Дело № 2-1180 \2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года Приобский районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего: Агафоновой Н.Ю.
при секретаре: Кохаевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибаускаса ФИО14 к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственному Учреждению «Специальное Управление Федеральной противопожарной Службы № 36» о признании нуждающимся в жилых помещениях и признании права на получение жилищного сертификата,
установил:
Грибаускас А.И. обратился в суд с иском к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственному учреждению «Специальное Управление Федеральной противопожарной Службы № 36» об обязании предоставить документы, обосновывающие отказ о включении в список очередников по улучшению жилищных условий, а также решение жилищной комиссии о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на получение жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств обеспечения жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье 2002-2010», обязании восстановить его в списки нуждающихся в получении жилых помещений, включить в число кандидатов на получение сертификата с учетом первоначально поданного рапорта. В обоснование заявленных требований указал, что в 2008 году им подан рапорт признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в списки нуждающихся в получении жилых помещений и включении в число кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов. Жилищно-бытовой комиссией ГУ «Специальное Управление Федеральной противопожарной Службы № 36» он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом Номер обезличен от Дата обезличена года. Дата обезличена года им была получена выписка из протокола заседания комиссии, из которой следовало, что ему отказано во включении в списки очередников на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Считает, что действиями ответчика нарушаются его конституционные права.
Истец неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном варианте просил признать за ним право нуждающегося в улучшении жилищных условий, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств обеспечения жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье 2002-2010», поскольку он является пенсионером, обязать ответчиков восстановить его в списки нуждающихся в получении жилых помещений и включить в число кандидатов на получение сертификата с учетом первоначально поданного рапорта.
В судебном заседании Грибаускас А.И. на исковых требованиях настаивал, по указанным в иске основаниям.
Представитель истца Кудинова Т.А., в судебном заседании поддержала уточенные исковые требования. Указала, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ федеральные органы исполнительной власти наделены правом определять порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилищной комиссией ГУ «Специальное Управление Федеральной противопожарной Службы № 36» истец был признан нуждающимся в жилых помещениях и поставлен на учет. Снятие его с учета являлось неправомерным.
Представитель Государственному Учреждению «Специальное Управление Федеральной противопожарной Службы № 36» Кондрикова Т.С. считала, что исковые требования Грибаускаса А.И. не основаны на законе, так как ответчик не правомочен принимать решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ввиду отсутствия служебного жилого фонда. В соответствии со ст.49 ЖК РФ принятие на учет осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина. Грибаускасу А.И. было рекомендовано обраться в орган местного самоуправления, но данным правом он не воспользовался.
Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело при сложившейся явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено при рассмотрении дела истец проходил службу в должности пожарного в Отряде ГПС УГПС УВД Алтайского края по охране объектов г.Бийска, затем в ГУ «Специальное Управление Федеральной противопожарной Службы № 36».
В Дата обезличена года истец уволился со службы по Номер обезличен Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - ...
Выслуга лет Грибаускаса А.И. на момент увольнения составляла более Номер обезличен л.д.12).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
- лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
- военнослужащих федеральной противопожарной службы;
- лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ.
Согласно контракту о службе в ГПС МЧС России Грибаускас А.И. относится к категории «Сотрудники», в связи с чем на него распространяется законодательство, регламентирующее прохождение службы в органах внутренних дел.
Гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами для военнослужащих, в данном случае не подлежат применению.
Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026 - 1 «О милиции» устанавливает, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке.
Согласно ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства (ст.30).
С Дата обезличена года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (часть 1 статьи 4); граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6).
Частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, среди которых ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч.2 ст.49 ЖК РФ постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях подлежат малоимущие граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пункт 3 ст. 49 ЖК РФ определяет, что жилые помещения из государственного жилищного фонда предоставляются тем категориям граждан, которые указаны в федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации. Такие граждане не являются малоимущими, но в силу своего особого статуса также вправе претендовать на предоставление жилых помещений по социальному найму. Условием для предоставления жилых помещений таким гражданам является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Из вышеприведенных норм следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после 01 марта 2005 года, в соответствии со ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
Как установлено по делу, Дата обезличена года по решению жилищно-бытовой комиссии СУ ФПС № 36 МЧС России, истец был включен в список очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании представленных им документов л.д.9).
