№2-1311/10



Дело №2-1311/10 11 октября 2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Романовой Н.В.,

при секретаре Цыгановой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гаркушиной Л.П. о признании действий администрации МО «Лявленское», Архангельской КЭЧ незаконными, обязании зарегистрировать ее по месту жительства,

установил:

Гаркушина Л.П. обратилась в суд с заявлением о признании действий администрации МО «Лявленское» незаконными, обязании зарегистрировать ее по месту жительства по /адрес/. В ходе рассмотрения дела заявитель Гаркушина уточнила свои требования, просила также признать незаконными действия Архангельской КЭЧ, которые отказались ее регистрировать в жилом помещении, обращалась в Архангельскую КЭЧ /дата/, получила отказ, так как отсутствовал договор социального найма.

В судебном заседании заявитель Гаркушина Л.П. поддержала свое заявление по доводам, изложенным в нем. Пояснила, что обратилась сначала в МО «Лявленское» по поводу своей регистрации по месту жительства, затем /дата/ написала заявление в Архангельскую КЭЧ, однако до сих пор ее отказываются регистрировать по месту жительства.

Представитель МО «Лявленское» Заостровцева А.Н. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснила, что в соответствии с Правилами регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, МО «Лявленское» являются органами регистрационного учета в закрытых военных городках. Должностным лицом, ответственным за регистрацию является уполномоченное лицо Архангельской КЭЧ. Согласно п. 17 Правил, должностное лицо, ответственное за регистрацию в трехдневный срок со дня обращения гражданина должно передать документы в органы регистрационного учета, а уже органы регистрационного учета в трехдневный срок после поступления соответствующих документов регистрируют граждан по месту жительства и производят отметку в паспорте. Поскольку документов от Архангельской КЭЧ в МО «Лявленское» для регистрации Гаркушиной Л.П. не поступило, они не могут произвести ее регистрацию по месту жительства.

Представитель Архангельской КЭЧ, привлеченной судом в качестве заинтересованного лица, Гарькавенко Е.И. с заявлением не согласилась, пояснила, что Гаркушина Л.П. действительно /дата/ обратилась в Домоуправление /номер/ Архангельской КЭЧ, однако необходимых для регистрации по месту жительства документов ею представлено не было, в связи с чем, никаких нарушений Архангельской КЭЧ допущено не было.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу части 1 статьи 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Судом установлено, что /дата/ Гаркушина Л.П. обратилась с заявлением в администрацию МО «Лявленское» с просьбой зарегистрировать ее по месту жительства на основании решения Приморского районного суда Архангельской области от /дата/

/дата/ Гаркушиной Л.П. направлен ответ за подписью главы МО «Лявленское» Баевой Н.Г., в котором сообщалось, что Гаркушиной Л.П. необходимо обратиться в Архангельскую КЭЧ к должностному лицу, ответственному за регистрацию с заявлением установленной формы и необходимыми документами, поскольку все документы находятся именно в Архангельской КЭЧ, которая и является ответственным за регистрацию в жилом фонде /адрес/.

/дата/ Гаркушина Л.П. обращается с заявлением о ее регистрации по месту жительства в Архангельскую КЭЧ,

Начальником Архангельской КЭЧ Маевским А. от /дата/ направлен ответ Гаркушиной Л.П., в котором ей разъясняется, что на основании решения суда за Гаркушиной Л.П. признано право пользования жилым помещением кв. /адрес/, для ее регистрации необходимо внести изменения в договор социального найма жилого помещения /номер/ от /дата/ и представить копию договора с внесенными изменениями в домоуправление /номер/ Архангельской КЭЧ для последующей регистрации.

Суд полагает, что отказ Архангельской КЭЧ в принятии документов от Гаркушиной Л.П. /дата/ в объеме представленном ею для последующего направления документов для регистрации в МО «Лявленское» является незаконным.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

На основании Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» Приказом Министерства внутренних дел РФ от 23 октября 1995 N 393 утверждена Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Инструкция).

Согласно п. 2 Правил органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

Таким образом, органом регистрационного учета в /адрес/, являющимся закрытым военным городком (распоряжение № 2339-р от 29 декабря 2005г. О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N 752-р «Об утверждении перечня, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов ФСБ») является администрация МО «Лявленское».

Помимо органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, Правилами регистрации (пункт 4) и Инструкцией (пункт 1.4) назначены лица, ответственные за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства. Такими лицами являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распределительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями социального назначения, а именно, должностные лица: жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищно-строительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20 сентября 2007 г. N 208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Регламент).

