Дело № 11-276/2010
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23.12.2010 года Приобский районный суд г. Бийска в составе судьи Елясовой А.Г., при секретаре Потаповой М.Л.,
с участием представителя истца Светоносовой ФИО6, представителя истца Наумова ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Светоносова ФИО8 к ООО «Бийскэнерго» о признании применяемых неопубликованных тарифов на тепловую энергию не подлежащими применению, взыскании переплаченных сумм и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Светоносов ФИО9 обратился к мировому судье судебного участка № 5 г. Бийска с иском к ООО «Бийскэнерго» о взыскании с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2-7).
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнил (л.д.51-53, 93-95), попросив в итоге мирового судью:
1. Признать применение ООО «Бийскэнерго» не опубликованных в установленном порядке размеров плат за отопление и горячее водоснабжение с 01.01.2005 г. по 31.12.2009 г., как не соответствующие требованиям ст. 157 ЖК РФ;
2. Признать применение ООО «Бийскэнерго» для начисления оплат за отопление и горячее водоснабжение не опубликованных тарифов (цен) с 01.01.2005 г. по 31.12.2009 г., как не соответствующих пункту 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109;
3. Признать не подлежащим применению не опубликованных в установленном порядке тарифов на тепловую энергию, которые применялись ООО «Бийскэнерго» для начисления платы за отопление и горячее водоснабжение в следующих размерах:
за 2005 г. за отопление - 664,38 руб./Гкал., за горячее водоснабжение 717,65 руб./Гкал;
за 2006 г. за отопление - 680,72 руб./Гкал., за горячее водоснабжение 810,91 руб./Гкал;
за 2007 г. за отопление и горячее водоснабжение 679,48 руб./Гкал;
за 2008 г. за отопление и горячее водоснабжение 683,48 руб./Гкал;
за 2009 г. за отопление и горячее водоснабжение 684,34 руб./Гкал, из-за отсутствия нормативных правовых актов, устанавливающих указанные тарифы на тепловую энергию для ООО «Бийскэнерго»;
4. Признать подлежащими применению тарифы на тепловую энергию, установленную приказами ФСТ России на 2007-2009 годы во исполнение ст.2 и ст.5 ФЗ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», а именно:
на 2005 г. - 279,79 руб./Гкал,
на 2006 г. - 328,10 руб./Гкал,
на 2007 г. - 344,30 руб./Гкал,
на 2008 г. - 395,74 руб./Гкал,
на 2009 г. - 436,39 руб./Гкал;
5. Взыскать с ООО «Бийскэнерго» в пользу истца убытки в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2009 г., причиненные применением не опубликованных и завышенных тарифов на тепловую энергию;
6. Взыскать с ООО «Бийскэнерго» в пользу истца в возмещение морального вреда в размере <данные изъяты> руб. 00 коп..
Решением мирового судьи судебного участка № 5 от 21 сентября 2010 года в удовлетворении исковых требований Светоносова В.М. к ООО «Бийскэнерго» отказано в полном объеме.
Истец Светоносов В.М., не согласившись с решением мирового судьи, подал апелляционную жалобу, попросив суд отменить решение мирового судьи и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на существенные нарушения мировым судьей норм материального и процессуального права.
Истец Светоносов В.М. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Представители истца Светоносова З.Ф., Наумов А.А. апелляционную жалобу поддержали в полном объеме.
В обоснование своей жалобы и заявленных истцом требований представители истца указали, что тарифы, установленные администрацией г. Бийска, не содержат сведений о том, что данные тарифы установлены для ООО «Бийскэнерго»; ООО «Бийскэнерго» использованы не опубликованные в установленном порядке тарифы, установленные самим ответчиком и значительное завышенные. По мнению истца, подлежат применению тарифы, установленные ФСТ России на 2007-2009 г.г., в связи с чем, переплаченная истцом сумма, а также причиненный моральный вред, подлежит взысканию с ответчика.
Представитель ответчика ООО «Бийскэнерго» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 327 ГПК РФ рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции.
Суд вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства.
Судом установлено, что истцу Светоносову В.М. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. 107).
Согласно выписке из домовой книги по данному адресу зарегистрирован только истец ( л.д.8).
Согласно ст. 210 ГК РФ, ст. 15.2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ст.ст. 30, 153, 154 ЖК РФ собственники жилого помещения несут обязанность по внесению платы за коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (ч.4 ст. 154 ЖК РФ).
Из материалов дела усматривается, что в указанный период истец являлся потребителей тепловой энергии, предоставленной истцу ООО «Бийскэнерго», и, соответственно, находился с ООО «Бийскэнерго» в договорных отношениях.
Согласно ст. 426 ГК РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, признается публичным.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей ( п.п. 1,2 ст. 426 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 ст. 426 ГК РФ).
Следовательно, установленные указанными выше нормативными актами правила оплаты коммунальных услуг, как для истца, так и для ответчика, являются обязательными.