Дата обезличена года принятое решение о включении в список очередников Грибаускаса А.И. было отменено и признано не имеющим юридической силы на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Данный пункт предусматривает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Основанием для отмены ранее принятого решения послужило то, что жилищно-бытовая комиссия СУ ФПС № 36 МЧС России не была правомочна принимать решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как после 1 марта 2005 года постановка граждан на учет осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ л.д.132-133).
В ответ на обращения Грибаускаса А.И., ему было рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства для решения своего жилищного вопроса л.д.79).
Не согласившись с решением жилищно-бытовой комиссия СУ ФПС № 36 МЧС России Грибаускас А.И. обратился в суд, полагая, что имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилья по месту службы.
Между тем, данное мнение истца является ошибочным, поскольку его обращение в жилищную комиссию СУ ФПС № 36 имело место после 1 марта 2005 года, когда правом постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу закона наделены только органы местного самоуправления.
Какой-либо иной порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отличный от предусмотренного в ЖК РФ, соответствующим федеральным органом исполнительной власти на настоящий момент не определен.
Таким образом, решение от Дата обезличена года жилищно-бытовой комиссией СУ ФПС № 36 МЧС России следует признать обоснованным, поскольку оно не противоречит закону.
Как установлено при рассмотрении дела, Грибаускас А.И. не обращался в орган местного самоуправления с вопросом о постановке его на учет в качестве нуждающегося, мотивированного отказа на свое обращение не получал.
В деле имеется ответ начальника отдела по учету и распределению жилой площади Администрации г.Бийска, согласно которому возможно принятие Грибаускаса А.И. на учет в общую очередь малоимущих граждан, в случае предоставления им документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении л.д. 200).
На основании указанного, оснований для удовлетворения требований истца о признании его нуждающимся в жилых помещениях и восстановлении в списки нуждающихся по месту службы не имеется, так как законом предусмотрен порядок постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилья, которым истец не воспользовался.
Объектом судебной защиты является нарушенное или оспоренное право (ст.11 ГК РФ).
В данном случае нарушения прав истца не установлено.
Между тем, правоотношения между сторонами связаны не с предоставлением жилья в натуре, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
ФИО11 Российской Федерации Постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы), в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее - ФЦП "ГЖС").
В 2006 году мероприятия ФЦП "ГЖС" включены в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153.
Данным Постановлением установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675, является предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п. 1).
Порядок выдачи государственных жилищных сертификатов регулируется Правилами, утвержденными этим же постановлением Правительства РФ.
Согласно подп. «а» п. 5 Правил на участие в подпрограмме имеют право сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена служба.
В силу п.8 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года, применительно в подпрограмме, основанием для признания граждан, не имеющими жилых помещений является отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Согласно п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают документы, среди которых выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что право на участие в подпрограмме имеют те сотрудники ГПС МЧС России, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях, имеют выслугу более 10 лет и увольняются по одному из "льготных" оснований.
Из представленных по делу доказательств, пояснений представителя ответчика следует, что истец соответствует последним двум требованиям, которые предъявляются к участникам подпрограммы.
Между тем, Грибаускас А.И. в установленном законом порядке не признан нуждающимся в получении жилья, поскольку не обращался в орган местного самоуправления по месту жительства с соответствующим заявлением.
Из указанного следует, что истец сможет реализовать свое право на участие в федеральной целевой программе «Жилище» только после того, как будет поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления, так как жилищно-бытовая комиссия СУ ФПС № 36 МЧС России данным правом не наделена ввиду изменений законодательства и отсутствием у Управления ведомственного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований Грибаускаса А.И. о признании за ним права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств обеспечения жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье 2002-2010» и возложении на ответчиков обязанности включить его в число кандидатов на получение сертификата с учетом первоначально поданного рапорта, поскольку право на получение жилищного сертификата поставлено законодателем в зависимость от признания гражданина нуждающимся в получении жилых помещений.
Таким образом, исковые требование не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Грибаускаса ФИО15 к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственному Учреждению «Специальное Управление Федеральной противопожарной Службы № 36» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на получение жилищного сертификата и включении в число кандидатов на получение жилищных сертификатов с учетом первоначально поданного рапорта оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Приобский районный суд г. Бийска.
верно
Судья Н.Ю. Агафонова
Справка
Решение Приобского районного суда г.Бийска не вступило в законную силу.
Судья Н.Ю. Агафонова
Секретарь О.А. Кохаева