Дело №2-1162/11 26 сентября 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А., при секретаре Шергиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кобелевой Т.А., действующей в интересах несовершеннолетнего сына П.Д., об оспаривании действий органов местного самоуправления, установил: Кобелева Т.А., действуя в интересах несовершеннолетнего сына П.Д., обратилась в суд с заявлением о признании заключения администрации МО «<З.>» № от <дата> незаконным и обязании администрации МО «<З.>» рассмотреть ее заявление от <дата>, подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности вида разрешенного использования земельного участка в целях жилищного строительства. В обоснование своего заявления указала, что <дата> она, как законный представитель несовершеннолетнего П.Д., обратилась в администрацию МО «<З.>» с заявлением о включении земельных участков площадью <**> кв.м. с кадастровыми номерами <данные изъяты> из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта <Б.> или <П.>, с установлением вида разрешенного использования для жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства. Администрацией МО «<З.>» выдано заключение о невозможности и нецелесообразности такого включения и изменения вида разрешенного использования земельных участков по основаниям, с которыми она не согласна. В обоснование Заключения глава администрации МО «<З.>» сослалась на общие принципы, определенные статьей 79 Земельного кодекса РФ о приоритете в использовании земель, относящихся к сельскохозяйственным угодьям. Однако в Заключении отсутствуют какие-либо сведения о том, что спорный земельный участок в соответствии с действующим законодательством включен в перечень земель, использование которых для других целей не допускается, а также сведения о том, что кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает средний уровень кадастровый стоимости по муниципальному району. Далее, в Заключении делается вывод о том, что включение земельного участка в состав населенного пункта приведет к изменению категории земельного участка, что, противоречит п. 3 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о принципе сохранения целевого использования земельных участков. С точки зрения отнесения земельных участков к определенной категории, действия по включению земельных участков в границы населенных пунктов означают изменение категории земельного участка. Однако, данное обстоятельство не может расцениваться как запрет на включение земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта, поскольку предусмотрен законодательством. Первичным моментом разрешения данного вопроса является возможность включения данных земель в состав населенного пункта, в связи с чем, только ФЗ от 29.12.04 г. № 191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» может установить такие запреты. Остальные вопросы, связанные с переводом земель из одной категории в другую, являются вторичными, регламентируются иными нормативными актами. Ссылки в Заключении на ст. 7 Земельного кодекса РФ и статьи 30 и 36 Градостроительного кодекса РФ неправомерны, так как не касаются возникших правоотношений, которые регулируются нормами Федеральным законом от 29.12.2004 № 191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Кроме того, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускает перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Статья 4 того же закона приводит исчерпывающий перечень оснований, по которым перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается. Земельный участок, в отношении которого ставиться вопрос о включении его в границы населенного пункта, такими ограничениями не обладает. В соответствии с частью 2 статьи 4.1 ФЗ от 29.12.04 г. № 191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков. В связи с этим, вывод главы администрации МО «<З.>» о том, что изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель сельскохозяйственного назначения, не основан на законе, а значит неправомерен. В Заключение не приведено ни одного правового акта, который прямо запрещал бы включение земельного участка в границы населенного пункта. Что касается критериев целесообразности, то таковые законодательно не урегулированы, являются субъективными и оспоримыми. В Заключении имеются ссылки на то, что территория подвержена подтоплению паводковыми водами реки Виткурья. Данный вывод ничем не подтвержден, а, во-вторых, - непонятно, почему данный факт расценивается как ограничение, нормативное подтверждение отсутствует. Даже если данное обстоятельство имеет место, то никакого отношения к рассматриваемому вопросу не имеет. Следующее: для осуществления жилищного строительства отсутствуют свободные мощности водоснабжения, канализации и электроснабжения. Данные обстоятельства ничем не подтверждены, опять же, к рассматриваемому вопросу никакого отношения не имеют, ибо никакого строительства еще и не ведется, а если и будет вестись, то, вероятно, в рамках действующего законодательства, то есть согласно проектной документации, которая и предусматривает все эти нюансы и требования, предъявляемые к заказчику. Не основан на законе и вывод главы администрации о том, что включение земельных участков в границы населенного пункта невозможно в силу того, что они не примыкают к населенным пунктам <П.