Дело №2-1010/2011. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации. 27 июня 2011 года Приобский районный суд города Бийска в составе председательствующего судьи Казаковой Л.Ю., при секретаре Гавриловой А.Н., с участием процессуального истца - помошника прокурора г.Бийска Боргардт <данные изъяты>, представителей ответчиков Локтевой <данные изъяты>, Дегтяревой <данные изъяты>, Кулаковой <данные изъяты>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска, в интересах Шубиной <данные изъяты>, к ОАО «Бийскэнерго», МУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску» о признании незаконными действий по расчету и назначению размера компенсации по предоставлению льготы по оплате теплоснабжения, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по предоставлению льготы по оплате теплоснабжения и выплате недополученной суммы, У с т а н о в и л : Прокурор города Бийска обратился в суд с иском, заявленным в интересах Шубиной Е.М., к ответчикам ОАО «Бийскэнерго», МУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску» о признании незаконными действий по расчету и назначению истцу размера компенсации по предоставлению льготы по оплате теплоснабжения в размере <данные изъяты> скидки, исходя из социальной нормы площади жилья; возложении на ОАО «Бийскэнерго» обязанности произвести перерасчет размера компенсации по предоставлению <данные изъяты> льготы по оплате теплоснабжения, исходя из общей площади, занимаемого им жилого помещения, возложении обязанности на МУ «Управление социальной защите населения по городу Бийску» произвести выплату компенсации <данные изъяты> скидки в оплате за отопление, согласно произведенному ОАО «Бийскэнерго» перерасчету. В обоснование исковых требований прокурор указывает на следующие обстоятельства. Истец Шубина Е.М. имеет право на обеспечение мерами социальной поддержки в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», в соответствии с которыми реабилитированные лица и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право, в том числе, на оплату тепловой энергии в размере <данные изъяты> в пределах установленных нормативов потребления. В нарушение действующего законодательства ответчиками расчет и выплата денежного эквивалента мер социальной поддержки при оплате тепловой энергии в отношении истца производятся применительно к социальной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления - <данные изъяты> а не на всю площадь жилого помещения, занимаемого истцом, которая составляет <данные изъяты> Данное обстоятельство свидетельствует о том, что компенсация денежного эквивалента мер социальной поддержи выплачивается истцу не в полном размере и, соответственно, права истца подлежат защите в судебном порядке. В судебном заседании помошник прокурора г.Бийска Боргардт Ю.А. поддержала указанные исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Материальный истец Шубина Е.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещалась надлежащим образом, в материалах дела представлено заявление о рассмотрении дела по существу в ее отсутствие. Представитель ОАО «Бийскэнерго» Локтева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, полагав, что расчет компенсации по льготе, предоставляемой истцу при оплате тепловой энергии, производился ответчиком в соответствии с требованиями закона. Вместе с тем, представитель ответчика не оспаривала то обстоятельство, что расчет компенсации для возмещения истцу расходов на оплату тепловой энергии производится ОАО «Бийскэнерго» применительно к социальной норме жилой площади, установленной постановлением администрации г.Бийска, а также указала, что ОАО «Бийскэнерго», не являясь материально заинтересованным лицом по данному спору, не возражает произвести перерасчет сумм, если исковые требования истца будут удовлетворены судом. Представители ответчика МУ «Управление социальной защиты населения по г.Бийску» Дегтярева Т.В., Кулакова З.Н., действующие на основании доверенностей, также возражали в судебном заседании против исковых требований. Как следует из их пояснений, они считают, что МУ «Управление социальной защиты населения по г.Бийску» является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску, поскольку на органы социальной защиты возложена обязанность ведения учета льготополучателей и формирование реестра, тогда как обязанность по расчету денежного эквивалента по потребленной услуге лежит на организации-поставщике, которая должна нести ответственность за правильность его расчета. При этом представители ответчика не оспаривали, что назначение и выплата компенсации в возмещение расходов на оплату тепловой энергии в пользу истца производились Управлением исходя из социальной нормы жилой площади, в соответствии с расчетом, представленным ОАО «Бийскэнерго». Каких-либо доводов относительно правильности таких действий представители Управления не привели. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям. Судом установлено, что истец Шубина Е.