о взыскании необоснованно взысканных денежных средств, в результате применения незаконного норматива потребления на отопление



Дело № 11-279/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 декабря 2010 года Приобский районный суд г. Бийска в составе:

председательствующего: Тертишниковой Л.А.,

при секретаре: Корсаковой Н.В.,

с участием истца Ющенко И.С.,

рассмотрев в порядке апелляционного производства жалобу Ющенко ФИО4 на решение мирового судьи судебного участка № 5 г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Ющенко ФИО5 к ООО «Бийскэнерго» о взыскании необоснованно взысканных денежных средств, в результате применения незаконного норматива потребления на отопление,

у с т а н о в и л:

Ющенко И.С. обратился к мировому судье судебного участка № 5 г. Бийска Алтайского края с иском к ООО «Бийскэнерго» о взыскании необоснованно взысканных денежных средств, в результате применения незаконного норматива потребления на отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Решением мирового судьи судебного участка № 5 г. Бийска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме.

Истец Ющенко И.С. не согласившись с принятым решением мирового судьи судебного участка № 5 г. Бийска, подал апелляционную жалобу, которая была передана в Приобский районный суд г. Бийска для рассмотрения в порядке апелляционного производства.

В своей жалобе истец указал, что в судебном заседании было установлено, что п. 1 Постановления Администрации г. Бийска № 1272 от 30.05.2001 года признан недействующим с момента вынесения определения судебной коллегии Алтайского краевого суда от 11.11.2009 года. Спорное Постановление ООО «Бийскэнерго» начало применять с 2007 года, что было установлено в судебном заседании. При этом судом не учтено, что данное постановление было незаконным с момента принятия ЖК РФ, то есть суд преждевременно пришел к выводу о недоказанности нарушения со стороны ответчика. Выводы суда о том, что истцом не доказано, что норматив потребления тепловой энергии 0,0332 Гкал/кв.м., установленный постановлением Администрации г. Бийска № 1272 от 30.05.2001 года рассчитан неправильно и завышен в 1,66 раза не представлено противоречат действующему законодательству, поскольку с учетом того, что постановление затрагивало права и обязанности неопределенного круга лиц - потребителей тепловой энергии данный судебный спор должен рассматриваться с учетом требований предусмотренных главой 25 ГПК РФ, согласно которой бремя доказывания возлагается на поставщика услуг.

Выводы суда о том, что «если произвести перерасчет установленного в г. Бийске норматива потребления 0,0332 Гкал/кв.м. на 12 месяцев, то в результате получится тот же норматив 0,02 Гкал/кв.м. на который ссылается истец», являются неверными так как указанный норматив ответчиком применялся в рассматриваемый период, где отопительный сезон был установлен на 7,28 месяцев.

В судебном заседании истец Ющенко И.С. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Бийскэрнерго» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.

Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:

в соответствии со ст. 363 ГПК РФ относится применение судом закона, не подлежащего применению, а также неправильное толкование закона, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих юридическое значение.

При рассмотрении апелляционной жалобы суд не установил нарушения мировым судьей судебного участка №5 г.Бийска норм материального права и процессуального законодательства. Обстоятельства, имеющие значение для дела мировым судьей определены правильно, подтверждены представленными в деле доказательствами. Выводы мирового судьи, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с ч.1-3 Конституции Российской Федерации, Конституция РоссийскойФедерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Судом установлено, что 30 мая 2001 года Администрацией г.Бийска принято Постановление № 1272 «Об утверждении норматива потребления тепловой энергии для населения, получаемой от ООО «Бийскэнерго». Указанным Постановлением (п.1) утвержден с 01.06.2001 года норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых зданий, получаемой от ООО «Бийскэнерго» - 0,0332 Гкал/кв.м. общей площади жилья.

Указанное Постановление затрагивало права и обязанности неопределенного круга лиц - потребителей тепловой энергии, не было опубликовано официально для всеобщего сведения вплоть до 15 апреля 2009 года. В связи с Представлением Прокуратуры г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное Постановление было опубликовано в газете «Муниципальный вестник» от 15 апреля 2009 года № 15. Данный факт не оспаривался сторонами.

Судом установлено, что истец Ющенко И.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает и является потребителем тепловой энергии в виде горячей воды и отопления, поставляемых ответчиком в названное жилое помещение.

В соответствии с ч.1 ст. 548 ГК РФ, к договорам связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть применяются правила, предусмотренные ст. ст. 539-547 ГК РФ, регулирующие отношения, связанные с энергоснабжением.

Согласно ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, вступившего в законную силу с 01 марта 2005 года, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

23 мая 2006 года Постановлением Правительства РФ № 306 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

В п.2 Правил дано понятие "норматива потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

П.3 Правил определено, что устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

п.4 Правил указывает на то, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

П.16 и 17 Правил установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации с указанием даты введения в действие указанных нормативов.

В соответствии с п.13, ч.1 ст.2 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», Закон РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 (Об основах федеральной жилищной политики» признан утратившим силу.

Доводы истца о том, что в рассматриваемый период действовал норматив на отопление в размере 0,02 Гкал./кв. м. общей площади, установленный в соответствии с «Методикой определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», утвержденной Комитетом РФ по муниципальному хозяйству приказом от 22.11.1993г. №60, во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. №935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг», что Постановление от 22.11.1993г. №935 Советом Министров - Правительством РФ принято в соответствии со ст. 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», а Администрация города, выполняя Постановление Правительства РФ от 22.11.1993г. №935, и в соответствии с «Методикой определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», постановлением от 19.03.1994г. № 140 установила норматив на отопление для жилых зданий в размере 0,02 Гкал./кв. м. общей площади, который был опубликован в официальном издании газете «Бийский рабочий» 31 марта 1994 года не состоятелен, основан на неправильном толковании норм права.

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг», признано утратившим силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 18 июня 1996 года № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг».

Постановление Администрации г.Бийска от 19 марта 1994 года № 140 принято в соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики», (утратившем силу с 01.03.2005 года), Постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» (утратившем силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 707), также считается утратившим силу.

Таким образом, с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ (с 01.03.2005 года), норматив потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденный органом местного самоуправления г.Бийска, иначе как утвержденный Постановлением № 1272 от 30.05.2001 года, неопубликованный в официальном порядке до 15.04.2009 года, не был установлен.

В связи с чем, у суда не имеется оснований для применения указанной нормы при расчете платы потребленной истцом тепловой энергии в соответствии с нормативом потребления тепловой энергии в размере 0,02 Гкал/кв.м., установленный Администрацией г. Бийска в соответствии с Методикой определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденные приказом Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 22.11.1993 года № 60.

Всоответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом изложенного, истцом доказательств переплаты денежных средств за предоставленную тепловую энергию суду не представлено, т.е. не доказано, что ответчик за счет истца неосновательно обогатился на заявленную истцом сумму денежных средств.

Таким образом, суд полагает, что решение мирового судьи в части отказа в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным, поскольку сторона истца в силу ст.56 ГПК РФ не предоставила ни одного факта или аргумента способного суд апелляционной инстанции придти к другому выводу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 328-329, 360 ГПК РФ, суд

у с т а н о в и л:

Решение мирового судьи судебного участка № 5 г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Ющенко ФИО6 к ООО «Бийскэнерго» о взыскании необоснованно взысканных денежных средств, в результате применения незаконного норматива потребления на отопление - оставить без изменения, а жалобу истца - без удовлетворения.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья: Л.А. Тертишникова