> или <Б.>. Министерство экономического развития РФ письмом от 2 апреля 2009 г. за № Д23-870 указал, что запрет на перевод земельных участков, не граничащих с населенными пунктами и удаленных от них, в земли населенных пунктов законодательством Российской Федерации не предусмотрен. Несостоятельна в Заключении и ссылка и на то, что включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется только в результате утверждения и изменения генерального плана поселения, так как такое утверждение противоречит статье 4.1 ФЗ от 29.12.04 г. №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Некоторые земельные участки из земель сельхозназначения уже включены в границы населенных пунктов муниципального образования «<З.>» с установлением вида разрешенного использования земельных участков жилищное строительство. Полагает, что выводы в Заключении противоречат действующему законодательству, ущемляют их права, поскольку данное Заключение может явиться основанием для отказа в положительном разрешении данного вопроса исполнительным органом власти субъекта РФ. В судебном заседании заявитель Кобелева Т.А. требования поддержала, по основаниям, указанным в заявлении. Представитель заявителя Минин А.А. поддержал требования Кобелевой Т.А. по доводам, изложенным в заявлении, уточнив, что оспаривают заключение № от <дата>. Представитель заинтересованного лица МО «<З.>» Ижмякова Н.К. с заявлением не согласилась, пояснила, что Заключение является законным и обоснованным, выражает мнение администрации МО «<З.>», которое не является обязательным для агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области. Также пояснила, что земельные участки Кобелевых находятся между мелиоративными канавами, собственником которых является И. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В силу части 1 статьи 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Судом установлено, что <дата> Кобелева Т.А., действуя в интересах несовершеннолетнего сына П.Д., обратилась к главе МО «<З.>» с заявлением о включении принадлежащих ее сыну на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, в границы населенного пункта <П.> или <Б.> и изменении вида разрешенного использования данного земельного участка в целях жилищного строительства. К указанному заявлению были приложены копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, копии кадастровых паспортов указанных земельных участков. <дата> главой МО «<З.>» Поповой Т.Ю. было дано заключение о невозможности и нецелесообразности включения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в границы населенного пункта, а также о возможности вида разрешенного использования земельного участка в целях жилищного строительства. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» следует, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. (ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»). Согласно ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. Далее, в соответствии со ст. 4.1 указанного Закона, орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления: -подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении (пункт 1 статьи 4.1); - проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства или рекреационного использования (пункт 2 статьи 4.1). - направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи (пункт 13 статьи 4.1). Оспариваемое Заключение главы МО «<З.>» Поповой Т.Ю. от <дата> дано во исполнение указанных выше законодательных норм и в ответ на заявление Кобелевой Т.А. от <дата>, однако данное заключение дано не по всем участкам, по которым обращалась Кобелева Т.А., отсутствует заключение по участку с кадастровым номером <данные изъяты>. При рассмотрения заявления Кобелевой Т.А. главой МО «<З.>» было установлено, что рассматриваемые земельные участки площадью <**> кв.м. с кадастровыми номерами <данные изъяты>, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, выделены из состава земельных угодий (осушенные сенокосы) коллективной долевой собственности «Племзавода колхоза «<З.>» в счет земельной доли (пая), характеризуется следующими ограничениями: - на территории земельных участков проведена мелиорация (проходит дренажная система); - часть территории подвержена подтоплению паводковыми водами реки Виткурья; - для осуществления жилищного строительства отсутствуют свободные мощности водоснабжения, канализации и электроснабжения; -земельные участки не примыкает к населенным пунктам <П.> или <Б.>; -границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются в результате изменения или утверждения генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; -из кадастровых паспортов земельных участков следует, что они расположены между дренажными канавами, многоярусные, имеет сельскохозяйственное назначение, для сельскохозяйственного производства. Возможность установления границы населенных пунктов прерывающейся и многоярусной действующим законодательством не предусмотрена. На основании данных обстоятельств и ст. 79 Земельного кодекса, п. 3 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ч. Б ст. 30, ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, в Заключении сделан вывод о невозможности и нецелесообразности включения земельных участков площадью <**> кв.