М. в соответствии со свидетельством А <данные изъяты> имеет право на льготы, установленные ст.16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (л.д.11). В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.91 года, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Законом Алтайского края №59-ЗС от 03.12.04 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потреблений указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. (п.п.5 п.1 ст.2 Закона). В соответствии с Законом Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст.2). Истец Шубина Е.М. вместе с <данные изъяты> постоянно проживают в жилом помещении, расположенном в г.Бийске, по <данные изъяты>, и являются собственниками данного жилого помещения - по <данные изъяты> доле в праве собственности каждая, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты> и выпиской из домовой книги <данные изъяты> Поскольку указанное жилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, Шубины являются потребителями коммунальных услуг, предоставляемых специализированными организациями, в соответствии со степенью благоустройства жилого помещения. В частности, семья Шубиных является потребителем тепловой энергии поставляемой ОАО «Бийскэнерго», что не оспаривалось ответчиками. Следовательно, Шубина Е.М. <данные изъяты> имеют право на получение компенсации понесенных расходов на оплату тепловой энергии в размере <данные изъяты> Как установлено в ходе судебного разбирательства, ответчики не оспаривают право истца и членов ее семьи на получение соответствующей компенсации, но между ними имеет место спор о порядке расчета суммы компенсации. В частности, судом установлено, что начисление платы за отопление в отношении истца с <данные изъяты> производится при отсутствии приборов учета, что не оспаривалось ответчиками и подтверждается актом <данные изъяты> о снятии узла теплоучета в жилом доме, где проживает истец, представленным ОАО «Бийскэнерго» (л.д.____). Из пояснений представителей ответчиков в судебном заседании, письма ОАО «Бийскэнерго» в прокуратуру г.Бийска от <данные изъяты> усматривается, что расчет денежного эквивалента на оплату услуг по теплоснабжению при отсутствии приборов учета ОАО «Бийскэнерго» осуществляется в размере <данные изъяты> на всех членов семьи, в пределах социальной нормы жилой площади, установленной на основании Решения Думы г.Бийска <данные изъяты>, в том числе: <данные изъяты>. - на одного члена семьи из <данные изъяты> и более человек; <данные изъяты> на семью из двух человек; <данные изъяты> на одиноко проживающего человека. Таким образом, при расчете и выплате компенсации истцу Шубиной Е.М. ответчики исходят из социальной нормы жилой площади - <данные изъяты> в то время, как общая площадь жилого помещения, занимаемого истцом, составляет <данные изъяты> Однако такой порядок расчета компенсации противоречит требованиям закона. В соответствии с п.п.4, п.1, ст.2 Закона Алтайского края №59-ЗС от 03.12.04 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», компенсация расходов на тепловую энергию должна предоставляться реабилитированным лицам в размере 50 процентов от суммы расходов, в пределах установленных нормативов потребления. Согласно п.16 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации края от 01 апреля 2008 года №126 (в ред. Постановления администрации Алтайского края от 26 апреля 2011 года №224), денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. То есть, правоустанавливающим законом право истца на возмещение понесенных расходов по тепловой энергии ограничено не социальной нормой жилой площади, а нормативом потребления. При этом компенсация расходов должна устанавливаться исходя из платежа, определенного в соответствии с действующим жилищным законодательством. Соответственно, под «нормативом потребления коммунальной услуги» следует понимать месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета, что установлено п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №306. В соответствии с Постановлением администрации г.Бийска №2366 от 21 декабря 2009 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов», нормативы потребления для г.Бийска установлены в Гкал в месяц на 1 кв. м. общей площади жилых помещений из расчета равномерного потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов в течение 12 мес. Данные нормативы предназначены для определения размера платы за отопление при отсутствии приборов учета В соответствии с пунктом 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.06 года, размер платы за потребленную тепловую энергию при отсутствии приборов учета рассчитывается по формуле: Р = S х N х T, где S - общая площадь отапливаемого помещения; N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (кал/кВ.