Дело № 1–162
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
20 октября 2010 г. г.Архангельск
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Ибрагимовой Н.А.
с участием государственного обвинителя старшего помощника Приморского межрайонного прокурора Архангельской области Зыкина Д.Н.
защитника адвоката Островского Г.Б. (удостоверение №, ордер №)
при секретаре Селяковой С.Ю.
в присутствии подсудимого Завикторина И.И.
несовершеннолетней потерпевшей З. и её законного представителя Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Завикторина И.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>, проживающего в <адрес>, ранее судимого: 1<данные изъяты> задержанного в связи с данным делом в порядке, предусмотренном ст.91 УПК РФ, ДД.ММ.ГГГГ и содержавшегося под стражей,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.«г» ч. 2 ст. 117 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Завикторин И.И. совершил истязание заведомо несовершеннолетней, находящейся в материальной и иной зависимости от него, при следующих обстоятельствах.
Завикторин И.И., проживая одной семьей с Л. и тремя совместными детьми, достоверно зная о несовершеннолетнем возрасте своей дочери З., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которой он по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав, сознавая, что та в силу возраста находится в материальной и иной зависимости от него, требуя от дочери неукоснительного подчинения и послушания, систематически наносил ей побои, умышленно причиняя физические и психические страдания.
Так ДД.ММ.ГГГГ около 3 часов ночи в квартире № дома № по ул.<адрес> Завикторин И.И., зайдя в комнату дочери, на почве личной неприязни, имея умысел на причинение физической боли, умышленно нанес З. удар рукой в область спины, а также кулаком в область головы, после чего схватил её за волосы, с силой потянул за них, уронив девочку на пол. От перечисленных действий Завикторина И.И. несовершеннолетняя З. испытала сильную физическую боль. В продолжение своих действий, направленных на причинение физических и психических страданий и с целью унижения достоинства дочери, Завикторин И.И. принес из соседней комнаты детский горшок с мочой и, выражаясь в адрес дочери оскорбительной бранью, вылил содержимое горшка на голову З., причинив ей дополнительные нравственные страдания.
ДД.ММ.ГГГГ около 4 часов ночи в <адрес> в комнате дочери Завикторин И.И., разозлившись на неё за несвоевременное возвращение с дискотеки, на почве личной неприязни, имея умысел на причинение физической боли, нанес З. кулаками обеих рук два удара в область головы, приказал пройти на кухню, где в продолжение своих действий схватил её за волосы на затылке, с силой потянул на себя, после чего вновь кулаками обеих рук нанес ей два удара в область головы и удар двумя ладонями по ушам, отчего девочка, испытав сильную физическую боль, заплакала. Перечисленными действиями Завикторина И.И. несовершеннолетней З. были причинены физические и психические страдания.
ДД.ММ.ГГГГ около 6 часов утра там же - в <адрес> Завикторин И.И., разозлившись на дочь за то, что от неё пахнет табаком, на почве личной неприязни, имея умысел на причинение ей физической боли, умышленно нанес ей кулаками обеих рук два удара в область головы, отчего девочка, испытав сильную физическую боль, заплакала. Указанными действиями Завикторина И.И. несовершеннолетней З. были причинены физические и психические страдания.
Подсудимый Завикторин И.И. вину не признал, пояснив, что перечисленных фактов не было, дочь он после вынесения ему ДД.ММ.ГГГГ приговора никогда не бил, между ними были хорошие отношения, связи с чем З. написала на него заявление в милицию и оговорила его, ему не известно.
Не смотря на отрицание Завикториным И.И. вины, обвинение в совершении указанного выше преступления нашло подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами.
