Дело №2-949/2011 об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2-949/2011 24 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,

секретаря Баландиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО «наименование» об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «наименование» и ООО «УК «наименование» об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование своего требования, указал, что в соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В силу п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта. Организация водоснабжения населения отнесена законом к вопросам местного значения. При проведении проверки исполнения законодательства об обеспечении населения качественной питьевой водой, установлены нарушения требований закона в части обеспечении населения с. название Приморского района Архангельской области качественной питьевой водой. Услуги по водоснабжению населения питьевой водой, включая водозабор воды из водного объекта, осуществляет ООО «УК «наименование»». При этом проект зон санитарной охраны, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения источника водоснабжения, до настоящего времени не разработан. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водного объекта, создают угрозу доступа посторонних лиц на территорию водозаборов и, как следствие, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей данного населенного пункта, создают опасность причинения вреда окружающей среде. Просит обязать администрацию МО «наименование» в срок до дата разработать и утвердить проекты зоны санитарной охраны источника водоснабжения – территория водозабора в с. название в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения. СанПиН 2.1.4.1110-02».

Определением суда производство по делу в части обязания ООО «УК «наименование» обеспечить выполнение мероприятий в зоне строгого режима водозабора, переданного им по договору аренды в соответствии с разработанными проектами зон санитарной охраны и требованиями Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения. СанПиН 2.1.4.1110-02» - прекращено.

В судебное заседание прокурор, извещенный надлежащим образом, не явился.

Представитель ответчика глава МО «наименование» фамилия, извещенный надлежащим образом, не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с требованиями прокурора согласен, просит предоставить срок для исполнения требований прокурора до дата.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области фамилия требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Заслушав представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В ходе прокурорской проверки установлены нарушения в части обеспечении населения с. название Приморского района Архангельской области качественной питьевой водой. Услуги по водоснабжению населения данных населенных пунктов питьевой водой, включая водозабор воды из водного объекта, осуществляет ООО «УК «наименование». Проект зон санитарной охраны не разработан.

В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена, в том числе и организация водоснабжения населения в границах поселений.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02)

В силу п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта.

Представитель ответчика не оспаривает, что проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения – территория водозабора в с. название на сегодняшний день не разработан, мотивируя это отсутствием денежных средств

Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водного объекта, создают угрозу доступа посторонних лиц на территорию водозаборов и, как следствие, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей с. название, создают опасность причинения вреда окружающей среде, нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Обязывая ответчика разработать и утвердить проекты зоны санитарной охраны источника водоснабжения – территория водозабора в с. название Приморского района Архангельской области, с учетом требований прокурора и объема предполагаемых работ, суд считает необходимым установить срок для выполнения указанных действий – до дата. Оснований для увеличения срока исполнения требований прокурора на сегодняшний день не имеется. При наличии оснований вопрос о продлении сроков исполнения решения суда может быть решен в порядке исполнения судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО «наименование» в срок до дата разработать и утвердить проекты зоны санитарной охраны источника водоснабжения – территория водозабора в с. название в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения. СанПиН 2.1.4.1110-02».

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области.

Председательствующий О.А. Шитикова