Дело 2-857/2011 об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-857/2011 28 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи О.А. Шитиковой,

при секретаре М.В. Баландиной,

с участие прокурора Лыткиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ОАО «Название» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истец Приморский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации с иском к ОАО «Название» (далее - ОАО «Название») об устранении нарушений природоохранного законодательства, обосновывая свои требования тем, что в ходе проверки исполнения ответчиком законодательства об охране окружающей среды в деятельности Общества было установлено, что на территории Название филиала ОАО «Название» - Название, где используются нефтепродукты, не получено заключение экспертизы в Государственной экспертизе проектов МЧС России, не согласован и не утвержден план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в МЧС России, не введен в действие в срок до дата Просит обязать ОАО «Название» устранить допущенные в деятельности общества нарушения природоохранного законодательства: получить заключение экспертизы в Государственной экспертизе проектов МЧС России, согласовать и утвердить план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в МЧС России и ввести его в действие в срок до дата.

Представитель истца – помощник Приморского межрайонного прокурора Лыткина М.А. в судебном заседании исковые требования уточнила, просит обязать ответчика согласовать и утвердить план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для филиала Соловецкий в Главном управлении МЧС России по Архангельской области и ввести его в действие в срок до дата. В остальной части исковые требования не поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Николайчук Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что на сегодняшний день проект плана по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для филиала Название сдан на согласование в Главное управление МЧС России по Архангельской области и ОАО «Название» не может отвечать за МЧС в части согласования данного документа.

Представитель третьего лица Хромцов А.Н. пояснил, что дата План ЛРН по Название филиалу ОАО «Название» сдан на согласование в МЧС России по Архангельской области, в установленный месячный срок он будет рассмотрен.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ОАО «Название» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием акционеров дата (л.д.7-20).

Основными видами деятельности общества, согласно Уставу являются: производство, передача и распределение тепловой и электрической энергии целлюлозно-бумажной продукции, переработка древесины, производство строительных, монтажных и ремонтных работ и др.

В соответствии с п. 5 Устава Общество имеет филиал «Название», не являющийся обособленным юридическим лицом, расположенный в п. Название Приморского района Архангельской области. Деятельность филиала регулируется Положением о Название филиале ОАО «Название», утвержденным решением Совета директоров ОАО дата (л.д.41-45).

Приморской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ОАО «Название», в ходе которой установлено, что требования природоохранного законодательства не соблюдаются надлежащим образом.

В ходе проверки, установлено, что на территории Название филиала ОАО «Название» - Название используются нефтепродукты. К наземным объектам нефтепродуктообеспечения предприятия относятся: три емкости для хранения дизельного топлива по сумма м.куб. каждая и расходная емкость для дизельного топлива.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьи 42, 58 Конституции РФ предусматривают, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее -промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно ч. 1 ст. 2 указанного закона, опасными производственными объектами являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к названному Федеральному закону.

Во исполнение вышеперечисленных федеральных законов Правительством РФ принято Постановление от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», которым утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Согласно п. 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти нефтепродуктов на территории Российской Федерации утверждены приказом Министерства РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 № 621.

В силу пункта 19 Правил (приложение к приказу МЧС России от 28.12.2004 № 621) и пункта 1 раздела III Порядка выполнения требований к разработке плана ЛРН (приложение № 1 к указанным Правилам) План ЛРН должен быть согласован и утвержден в региональном центре МЧС России и введен в действие приказом по организации.

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов по Название филиалу ОАО «Название» относится к территориальному уровню и подлежит утверждению и согласованию в Главном управлении МЧС России по Архангельской области в течение 9 месяцев с момента введения в действие настоящих Правил, а также с момента регистрации вновь создаваемых объектов и организаций (Согласно п. 2 раздела III).

На момент проведения прокурорской проверки, обращения в суд и рассмотрения дела, данные требования закона ответчиком не исполнены, План ЛРН по Название филиалу ОАО «Название» был сдан на рассмотрение в Главное Управление МЧС России по Архангельской области дата, до настоящего времени План ЛРН не согласован, не утвержден, ответчиком в действие не введен.

Предприятие находится и осуществляет хозяйственную деятельность в зоне жилой застройки п. Название Приморского района Архангельской области, чем создает реальную опасность нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Несоблюдение экологических требований в производственной деятельности ответчика может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Приморский межрайонный прокурор.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации об обязании ОАО «Название» устранить допущенные нарушения являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Обязывая ответчика устранить нарушения природоохранного законодательства, суд считает необходимым установить срок для выполнения указанных действий – до дата с учетом требований прокурора и срока рассмотрения Плана в Главном управлении МЧС России по Архангельской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ОАО «Название» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать ОАО «Название» согласовать и утвердить в Главном управлении МЧС России по Архангельской области план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по Название филиалу ОАО «Название» в срок до дата.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Шитикова