Потерпевшая З. пояснила, что в ночь на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> её отец Завикторин И.И., находящийся в состоянии алкогольного опьянения, после ухода гостей, зайдя в её комнату, ударил её по спине, затем кулаками обеих рук нанес удары по голове, при этом кричал на неё, выражаясь нецензурно, требовал идти в соседнюю комнату, где находились мама и братья, хватал её за волосы, с силой тянул, отчего она упала на пол. Ей было очень больно и она плакала. После этого отец прогнал её в свою комнату, а сам принес из соседней комнаты детский горшок с мочой и, продолжая оскорблять её, вылил содержимое горшка ей на голову, отчего она испытала обиду и унижение. В начале июня 2010 г. она с мамой и братьями проживала в квартире отца в <адрес>. Около 22 часов ДД.ММ.ГГГГ с разрешения отца она с соседским мальчиком А. отправилась на ночную дискотеку в <адрес>, откуда вернулась около 2-х часов ночи и легла спать. Около 4-х часов 5 июня отец поднял её, и, узнав, что она вернулась одна раньше назначенного времени без сопровождения А., разозлился на неё, стал ругаться, нанес кулаками обеих рук два удара по голове, приказал пройти на кухню, где схватил её за волосы и с силой притянул к себе, потом вновь кулаками обеих рук нанес ей два удара по голове и двумя ладонями одновременно ударил по ушам, отчего ей стало очень больно, она заплакала. Вечером ДД.ММ.ГГГГ отец вновь отпустил её на ночную дискотеку, откуда она вернулась ДД.ММ.ГГГГ около 6 часов утра, то есть позже указанного отцом времени. Разозлившись на неё за это, а также за то, что от неё пахло табаком, отец вновь дважды ударил её кулаками обеих рук по голове, отчего она испытала сильную боль и заплакала. Обо всех этих случаях она рассказывала своей бабушке Б. Действия отца по отношению к ней в ночь на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ видела её мама Л., о случае ДД.ММ.ГГГГ она маме рассказала сразу, а ДД.ММ.ГГГГ обратилась в милицию <адрес>, сообщила о действиях отца и оттуда её направили в реабилитационный Центр <адрес> в <адрес>, где она находится до настоящего времени.
Допрошенная в качестве свидетеля законный представитель несовершеннолетней потерпевшей З.- Л. подтвердила показания дочери, пояснив, что после осуждения Завикторина И.И. за истязание их совместной дочери Анастасии в 2009 г., они продолжали семейную жизнь, поскольку у них, кроме дочери, еще двое совместных малолетних сыновей. При этом она с детьми проживала то в <адрес> в квартире своей матери, то в квартире Завикторина И.И. в <адрес>. Поскольку дочь не всегда правильно вела себя и порой не слушалась родителей, Завикторин И.И. с ДД.ММ.ГГГГ 2010 г. вновь стал наказывать её, применяя физическую силу. Все три факта, о которых сообщила дочь, действительно имели место, поскольку она, Л., лично видела действия Завикторина И.И. по отношению к дочери как ДД.ММ.ГГГГ, так и ДД.ММ.ГГГГ Завикторин И.И. действительно бил её по голове, таскал за волосы, ругался на неё нецензурно, вылил ей на голову детскую мочу из горшка. О нанесении ей отцом двух ударов руками по голове ДД.ММ.ГГГГ дочь ей рассказала сразу после случившегося, сказала, что обратится в милицию и ДД.ММ.ГГГГ действительно сделала это.
Аналогичные показания Л. дала в ходе предварительного следствия на очной ставке с Завикториным И.И. (л.д.82-85).
Свидетель Б.- бабушка потерпевшей З. в суде, и свидетель О. – социальный педагог <адрес> <адрес>, протокол допроса которой в ходе предварительного следствия оглашен в судебном заседании в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ, узнавшие о фактах применения Завикториным И.И. насилия к дочери З. со слов последней, косвенно подтвердили её показания.
Из рапорта инспектора отдела по делам несовершеннолетних ОВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в <данные изъяты>, следует, что в указанный день в отдел обратилась несовершеннолетняя З., сообщив о фактах нанесения ей отцом Завикториным И.И. побоев в ночное время ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), что послужило причиной помещения З. в ГСУ <адрес> (л.д. 13).
Несовершеннолетие потерпевшей З., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается её паспортом (л.д.138).
