Решение по иску о запрете осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр



Дело № 2-1760/....

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Нижний Новгород

Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Ящерицына В.Н., при секретаре Хлоповой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приокского района г.Нижнего Новгорода к Обществу с ограниченной ответственностью «Ф.» о запрете осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр,

у с т а н о в и л :

Прокурор Приокского района города Нижнего Новгорода в интересах Российской Федерации, в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд к Обществу с ограниченной ответственностью «Ф.» с вышеуказанными исковыми требованиями.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Приокского района г. Нижнего Новгорода по результатам проверки, проведенной в порядке ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», установлен факт осуществления ООО «Ф.», Клуб «И.» незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием электронных лототронов без соответствующего разрешения по <адрес>

В соответствии с ч.9 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 244-
ФЗ), деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного указанным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 01.07.2009. Исходя из положений ст. 9 Федерального закона
№ 244-ФЗ, на территории Нижегородской области организация и проведение азартных игр запрещены.

В соответствии со ст.4 Федерального закона №244-ФЗ азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Истец указывает, что при проведении проверки в помещении по указанному адресу, занимаемому ООО «Ф.», Клуб «И.» обнаружены ... единиц игрового (электронного) оборудования, в рабочем состоянии находилось ... единиц игрового (электронного) оборудования, по внешним данным напоминающие игровые автоматы с демонтированными устройствами приема и выдачи денежных знаков. Органы управления (клавиши, кнопки) игровым оборудованием расположены на передней панели, что позволяет игроку самостоятельно проводить игру на оборудовании без участия организатора игр. Без участия игрока программа выполняется в демонстративном режиме, т.е. на мониторах игрового оборудования демонстрируется (высвечивается) установленные игры, по одной на каждом оборудовании в зависимости от версии игры. Суть данных игр состоит в случайном выпадении последовательности определенных символов в ряде колонок, в зависимости, комбинации которых посетитель (игрок) либо увеличивает количество выставленных ему представителем клуба баллов (выигрывает) либо фактически их лишается (проигрывает).

Допуск посетителей к игровому (электронному) оборудованию осуществляется в следующем порядке: игра на оборудовании в клубе является платной и в случае выигрыша игроку выплачивается выигрыш в денежном эквиваленте в соотношении ... балл равен ... рублю. Посетитель платит оператору-кассиру клуба денежную сумму (... рублей - спички «<данные изъяты>», ... рублей - календарь «<данные изъяты>», ... рублей - ручка «<данные изъяты>», ... рублей -- зажигалка «<данные изъяты>»), и далее на выбранном им игровом аппарате представитель клуба с помощью специального электронного ключа на соответствующую сумму выставляет баллы (кредит). После чего участник игры, самостоятельно используя игровое оборудование путем нажатия на соответствующие клавиши при помощи специальной компьютерной программы, играет, тем самым, определяя свои призовые баллы. Выигрыш при использовании данного игрового оборудования определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса данного оборудования, т.е. выигрыш формируется в ходе проведения игры и его сумма заранее не известна, что указывает на признаки азартной игры. В случае выигрыша игрок получает деньги из кассы клуба, выдача выигрыша фиксируется в специальной квитанции, имеющей порядковый номер, дату выдачи, сумму выигрыша и другие реквизиты.

Таким образом, возможность стать участником игры участником игры обусловлена внесением наличных денежных средств. Посетитель фактически заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.

Пункты 1, 2 и 3 ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 №138-ФЗ
«О лотереях» (далее -- Федеральный закон №138-ФЗ) предусматривают, что
право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.

Между тем сведений о направлении в соответствующий уполномоченный орган уведомления о проведении стимулирующей лотереи ООО «Ф.», Клуб «И.» не представило.

В соответствии с п.1 ст.16 ФЗ № 138-ФЗ договор между организатором и участником стимулирующей лотерее является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

По условиям стимулирующей лотереи ООО «Ф.», Клуб «И.» для того, чтобы стать участником лотереи, лицу необходимо приобрести товар (спички, календарь, ручки, зажигалку) и дать согласие на участие в лотерее путем предъявления организатору промо-ярлыка с кодом, нанесенного на товар. Применительно к установленным в ходе проверки обстоятельствам предлагаемый товар является лишь предложением, а его приобретение за цену, значительно выше стоимости данного товара - условием для участия в игре с розыгрышами с элементами азарта выигрыша и элементами риска проигрыша. Тем самым общество заключает с гражданином пари, то есть основанное на риске соглашение о выигрыше по установленным обществом правилам, исход которого в азартной игре с использованием игрового оборудования зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Таким образом, договор между организатором и участником лотереи, проводимой ООО «Ф.», Клуб «И.» носит возмездный характер.

Призовой фонд стимулирующей лотереи формируется за счет организатора этой лотереи (п.2 ст.2, п.З ст.З Федерального закона №138-ФЗ). Однако, исходя из условий стимулирующей лотереи, проводимой ООО «Ф.», Клуб «И.», призовой фонд формируется за счет денежных средств участников лотереи.