До 1 марта 2005 года условия оплаты коммунальных услуг, в том числе услуг по горячему водоснабжению и отоплению, регулировались Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 392 от 30.07.2004 года (срок действия с 14.08.2004 г. по 29.08.2006 г.); ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» (срок действия с 20.04.1995 г. по настоящее время); Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 N 89 (срок действия с 28.02.2004 г. по 29.08.2006 г.).
С 1 марта 2005 года порядок предоставления коммунальных услуг, условия оплаты регулируются Жилищным кодексом РФ (вступил в действие с 01.03.2005 г.); Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" ( срок действия с 01.01.2006 г. по настоящее время); Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. ( срок действия с 09.06.2006 г. по настоящее время), а также ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» (срок действия с 20.04.1995 г. по настоящее время), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.
Согласно Положению о Федеральной службе по тарифам, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации является Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).
Органом исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, в том числе государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, с 2003 года являлось Главное управление экономики и инвестиций администрации края, с апреля 2010 г. - Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (Постановление Администрации Алтайского края от 28.04.2003 N 216, Постановление Администрации Алтайского края от 30.03.2010 N 123)
В силу положений ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Таким образом, ФСТ России устанавливает только предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию.
На основании ст. 6 данного Федерального закона полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, уже в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую такими электростанциями, предоставлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом согласно п. 57 Основ ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 в Российской Федерации тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии (мощности) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам ( п. 66 Основ).
Вместе с тем, на основании ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", действующих до 1 марта 2005 года, п. 2, п. 3 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 N 89, оплата коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществлялась в порядке и на условиях, которые устанавливались Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации … были вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.
Органами местного самоуправления поселений, устанавливались, в том числе, цены и тарифы на коммунальные услуги ( ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики").
Аналогичные правила были введены в действие пунктом 2 ст. 157 ЖК РФ ( в редакции от 24.12.2004 г.), вступившего в силу 1 марта 2005 года, согласно которому размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", вступившей в действие с 01.01.2006 года, ст. 5 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать надбавки к тарифам на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере электро- и (или) теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Следовательно, как орган местного самоуправления, так и исполнительный орган субъекта РФ в рамках своих полномочий были вправе устанавливать тарифы на поставляемую потребителям тепловую энергию.
В судебном заседании установлено, что за период с 01.01.2005 года по 31.12.2006 года плата за услуги по отоплению и горячему водоснабжению определялась ООО «Бийскэнерго» на основании тарифов для населения, установленных администраций г. Бийска, что не противоречит указанным выше нормативным актам ( л.д. 81-87).
Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 2 ст. 157 ЖК РФ были внесены изменения, в соответствии с которым размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
За период с 01.01.2007 года тарифы за отопление и горячее водоснабжение устанавливаются Главным управлением экономики и инвестиций Администрации Алтайского края.
Таким образом, при начислении платы за потребляемые услуги, ответчиком правомерно использованы тарифы, установленные уполномоченными органами, которые он в соответствии с приведенными нормативными актами не вправе был самостоятельно изменять.
Как следует из материалов гражданского дела, постановлений Администрации г. Бийска, решений и постановлений Главного управления экономики и инвестиций Администрации Алтайского края, опубликованных в установленном порядке в средствах массовой информации, данные тарифы устанавливались именно для ООО «Бийскэнерго», поскольку ООО «Бийскэнерго» оказывало услуги по подаче тепловой энергии потребителям г. Бийска.
Доводы истца о том, что установленные уполномоченными органами тарифы и нормативы потребления услуг не опубликованы в средствах массовой информации своего подтверждения в судебном заседании не нашли. При этом истцом доказательств в подтверждение указанного факта суду не представлено.
Суд также учитывает, что применяемые ООО «Бийскэнерго» тарифы на момент рассмотрения дела в установленном порядке не признаны недействительными.
Более того, в материалах гражданского дела имеются определения Высшего Арбитражного суда от 21.09.2007 г. № 9536/07; от 13.04.2007 г. № 3548/07 (л.д. 157-160), которыми, в частности, подтверждены обоснованность тарифов на тепловую энергию, установленных постановлением Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края от 05.05.2006 г. № 132, и полномочия Главного управления по установлению тарифов на тепловую энергию.
При таких обстоятельствах оснований для перерасчета платы за тепловую энергию и взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о законности и обоснованности принятого мировым судьей решения. В связи с чем, жалоба Светоносова ФИО10 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329, 360 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 5 г. Бийска от 21 сентября 2010 года по гражданскому делу по иску Светоносова ФИО11 к ООО «Бийскэнерго» о признании применяемых неопубликованных тарифов на тепловую энергию за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2009 г. не подлежащими применению, о применении тарифов, подлежащими применению, взыскании переплаченных денежных сумм за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2009 г. в размере <данные изъяты> руб. и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> коп. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Светоносова ФИО12 - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья А.Г. Елясова