решение по делу о предоставлении льгот



Дело N2-196/2011

P Е Ш Е H И Е

Именем Pоссийской Федеpации

"11" февраля 2011 года Пpиобский pайонный суд г.Бийска Алтайского кpая в составе:

судьи Казаковой Л.Ю.,

пpи секpетаpе Гавриловой А.Н.,

pассмотpев в откpытом судебном заседании дело по иску Мажукиной ФИО8 к ЗАО «Бийскэнергосбыт», ОАО «Бийскэнерго» о признании незаконными действий по отказу в реализации льгот на оплату коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение),

у с т а н о в и л:

Мажукина Т.Г. обратилась в суд с иском к ответчику ЗАО «Бийскэнергосбыт» о признании незаконными действий по отказу в реализации льгот по оплате потребленной тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение).

В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца (л.д.20) к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ООО «Бийскэнерго».

По ходатайству данного ответчика судом изменено название ответчика ООО «Бийскэнерго» на ОАО «Бийскэнерго», в связи с реорганизацией юридического лица.

В судебное заседание истец Мажукина Т.Г. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела по существу была извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители ответчиков ЗАО «Бийскэнергосбыт», ОАО «Бийскэнерго», представитель третьего лица - МУ «Управление по социальной защите населения г. Бийска», в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Мажукина Т.Г. является матерью троих несовершеннолетних детей - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8-10).

На этом основании семья Мажукиной Т.Г. имеет статус многодетной семьи, что подтверждается справкой Управления социальной защиты населения по г.Бийску № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

Мажукина Т.Г. и ее несовершеннолетние дети проживают и состоят на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном в многоквартирном доме по <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.11).

Следовательно, Мажукины являются потребителями коммунальных услуг, предоставляемых специализированными организациями, в соответствии со степенью благоустройства жилого помещения.

В частности, установлено, что семья Мажукиных является потребителем тепловой энергии и горячего водоснабжения, поставляемых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ЗАО «Бийскэнергосбыт» (на основании договора купли-продажи тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.____).

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Мажукина Т.Г. обратилась к ответчику ЗАО «Бийскэнергосбыт» с заявлением о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, в чем ей было отказано и разъяснено обратиться в органы социальной защиты населения.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на основании агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ) и с ДД.ММ.ГГГГ (в связи с расторжением договора купли-продажи тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ) поставщиком тепловой энергии в отношении истца является ОАО «Бийскэнерго» (л.д.____).

Данный ответчик также не согласен с требованием истца о предоставлении указанной льготы, ссылаясь на отсутствие нормы закона, обязывающей ответчика предоставлять истцу данную льготу.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, требования действующего законодательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второе настоящей статьи. (ст.76 Конституции РФ).

Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 06.10.99.

Вышеназванным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона).

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. (ст.1 Закона)

В силу положений п.24, ч.2, ст.26.3 указанного Закона, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов социальной поддержки …многодетных семей …

Из положений ст.85 Бюджетного Кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов или иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведений субъектов РФ.

Таким образом, из системного анализа положений вышеприведенных законодательных актов, следует, что социальная защита многодетных семей находиться в совместном ведении Российской Федерации и Алтайского края, которая осуществляется на основании принятых законодательным органом Алтайского края законов.

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен, Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке и установить для многодетных семей, в том числе, скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

В соответствии с п.3 Указ Президента РФ от 05.05.92 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ было поручено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

Таким образом, данный Указ, исходя из его содержания, направлен на урегулирование правоотношений между РФ и субъектами РФ в области предоставления социальных гарантий многодетным семьям, и, сам по себе, каких-либо правовых норм, регулирующих правоотношения, возникающие в этой области между физическими лицами и юридическими лицами, предоставляющими коммунальные услуги, не содержит.

При этом, на основании п.2 совместного Письма Министерства финансов РФ и Министерства социальной защиты населения РФ «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» от 29 июня 1992 года было установлено, что дополнительные затраты, возникающие в связи с предоставлением многодетным семьям скидок на оплату, в том числе, за пользование отоплением и водой, производятся за счет средств местного бюджета.

Однако, данный пункт признан недействующим вступившим в законную силу решением ВС РФ от 26 марта 2003 года № ГКПИ03 -139.

Таким образом, до настоящего времени порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом, не разработаны.

Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей осуществляется в настоящее время исключительно за счет средств бюджета субъекта РФ, следует считать, что законодательный орган субъекта РФ вправе самостоятельно определять объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям.

Данная позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом РФ при проверке законности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (Определения судебной коллегии по гражданским делам от 20.09.06 №5-ГО6-85, от 26.03.08 №14-Г08-2, от 13.01.10 №19-ГО9-12).

Вместе с тем, законами Алтайского края от 29.12.06 №148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержи многодетных семей в Алтайском крае», от 27.12.07 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Алтайского края», от 10.10.08 №94-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы», предоставление многодетным семьям льгот по оплате коммунальных услуг не предусмотрено.

При этом Закон №156-ЗС, предусматривающий предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым установлены, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ, предусматривает, что финансирование расходов на выплату компенсаций гражданам, меры социальной поддержки которым установлены федеральными законами, осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели (п.1 ст.6).

Кроме того, из названных законов Алтайского края следует, что меры социальной поддержки назначаются и предоставляются населению уполномоченными органами в сфере социальной защиты населения.

Соответственно, юридические лица, предоставляющие гражданам коммунальные услуги, в частности, поставляющие тепловую энергию, в порядке осуществления своей хозяйственно-экономической деятельности, не обязаны нести расходы и осуществлять какие-либо мероприятия по предоставлению льгот гражданам, установленных федеральным законодательством.

В том числе, отсутствие законодательного урегулирования вопроса о предоставлении многодетным семьям соответствующих льгот, как следует из определения Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда №33-10002/2010 от 22 декабря 2010 года, не может служить основанием для возложения обязанности по предоставлению льготы, установленной на федеральном уровне, на организацию, являющуюся самостоятельным хозяйствующим субъектом, у которого отсутствуют необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий.

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что ЗАО «Бийскэнергосбыт», ОАО «Бийскэнерго» по заявленным истцом требованиям являются ненадлежащими ответчиками. В то же время истец не лишен возможности обратиться с требованием о предоставлении меры социальной поддержки многодетной семье к надлежащему ответчику.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца о понуждении ответчиков предоставлять <данные изъяты>% скидку по оплате коммунальных услуг не основано на законе и, следовательно, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Мажукиной ФИО9 к ЗАО «Бийскэнергосбыт», ОАО «Бийскэнерго» о признании незаконными действий по отказу в реализации льгот на оплату коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение), отказать в связи с незаконностью.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Приобский районный суд г. Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.Ю. Казакова

С П Р А В К А :

Решение в законную силу не вступило.

Судья Казакова Л.Ю.

Секретарь Гаврилова Н.С.