м. с кадастровыми номерами кадастровыми номерами <данные изъяты> в границы населенного пункта <П.> или <Б.> и изменения вида разрешенного использования земельных участков в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства. Суд полагает данное Заключение обоснованным и мотивированным, являющимся законным и не подлежащим отмене. При решении вопроса возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта обстоятельствами, имеющими юридическое значение, являются факты, свидетельствующие о существовании исторической, экономической или иной необходимости изменения границ поселений <П.> или <Б.>. Однако в процессе судебного разбирательства таких обстоятельств не установлено. Сам факт того, что заявитель не может конкретно указать, в границы какого из двух населенных пунктов следует включить принадлежащие ее сыну земельные участки, предлагает сделать это на выбор МО «<З.>», свидетельствует о том, что какой-то необходимости или целесообразности включения земельного участка в земли какого-либо населенного пункта в интересах самого поселения не прослеживается. Кроме того, как указано в Заключении для осуществления жилищного строительства отсутствуют свободные мощности водоснабжения, канализации и электроснабжения. Границей городских, сельских населенных пунктов является черта, отделяющая земли таких населенных пунктов от земель иных категорий (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации). Границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются в результате утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образован (ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации). Возможность установления границы населенного пункта прерывающейся и многоконтурной действующим законодательством не предусмотрена. Из кадастровых паспортов земельных участков, принадлежащих на праве собственности П.Д., следует, что земельные участки многоярусные, расположены между дренажными канавами, имеют сельскохозяйственное назначение, для сельскохозяйственного производства. Из Заключения следует, что земельные участки, принадлежащие П.Д., выделены из состава сельскохозяйственных угодий (осушенные сенокосы), коллективно-долевой собственности «Племзавода-колхоза «<З.>» в счет земельной доли (пая). В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Изменение категории земель спорного участка (в случае включения его в состав население пункта) нарушает установленный пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принцип сохранения целевого использования земельных участков. Исходя из положений ст. 1 вышеуказанного Закона для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. Указанные обстоятельства отражены в Заключении, свидетельствуют о правильности выводов о невозможности и нецелесообразности включения земельных участков площадью <**> кв. м с кадастровыми номерами <данные изъяты> в границы населенного пункта в <П.> или <Б.> и изменения вида разрешенного использования земельного участка. В связи с чем, довод заявителя о неправомерности данного Заключения суд полагает не состоятельным. Требования Кобелевой Т.А. подлежат частичному удовлетворению. Учитывая то, что заключение администрацией МО «<З.>» дано не по всем земельным участкам, суд считает необходимым обязать администрацию МО «<З.>» подготовить заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего П.Д., в границы населенного пункта <П.> или <Б.>, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, и направить его в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Архангельской области) с заявлением Кобелевой Т.А. и приложенными к нему документами. Оснований для признания заключения администрации МО «<З.>» № от <дата> о невозможности и нецелесообразности включения земельных участков площадью <**> кв. м с кадастровыми номерами <данные изъяты> в границы населенных пунктов и об изменении вида разрешенного использования земельных участков незаконным не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд решил: Требования Кобелевой Т.А., действующей в интересах несовершеннолетнего сына П.Д., об оспаривании действий органов местного самоуправления – удовлетворить частично. Обязать администрацию МО «<З.>» подготовить заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего П.Д., в границы населенных пунктов <П.> или <Б.>, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, и направить его в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Архангельской области) с заявлением Кобелевой Т.А. с приложенными к нему документами. В удовлетворении требований о признании заключения администрации МО «<З.>» № от <дата> незаконным, обязании рассмотреть заявление от <дата>, подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельных участков площадью <**> кв. м с кадастровыми номерами <данные изъяты> в границы населенного пункта, а также о возможности вида разрешенного использования земельного участка в целях жилищного строительства - отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий О.А. Шитикова