Кроме того, согласно п.14 ст.2, п.2 ст.9 Федерального закона №138-ФЗ лотерейное оборудование должно быть оснащено лотерейными программами, а условия стимулирующей лотереи включать права и обязанности участников стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей.

Вместе с тем, при осмотре игровых аппаратов ООО «Ф.», Клуб «И.», а также при изучении условий данной лотереи установлено, что оснащение игровых аппаратов лотерейными программами, а также фиксация прав и обязанностей участников стимулирующей лотереи, алгоритма определения выигрышей отсутствуют, что не позволяет отнести данное оборудование к лотерейному.

Таким образом, по результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлены признаки, не позволяющие отнести деятельность ООО «Ф.», Клуб «И.» к проведению стимулирующей лотереи: отсутствие уведомления о проведении стимулирующей лотереи, направленного в уполномоченный орган; наличие на центральных блоках управления лототронов записи игровой программы и отсутствие на них лотерейных программ; отсутствие договора между организатором и участником лотереи оформленного выдачей лотерейного билета или иного документа, содержащего реквизиты, предусмотренные ст.2 Федерального закона №138-ФЗ; формирование призового фонда за счет средств участников игры; отсутствие определенных прав и обязанностей участников лотереи, обладающих правом на участие в розыгрыше призового фонда; использование механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.

Изложенное свидетельствует, что ООО «Ф.», Клуб «И.» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр под прикрытием стимулирующей лотереи вне игорных зон и без получения специального разрешения, что прямо запрещено п.п.6,9 ст. 16 Федерального

закона №244-ФЗ.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Игнорирование ООО «Ф.», Клуб «И.» требований

законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации противоречит конституционному принципу обязательного соблюдения законодательства, установленному ч.2 ст. 15 Конституции РФ и нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся в обеспечении закона, единства и укрепления законности.

Кроме того, незаконная деятельность ООО «Ф.», Клуб «И.» нарушает права граждан, жителей района, т.е. неопределенного круга лиц, поскольку может повлечь для них негативные последствия. В частности, создает дополнительную мотивацию для людей, страдающих игроманией, совершить корыстные преступления в целях добычи денежных средств для продолжения игры. Азартные игры имеют повышенные риски для социально незащищенных и неблагополучных слоев населения, которые по результатам игры могут остаться без средств к существованию и жилья. Данные услуги, не имеют возрастных ограничений, могут негативно влиять на образ жизни и формирование личности несовершеннолетних.

В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов, обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании ст.35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В качестве способа защиты гражданского права в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть использован способ пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п.1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Истец просит суд запретить ООО «Ф.», Клуб «И.», расположенному по <адрес> осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр.

Представитель истца - помощник прокурора Приокского района г. Нижнего Новгорода Кольцова М.П. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Ответчик - исполнительный директор ООО «Ф.» - Янин В.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом путем вручения судебной повестки лично под роспись.

В соответствии со ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Закон создает равные условия для лиц, участвовавших в процессе, предоставив им право самим определить объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализовать их по своему усмотрению.

В соответствии со ст.167 ч.3,4 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Таким образом, неявка лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном заседании, и не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.

Суд, выслушав мнение представителя истца, считает возможным в соответствии со ст.167 ч.4 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 29.12.2006года № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность бирж (статья 1).

Согласно ст. 2 данного Федерального закона правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.3 данного Федерального закона государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:

1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;

3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

5) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

2. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.

3. Проверка технического состояния игрового оборудования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Статьей 4 Закона определены такие понятия, как:

1) азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

2) пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

3) ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;

4) выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;

5) организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;

6) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;

7) игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;

9) лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

10) участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;

11) игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг);

12) казино - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования;

13) зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;

14) букмекерская контора - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр;

15) тотализатор - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр;

16) игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;

17) игровой стол - игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников;

18) игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;

19) касса букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;

20) касса тотализатора - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;

21) касса игорного заведения - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр осуществляет операции с денежными средствами и в которой находится специальное оборудование, позволяющее осуществлять указанные операции;

22) зона обслуживания участников азартных игр - часть игорного заведения, в которой установлены игровое оборудование, кассы игорного заведения, тотализатора, букмекерской конторы, а также иное используемое участниками азартных игр оборудование;

23) служебная зона игорного заведения - обособленная часть игорного заведения, которая предназначена для работников организатора азартных игр и в которую не допускаются участники азартных игр;

24) сопутствующие азартным играм услуги - гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий.

Статьей 5 вышеуказанного закона установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр:

1. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

2. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

4. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.

Согласно ст. 9 вышеуказанного закона на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны.

2. Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации:

Алтайский край;

Приморский край;

Калининградская область;

Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

3. Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры игорных зон определяются Правительством Российской Федерации.