В результате анализа и оценки каждого из исследованных доказательств с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а всей совокупности доказательств – с точки зрения их достаточности для разрешения уголовного дела, суд находит вину Завикторина И.И. в истязании заведомо несовершеннолетней дочери З. путем систематического нанесения ей побоев и совершения иных насильственных действий, причиняющих физические и психические страдания, полностью доказанной.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности показаний потерпевшей З., свидетелей Л., Б., О., поскольку показания эти достаточно последовательны, ничем не опорочены, в главном соотносятся между собой, не опровергнуты иными доказательствами и подтверждают обстоятельства, указанные выше. Каких-либо оснований для оговора подсудимого ни у кого из указанных выше лиц не имелось.
Показания свидетеля А., пояснившего в суде, что он утром ДД.ММ.ГГГГ, вернувшись с дискотеки, разговаривал с Завикториным И.И. и не видел, чтобы тот бил свою дочь, не могут расцениваться как доказательство невиновности подсудимого, опровергающее обвинение в этой части, поскольку А. в квартиру, где происходили указанные в обвинении события, не заходил и видеть действий Завикторина И.И. в отношении дочери не мог.
Показания допрошенных по ходатайству стороны защиты свидетелей Ц., К., С. не относятся к событию преступления, поскольку никто из них не мог ничего пояснить о взаимоотношениях Завикторина И.И. с дочерью. Их показания могут расцениваться лишь как сведения, характеризующие личность Завикторина И.И. с положительной стороны.
По смыслу ст.117 УК РФ, под истязанием понимается систематическое, то есть многократное нанесение побоев либо совершение иных насильственных действий - более двух раз подряд одному и тому же лицу, в разное время, причинивших физические и психические страдания.
Действия Завикторина И.И. следует квалифицирует по п.«г» ч.2 ст.117 УК РФ как истязание, то есть причинение физических и психических страданий путем систематического нанесения побоев и совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль, не повлекших последствий, указанных в статьях 111 и 112 УК РФ, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетней, находящейся в материальной и иной зависимости от виновного.
Трехкратное причинение Завикториным И.И. физической боли и психических страданий несовершеннолетней дочери З. говорит о системе и взаимосвязанности его действий, образующих единую линию поведения в отношении дочери, которой действиями отца причинялась не только физическая боль, но и психические страдания в форме унижения её достоинства.
При этом Завикторин И.И. осознавал противоправный характер своих действий, действовал умышленно, с целью удовлетворения желания причинить боль и нравственные страдания и этим полностью подчинить девочку своей воле, с использованием преимущества в возрасте и физической силе, при отсутствии у ребенка возможности защитить себя.
Наличие квалифицирующего признака истязания - совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолетней и заведомо для виновного находящейся в состоянии материальной и иной зависимости от него, сомнений не вызывает. Завикторин И.И., проживая в гражданском браке с Л. и являясь отцом З., достоверно знал о несовершеннолетнем возрасте последней. Не имея в силу возраста собственных источников доходов, дочь находилась в полной материальной зависимости от него. Кроме того, Завикторин И.И., лишенный родительских прав в отношении дочери, вопреки этому решению, в силу сложившейся жизненной ситуации продолжал осуществлять её воспитание, контролируя её поведение и требуя неукоснительного подчинения, то есть несовершеннолетняя З. продолжала находиться не только в материальной, но и иной зависимости от него.
За совершенное преступление Завикторин И.И. подлежит уголовному наказанию, при назначении вида и размера которого суд учитывает характер деяния, степень его общественной опасности, обстоятельства, влияющие на меру ответственности, личность подсудимого, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Нахождение на иждивении Завикторина И.И., кроме З., еще двоих малолетних детей, суд учитывает как смягчающее наказание обстоятельство.
В силу п.«а» ч.1 ст.63 УК РФ отягчающим наказание Завикторина И.И. обстоятельством суд признает рецидив преступлений.
