Дело № 2-425\2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 марта 2011 года Приобский районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего: Новиковой М.Г.
при секретаре: Щуковой Л.А.
с участием истца: Дмитриева Р.Г.
представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в г. Бийске - Самсоновой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева <данные изъяты> к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в г. Бийске о признании незаконными действий налогового органа,
у с т а н о в и л:
Дмитриев Р.Г. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в г. Бийске в котором просил признать незаконными действия ответчика, выразившихся в применении ставки 50 рублей при расчете транспортного налога за <данные изъяты> года, обязании произвести перерасчет транспортного налога с физического лица для автомобиля «<данные изъяты> №, с применением налоговой ставки 10 рублей.
Требования обоснованы тем, что истцом ДД.ММ.ГГГГ было получено налоговое уведомление, в соответствии с которым Дмитриеву Р.Г. необходимо было оплатить транспортный налог в размере <данные изъяты> Объектом налогообложения является автомобиль марки «<данные изъяты> №, собственником которого истец является.
По мнению Дмитриева Р.Г. расчет транспортного налога является неверным, поскольку неправомерно применены налоговые ставки. Полагает, что названный автомобиль относится к категории легковых, вследствие чего налоговая ставка при расчете налога должны быть применена 10 рублей.
В судебном заседании Дмитриев Р.Г. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в г. Бийске - Самсоновой В.А., выразила несогласие с заявленными требованиями, изложив свою позицию в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Дмитриеву Р.Г. на праве собственности принадлежит автомобиль <данные изъяты> №, что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства /л.д. 7/, копией паспорта транспортного средства /л.д.6/, а также сведениями, представленными ОГИБДД УВД по г. Бийску Алтайского края.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в <адрес> Дмитриеву Р.Г. было направлено налоговое уведомление об оплате транспортного налога за указанный автомобиль в размере <данные изъяты>, с применением налоговой ставки 50 рублей.
Налоговый орган при начислении налога исходил из того, что в данном случае применению подлежала налоговая ставка, предусмотренная для автобусов.
Налогоплательщик с решением не согласился и обратился в суд, указав на то, что данные автомобили являются легковыми, поскольку в соответствии с паспортами транспортных средств отнесены к категории "B", поэтому должны быть применены ставки налога, установленные для легковых автомобилей.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Статьей 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются в том числе автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу данной статьи регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является важным условием установления наличия объекта налогообложения и его качественного определения.
В силу п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Транспортный налог на территории Алтайского края введен Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (далее по тексту - Закон № 66-ЗС).
Статьей 1 названного Закона № 66-ЗС установлены ставки транспортного налога: на легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно - 10 рублей, на автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 130 лошадиных сил (до 95,6 кВт) включительно - 50 рублей.
Данный Закон предусматривает ставки транспортного налога в зависимости от типа транспортного средства отдельно для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей, а также иных транспортных средств.
Понятия автобуса и легкового микроавтобуса в НК РФ для целей налогообложения отсутствуют, поэтому в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Пунктом 16 Приказа МВД РФ от 27 января 2003 года № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 года № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - «Автобусы» или «Легковые автомобили».
Кроме того, в соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Министерства промышленности и энергетики РФ N 192, Министерства экономического развития и торговли РФ N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение) установлено:
- в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств;
- в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением;
- в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).
Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Из анализа данных положений следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.
В связи с этим, спорное транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо сидения водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту.
Следует отметить, что предусмотренное главой 28 "Транспортный налог" НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.
Согласно положениям статьи 358 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Как было указано выше, при определении типа транспортного средства в целях применения ставок транспортного налога следует руководствоваться регистрационными документами транспортного средства, а именно паспортом транспортного средства.
Вместе с тем тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства (специальный, специальный пассажирский и т.д.), может не совпадать с типами транспортных средств, установленными в статье 361 НК РФ (легковые, грузовые автомобили, автобусы).
При невозможности отнесения транспортных средств на основании паспортов транспортных средств к конкретному виду в целях налогообложения транспортным налогом, по мнению суда, следует руководствоваться пунктом 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Согласно представленному стороной истца паспорту транспортного средства (ПТС), что в ПТС, выданном ДД.ММ.ГГГГ на автомобиль марки <данные изъяты> в строке "3. Наименование (тип ТС)" значится легковой микроавтобус.
Учитывая, что на основании представленных в материалы дела паспорта транспортного средства невозможно отнести транспортные средства марки <данные изъяты>» к конкретному виду транспортного средства, поскольку в ПТС тип транспортного средства указан как легковой микроавтобус, без указания информации о мощности двигателя, разрешенной максимальной массы автомобиля и иных критериев, означенных в ст. 1 Закона Алтайского края № 64-ЗС от 4 июля 2008 года, вследствие чего, четко определить, что вышеуказанный автомобиль относятся к легковым, автобусам или грузовым, не представляется возможным. Суд, исходя из конкретных обстоятельств данного дела и представленных в материалы дела доказательств, учитывая пункт 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, считает неправомерным применение ставки транспортного налога по названному транспортному средству из расчета 50 рублей с каждой лошадиной силы.
При этом суд также учитывает и то обстоятельство, что истец использует транспортное средство для личных целей, а не для перевозки пассажиров. Доказательств обратного, в том числе того, что указанный автомобиль используется налогоплательщиком в иных целях, налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах, действия налогового органа при исчислении транспортного налога применял налоговую ставку в размере 50 рублей, носят неправомерный характер.
Принимая во внимание положения ст. 356 НК РФ, положения Закона Алтайского края № 64-ЗС от 4 июля 2008 года, исходя из требований п. 7 ст. 3 НК РФ, поскольку мощность двигателя транспортного средства <данные изъяты> в ПТС не установлена, суд полагает, что требования истца и в части обязания налогового органа произвести перерасчет транспортного налога с применением налоговой ставки, в размере 10 рублей, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 256, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в <адрес>, выразившиеся в применении налоговой ставки в размере 50 рублей при исчислении транспортного налога за <данные изъяты> год Дмитриеву <данные изъяты> за автомобиль <данные изъяты> №.
Возложить обязанность на Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в <адрес> произвести перерасчет транспортного налога на автомобиль «<данные изъяты> №, с применением налоговой ставки, установленной Законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» для автомобилей категории «легковые», в размере 10 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через приобский районный суд г. Бийска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: М.Г. Новикова
Верно
Судья М.Г. Новикова
СПРАВКА
решение суда в законную силу не вступило
Судья М.Г. Новикова
Секретарь Л.А. Щукова