4. Решения о создании и ликвидации игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом границы игорных зон определяются на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вносимых в Правительство Российской Федерации.

5. Предложения о границах игорных зон, включающих в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, вносятся в Правительство Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

6. Порядок управления игорными зонами, включающими в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, порядок реализации в таких игорных зонах прав, предоставленных субъектам Российской Федерации законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, порядок распределения между бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации средств от уплаты налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

7. Срок действия игорных зон не может быть ограничен. Решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято Правительством Российской Федерации до истечения десяти лет с даты ее создания.

8. В решении о создании игорной зоны могут быть установлены дополнительные требования к отдельным видам игорных заведений и иные ограничения.

Согласно ст. 2, п. 1 ст. 12 Федерального закона № 138-ФЗ "О лотереях" лотерея определяется как игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные, реквизиты:

номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи;

наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи;

наименование лотереи;

номер лотерейного билета;

наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона;

выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения; размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи; фиксированную цену лотерейного билета или фиксированную цену единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;

дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи;

сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей);

информацию о месте и сроках получения выигрышей.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 138-ФЗ "О лотереях" лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Согласно п. 14 ст. 2, п. 2 ст. 9 Федерального закона № 138-ФЗ "О лотереях" лотерейное оборудование должно быть оснащено лотерейными программами, а условия стимулирующей лотереи включать права и обязанности участников стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона № 138-ФЗ "О лотереях" договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

Из материалов дела следует, что ООО «Ф.» зарегистрировано в качестве юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ...).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Приокскогоо района г. Нижнего Новгорода по результатам проверки, проведенной в порядке ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации", установлен факт осуществления ООО «Ф.» незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игррового оборудования без соответствующе разрешения по <адрес>, клуб «И.». По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, с которым ознакомлен и согласен представитель организации Сажин И.С., принимавший участие в проверке (л.д. ...).

При проведении проверки в помещении по вышеуказанному адресу, обнаружены ... игровых аппарата, из которых ... не работают. Также в клубе на стене имеется прейскурант цен на продукцию (спички «<данные изъяты>» - ... руб., календарь «<данные изъяты>» - ... руб., ручка «Мир <данные изъяты>» - ... руб., зажигалка «<данные изъяты>» - ... руб.).

Суд считает обоснованными выводы истца о том, что вышеизложенное

возможность стать участником игры обусловлена внесением наличных денежных средств. Посетитель фактически заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.

Для того, чтобы стать участником лотереи, лицу необходимо приобрести товар (спички, календарь, ручки, зажигалку) и дать согласие на участие в лотерее путем предъявления организатору промо-ярлыка с кодом, нанесенного на товар. Применительно к установленным в ходе проверки обстоятельствам предлагаемый товар является лишь предложением, а его приобретение за цену, значительно выше стоимости данного товара - условием для участия в игре с розыгрышами с элементами азарта выигрыша и элементами риска проигрыша.

Тем самым общество заключает с гражданином пари, то есть основанное на риске соглашение о выигрыше по установленным обществом правилам, исход которого в азартной игре с использованием игрового оборудования зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Таким образом, договор между организатором и участником лотереи, проводимой ООО «Ф.», Клуб «И.» носит возмездный характер, что противоречит положениям п. 1 ст. 16 Федерального закона №-Ф3 "О лотереях".

Таким образом, по результатам проведенной прокуратурой Приокского района проверки выявлены признаки, не позволяющие отнести деятельность ООО «Ф.», клуб «И.» к проведению стимулирующей лотереи: отсутствие уведомления о проведении стимулирующей лотереи, направленного в уполномоченный орган; наличие на центральных блоках управления лототронов записи игровой программы и отсутствие на них лотерейных программ; отсутствие договора между организатором и участником лотереи оформленного выдачей лотерейного билета или иного документа, содержащего реквизиты, предусмотренные ст.2 Федерального закона №138-ФЗ; формирование призового фонда за счет средств участников игры; отсутствие определенных прав и обязанностей участников лотереи, обладающих правом на участие в розыгрыше призового фонда; использование механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.

Изложенное свидетельствует, что ООО «Ф.», Клуб «И.» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр под прикрытием стимулирующей лотереи вне игорных зон и без получения специального разрешения, что прямо запрещено п.п.6,9 ст. 16 Федерального

закона №244-ФЗ.

В соответствии с требованиями ст. 1065 ГК РФ п.1, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

С учетом изложенного, суд считает требования, предъявленные прокурором Приокского района города Нижнего Новгорода к Обществу с ограниченной ответственностью «Ф.», Клуб «И.» о запрете осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 6, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Приокского района г.Нижнего Новгорода удовлетворить.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Ф.», Клуб «И.», расположенному по <адрес> осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней через Приокский районный суд г.Нижнего Новгорода.

Судья Ящерицын В.Н.