Ранее Завикторин И.И. осуждался к реальному лишению свободы за тяжкое преступление, судимость за которое не снята и не погашена, и вновь совершил тяжкое преступление, в связи с чем в силу п. «б» ч.2 ст.18 УК РФ рецидив преступлений у него следует признать опасным.
По месту работы, а также в быту Завикторин И.И. характеризуется положительно.
Настоящее преступление, отнесенное законом к категории тяжких, совершено Завикториным И.И. в течение испытательного срока, назначенного по приговору от ДД.ММ.ГГГГ при условном осуждении к лишению свободы за аналогичное преступление, и в силу ст.70 УК РФ.
С учетом всех указанных обстоятельств, суд находит, что исправление Завикторина И.И. не возможно без реального отбывания им наказания в виде лишения свободы. Для применения к нему условного осуждения в соответствии со ст.64 УК РФ о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, суд оснований не усматривает.
В силу п.«в» ч.1 ст.58 УК РФ наказание в виде лишения свободы Завикторин И.И. как лицо, ранее отбывавшее наказание в виде лишения свободы, должен отбывать в исправительной колонии строгого режима.
Гражданский иск, заявленный Приморским межрайонным прокурором в интересах несовершеннолетней потерпевшей З., о взыскании с подсудимого денежной компенсации морального вреда, суд находит подлежащим удовлетворению на основании ст.ст.151, 1099, 1101 ГК РФ, поскольку З. преступными действиями подсудимого Завикторина И.И., нарушившими её личные неимущественные права, действительно причинен моральный вред в форме физических и нравственных страданий. При решении вопроса о размере компенсации морального вреда суд исходит из характера и объема причиненных потерпевшей нравственных и физических страданий, характера вины подсудимого, всех обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости, имущественного положения причинителя вреда и реальной возможности исполнения.
С учетом всех указанных положений, суд считает необходимым взыскать в пользу З. денежную компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб.
В силу ч.1 ст. 132 УПК РФ с Завикторина И.И. подлежат взысканию в федеральный бюджет процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвокатов в ходе предварительного следствия, в сумме 7101 руб.36 коп.
В соответствии с ч.3 ст.81 УПК РФ вещественное доказательство - детский горшок, переданный законному представителю потерпевшей Л., должно быть оставлено в распоряжение последней.
Руководствуясь ст.ст.299, 303,304, 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Завикторина И.И. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п.«г» ч.2 ст. 117 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы на срок три года шесть месяцев.
В соответствии с ст.156 УК РФ.
На основании ст.70 УК РФ к вновь назначенному наказанию частично присоединить наказание, не отбытое по предыдущему приговору, и окончательное наказание Завикторину И.И. по совокупности приговоров назначить в виде лишения свободы на срок пять лет, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока наказания Завикторину И.И. исчислять с 20 октября 2010 г. Зачесть в срок наказания время содержания его под стражей в порядке меры пресечения в период с 7 июля по 19 октября 2010 г.
Меру пресечения Завикторину И.И. на кассационный период оставить прежнюю – содержание под стражей.
Взыскать с Завикторина И.И. в пользу потерпевшей З. денежную компенсацию морального вреда в сумме 15000 руб.
Взыскать с Завикторина И.И. в федеральный бюджет процессуальные издержки в сумме 7101 руб. 36 коп.
Вещественное доказательство - детский горшок, переданный на хранение законному представителю Л., оставить в распоряжение последней.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня провозглашения, а осужденным Завикториным И.И.- в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем должен указать в кассационной жалобе, а в случае подачи кассационного представления или жалобы другого лица – в отдельном ходатайстве или в возражениях на жалобу (представление), в течение десяти суток со дня вручения ему копии жалобы (представления).
Осужденный также вправе ходатайствовать о кассационном рассмотрении дела с участием защитника, о чем должен подать в Приморский районный суд, постановивший приговор, соответствующее заявление в срок, установленный для подачи возражений на кассационные жалобы (представление).
Председательствующий Ибрагимова Н.А.