Согласно п. 6 Регламента должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства, являются должностные лица:

- жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;

- жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

- акционерных обществ и других коммерческих организаций;

- других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

Жилой дом /адрес/ принадлежит Министерству обороны РФ и закреплен за войсковой частью /номер/, находится в оперативном управлении Архангельской КЭЧ.

Ответственным за регистрацию лиц по месту жительства в /адрес/ является должностное лицо Архангельской КЭЧ.

Как следует из материалов дела, Гаркушина Л.П. обращалась в Архангельскую КЭЧ в Домоуправление /номер/ /дата/ по поводу своей регистрации, однако в тот же день ей дали ответ, что для ее регистрации необходимо внести изменения в договор социального найма жилого помещения /номер/ от /дата/ и представить копию договора с внесенными изменениями в домоуправление /номер/ Архангельской КЭЧ для последующей регистрации.

Согласно п. 17-18 Правил, должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

На основании изложенного, следует, что должностное лицо Домоуправления /номер/ Архангельской КЭЧ было обязано принять у Гаркушиной Л.П. заявление на регистрацию с приложенными к нему документами и в трехдневный срок передать документы в органы регистрационного учета – администрацию МО «Лявленское».

Довод представителя Архангельской КЭЧ о том, что при подаче заявления Гаркушиной Л.П. в Домоуправление /номер/ Архангельской КЭЧ не были представлены необходимые документы в соответствии с п. 16 Правил, суд полагает несостоятельным в силу следующего:

Согласно п. 16 Правил, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Как пояснила Гаркушина Л.П. /дата/ она обратилась в Домоуправление /номер/ Архангельской КЭЧ за оформлением регистрации на основании решения суда, однако в регистрации ей было отказано, так как она не вписана в договор социального найма.

Данное обстоятельство подтверждается и ответом начальника Архангельской КЭЧ Маевского А. от /дата/ в котором он указывает на наличие решения Приморского районного суда от /дата/ о признании права пользования жилым помещением по /адрес/, однако ссылается на необходимость Гаркушиной Л.П. внести изменения в договор социального найма от /дата/ Ссылки на отсутствие у заявителя Гаркушиной Л.П. иных документов при подаче заявления на регистрацию в данном ответе не содержится.

В соответствии с п. 17 Регламента для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

- документ, удостоверяющий личность;

- заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6;

- документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенную копию, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.

Суд полагает, что требование должностного лица, ответственного за регистрацию у Гаркушиной Л.П. договора социального найма для ее регистрации по месту жительства незаконно, поскольку Гаркушиной Л.П. предоставлен документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение - решение Приморского районного суда Архангельской области от /дата/ о признании за ней права пользования жилым помещением по /адрес/

В связи с чем, полагает требования Гаркушиной Л.П. о признании действий Архангельской КЭЧ незаконными удовлетворить, обязать Архангельскую КЭЧ принять от Гаркушиной Л.П. заявление о ее регистрации по месту жительства по /адрес/ с приложенным к нему документом, удостоверяющим личность и копией решения Приморского районного суда Архангельской области от /дата/ о признании за Гаркушиной Л.П. права пользования жилым помещением и в трехдневный срок передать указанное заявление с приложенными документами вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в администрацию МО «Лявленское» для регистрации Гаркушиной Л.П. по месту ее жительства.

Действия администрации МО «Лявленское» в настоящее время не нарушают законных интересов Гаркушиной Л.П., поскольку обязанность зарегистрировать ее по месту жительства возникает у органов регистрационного учета только после поступления к ним соответствующих документов.

В связи с чем, полагает в удовлетворении заявления о признании действий администрации МО «Лявленское» незаконными отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении заявления Гаркушиной Л.П. о признании действий администрации МО «Лявленское» незаконными отказать.

Заявление Гаркушиной Л.П. о признании действий Архангельской КЭЧ незаконными удовлетворить.

Признать действия Архангельской КЭЧ об отказе в регистрации Гаркушиной Л.П. по месту жительства незаконными.

Обязать Архангельскую КЭЧ принять от Гаркушиной Л.П. заявление о ее регистрации по месту жительства по /адрес/ с приложенным к нему документом, удостоверяющим личность и копией решения Приморского районного суда Архангельской области от /дата/ о признании за Гаркушиной Л.П. права пользования жилым помещением и в трехдневный срок передать указанное заявление с приложенными документами вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в администрацию МО «Лявленское» для регистрации Гаркушиной Л.П. по месту ее жительства.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Романова Н.В.