м.); T- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, как норматив потребления, устанавливаемый органами местного самоуправления, так и размер платы в целом за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяются исходя из общей площади жилого помещения. Соответственно, компенсация расходов реабилитированным лицам должна устанавливаться в размере 50% от начисленной в таком порядке суммы, вне зависимости от социальной нормы жилой площади, установленной органами местного самоуправления. Какой-либо иной нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения (социальной нормой жилой площади) в Алтайском крае отсутствует. На основании изложенного суд приходит к выводу, что назначение, исчисление и выплаты денежного эквивалента мер социальной поддержки при предоставлении истцу льготы при оплате тепловой энергии с <данные изъяты> необоснованно и незаконно осуществлялись не из общего размера жилого помещения, занимаемого истцом, а из социальной нормы жилой площади. При этом суд приходит к выводу, что обязанность по устранению допущенного нарушения прав истца должна быть возложена на обоих ответчиков. П.8 ст.4 Закона Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», п.15 названных Правил, предусмотрено, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Вместе с тем, в силу положений ст.4 Закона Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Аналогичные положения содержаться в Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края №126 от 01.04.08. Так п.п.11,12 Правил предусмотрено, что решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации. В п.14 Правил указано, что размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально, как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, изначально решение о назначении компенсации по расходам по оплате коммунальных услуг в отношении реабилитированных граждан принимается органом социальной защиты населения, который формирует соответствующий реестр получателей компенсаций и списки таких граждан. В то же время, в соответствии с п.27 Правил, орган социальной защиты населения обязан осуществлять взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. На основании п.п.28-29 Правил, орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации поставщика услуг списки льготополучателей, которые в установленный срок направляет в их адрес. Организации-поставщики услуг в установленный срок направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных ля каждого льготополучателя, указанного в списке. Пунктом 31 Правил предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. При этом каждый из ответчиков несет ответственность за правильность назначения и выплаты указанных компенсаций, в том числе, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг, ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п.37,38 Правил.). При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями ст.196 ГПК РФ, согласно которой суд обязан рассмотреть дело в пределах заявленных требований, суд находит подлежащими удовлетворению требования истцов о понуждении ОАО «Бийскэнерго» произвести перерасчет. денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате потребляемой тепловой энергии Шубиной <данные изъяты>, исходя из общей площади жилого помещения, расположенного в <данные изъяты> в размере <данные изъяты> начиная с <данные изъяты> а также о понуждении МУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску» выплатить Шубиной <данные изъяты> компенсацию расходов на оплату тепловой энергии исходя из общей площади жилого помещения, расположенного в г.Бийске, по <данные изъяты>, в размере <данные изъяты> начиная с <данные изъяты>, в соответствии с расчетом, произведенным ОАО «Бийскэнерго». В соответствии с п.п.19, п.1, ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Поскольку МУ «Управление социальной защиты населения по г.Бийску» относится к таким органам, то государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, в доход местного бюджета не взыскивается. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконными действия МУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску» по назначению Шубиной <данные изъяты> компенсации расходов на оплату потребляемой тепловой энергии, исходя из социальной нормы жилой площади, начиная с <данные изъяты>. Признать незаконными действия ОАО «Бийскэнерго» по расчету денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате потребляемой тепловой энергии Шубиной <данные изъяты>, исходя из социальной нормы жилой площади, начиная с <данные изъяты> Обязать ОАО «Бийскэнерго» произвести перерасчет. денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате потребляемой тепловой энергии Шубиной <данные изъяты>, исходя из общей площади жилого помещения, расположенного в <данные изъяты> в размере <данные изъяты> начиная с <данные изъяты> Обязать МУ «Управление социальной защиты населения по городу Бийску» выплатить Шубиной <данные изъяты> компенсацию расходов на оплату тепловой энергии исходя из общей площади жилого помещения, расположенного в <данные изъяты>, в размере <данные изъяты>., начиная с <данные изъяты>, в соответствии с расчетом, произведенным ОАО «Бийскэнерго». Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Приобский районный суд города Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья