и представитель Военного комиссариата Нижегородской области с жалобой согласились частично, суду пояснили, что при постановке на воинский учет должностные лица, в данном случае паспортистка, направила Князева А.В. в военный комиссариат по месту жительства, предложив взять карточку регистрации «формы 9». Князев А.В. карточку брать отказался, сославшись на нехватку времени, чтобы отнести карточку обратно. Карточка «формы 9» косвенно служит целям и задачам воинского учета, и принести ее в военкомат необходимо для полноты и достоверности учетных сведений.

Князев А.В. обратился в военкомат по вопросу постановки на воинский учет, предоставив при этом военный билет, паспорт без штампа регистрации в Приокском районе г. Нижнего Новгорода, свидетельство о праве собственности на квартиру, которое не является подтверждением регистрации Князева А.В. по месту жительства. В связи с чем, заявителю было предложено представить карточку формы 9 от паспортистки. В целях организации воинского учета должностные лица военкоматов, либо органов местного самоуправления делают отметки о постановке граждан на воинский учет в карточках регистрации или домовых книгах. Полагают, что со стороны отдела по Приокскому району Военного комиссариата Нижегородской области каких-либо нарушений прав и законных интересов Князева А.В. не имеется. В настоящее время Князев А.В. зарегистрирован по месту жительства, в связи с чем, отдел ВКНО по Приокскому району готов поставить его на воинский учет офицеров запаса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит жалобу Князева А.В. подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 254 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

2. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания.

Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения).

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

По делу установлено, что Князев А.В., являясь офицером запаса, и проживавший ранее в ... районе г. Нижнего Новгорода, Дата обезличена обратился в отдел военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г. Нижнего Новгорода для постановки на воинский учет по месту жительства: г. Нижний Новгород, ул. ..., д. ..., кв. ..., в связи с переменой места жительства. При обращении Князев В.А. имел при себе военный билет, свидетельство о государственной регистрации права на указанную квартиру и ксерокопию паспорта без отметки о постановке на регистрационный учет по месту жительства в Приокском районе г. Нижнего Новгорода.

Отделом военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району в постановке на воинский учет Князеву А.В. было отказано по причине непредоставления им карточки «формы № 9».

Суд приходит к выводу о неправомерности требований сотрудников отдела военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г. Нижнего Новгорода о предоставлении Князевым А.В. карточки по форме 9 для постановки на воинский учет.

В соответствии с «Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», утвержденной Приказом Министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службы от 10 сентября 2007 года № 366/789/197,

6. Территориальные органы ФМС России:

б) при обращении граждан в территориальные органы ФМС России для регистрации по месту жительства (учета по месту пребывания на срок более трех месяцев), снятия с регистрационного учета по месту жительства (снятия с учета по месту пребывания) проверяют наличие в паспортах отметок об отношении их к воинской обязанности, информируют граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, об их обязанности состоять на воинском учете по месту жительства (месту пребывания на срок более трех месяцев);

в) при отсутствии в паспорте гражданина, не состоящего, но обязанного состоять на воинском учете, отметки об отношении к воинской обязанности и отсутствии в документах воинского учета (отсутствии возможности (или отказе) представить документы воинского учета) отметок соответствующих военных комиссариатов о приеме на воинский учет, вручают гражданину направление для постановки на воинский учет в военный комиссариат по месту его жительства (по месту пребывания на срок более трех месяцев) согласно приложению № 3 к настоящей Инструкции;

г) направляют в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет, согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции.

В соответствии с «Положением о воинском учете», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719,

7. Персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется военными комиссариатами.

За состояние воинского учета отвечают военные комиссары.

Порядок организации воинского учета граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, определяется руководителями этих федеральных органов исполнительной власти.

8. В поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов.

23. В целях организации и обеспечения постановки граждан на воинский учет органы местного самоуправления и их должностные лица:

г) делают отметки о постановке граждан на воинский учет в карточках регистрации или домовых книгах.

46. Территориальные органы Федеральной миграционной службы при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

В этих целях должностные лица территориальных органов Федеральной миграционной службы проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.

50. Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

а) состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти;

г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;

д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;

53. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, и офицеры запаса для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.

В соответствии с «Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденным Приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208,

56. Должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 11 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 2 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению. Максимальный срок выполнения действия - 15 минут.

58. Карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Из вышеприведенных норм права следует, что паспортист, к которому обратился Князев А.В. с заявлением о регистрации по месту жительства, обязан был вручить заявителю направление для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г. Нижнего Новгорода. Форма направления для постановки на воинский учет утверждена «Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности».

Карточка регистрации по форме № 9 является подтверждением регистрации гражданина по месту жительства и не может расцениваться как «направление» органов ФМС в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Не может быть принята во внимание ссылка представителя заинтересованного лица на то, что согласно п. «г» ст. 23 «Положения о воинском учете», должностные лица военных комиссариатов делают отметку о постановке на воинский учет в карточках регистрации или домовых книгах.

Как указывалось выше, данная обязанность Положением возложена на органы местного самоуправления, а не на военные комиссариаты.

На основании изложенного, должностное лицо отдела военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г. Нижнего Новгорода не вправе было требовать у Князева А.В. карточку регистрации по форме № 9 для постановки заявителя на воинский учет.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Военного комиссариата Нижегородской области подлежит взысканию госпошлина в сумме ... руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление Князева А.В. удовлетворить.

Признать незаконными действия отдела военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г. Нижнего Новгорода в части истребования у Князева А.В. для постановки на воинский учет карточки регистрации формы № 9.

Обязать отдел военного комиссариата Нижегородской области по Приокскому району г. Нижнего Новгорода поставить Князева А.В. на воинский учет в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Взыскать с Военного комиссариата Нижегородской области в пользу Князева А.В. госпошлину в сумме ... рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней через Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Судья Т.В. Рекунова

Копия верна. Судья:

.