№2-1145/2011 об обязании предоставить жилое помещение



Дело №2-1145/2011 24 октября 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,

при секретаре Баландиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Приморского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетней М. к администрации муниципального образования «Л.» об обязании предоставить жилое помещение,

установил:

Приморский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетней М. с иском к администрации МО «Л.» об обязании предоставить жилое помещение. В обоснование исковых требований указал, что М. относится к категории детей-сирот, воспитывается в Боровском детском доме. Постановлением главы МО «Л.» от <дата> М. поставлена на льготную очередь в д. Яреньга на внеочередное получение жилья, поскольку ранее закрепленное жилое помещение, расположенное по <адрес>, в соответствии с актом обследования от <дата> признано непригодным для проживания. Из информации МО «Л.» следует, что жилой фонд в муниципальном образовании отсутствует, строительство нового жилья не планируется. Несмотря на наличие у М. статуса сироты, она не имеет жилого помещения, в которое могла бы вселиться после окончания образовательного учреждения, в соответствие со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 57 ЖК РФ.

В судебном заседании помощник Приморского межрайонного прокурора Кольцова А.В. поддержала исковые требования по доводам в нем изложенным.

Законный представитель несовершеннолетней М. –директор ГАОУ НПО Архангельской области «Профессиональное училище » г. Северодвинска Желновач В.Д., в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика МО «Л.», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в предварительное судебное заседание от главы МО «Л.» Федотова А.В. поступило заявление из которого следует, что деревянный жилой дом в д. Яреньга принадлежал Ш.А.В., был построен в 1918 году. Вместе с Ш.А.В. в доме проживала и была прописана его дочь Ш.О.А., которая в августе 1993 года выехала на учебу в г. Архангельск и больше на территории сельского поселения не появлялась. <дата> у Ш.О.А. родилась дочь М., которая была прописана по месту прописки матери в д. Яреньга. Решением суда от <дата> Ш.О.А. была признана безвестно отсутствующей. Ш.А.В. с 2002 года на территории муниципального образования не появлялся. За прошедшее время дом обветшал, частично разрушился и для проживания стал непригоден. В МО «Л.» весь жилой сектор частный, муниципального жилфонда нет. Бюджет поселения дотационный, самостоятельно строить жилье муниципальное образование не может. В виду того, что дом, в котором М. была прописана признан непригодным для проживания, местной администрацией несовершеннолетняя была поставлена на очередь на внеочередное получение жилья, но муниципального жилья у администрации МО «Л.» нет.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства МО «П.» Жигарева Е.В. поддержала требования прокурора.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что родителями несовершеннолетней М., <дата> года рождения, являются Ш.О.А., лишена родительских прав решением Приморского районного суда Архангельской области от 27 апреля 2001 года; М.Б.Г., лишен родительских прав решением Приморского районного суда Архангельской области от 04 июня 2004 года. Несовершеннолетняя М. находилась под попечительством Г., которая распоряжением главы МО «П.» от <дата> освобождена от исполнения обязанностей попечителя, несовершеннолетняя М. передана на воспитание в ГУ «П.». Распоряжением главы МО «П.» от <дата> несовершеннолетняя М. направлена в детское государственное учреждение – ГОУ «Б.». С <дата> несовершеннолетняя М. зачислена на полное государственное обеспечение в группу по профессии НПО «продавец; контролер-кассир» ГАОУ НПО Архангельской области «Профессиональное училище » г. Северодвинска, на период обучения временно зарегистрирована в общежитии училища.

Постановлением главы МО «П.» от <дата> за несовершеннолетней М. закреплено жилое помещение по <адрес>.

Из акта проверки сохранности жилого помещения от <дата>, составленного комиссией с участием главы МО «Л.», следует, что дом, расположенный по <адрес>, 1918 года постройки, состоит из отдельной комнаты и кухни, общей площадью 45 кв.м., жилой площадью – 34 кв.м., отопление печное. Согласно заключению: дом находится в аварийном состоянии, к проживанию непригоден.

Распоряжением главы МО «Л.» р от <дата> жилой дом по <адрес>, признан непригодным для проживания.

Распоряжением главы МО «Л.» от <дата> М. поставлена на льготную очередь в д. Яреньга на внеочередное получение жилья как лицо, относящееся к категории детей-сирот.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона.

Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу статей 4-5 Закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из анализа указанных правовых норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилой площадью только в том случае, если не имеют закрепленного за ними жилого помещения.

Как установлено судом, несовершенная М. является ребенком-сиротой, закрепленное за ней жилое помещение признано непригодным для проживания, а следовательно, на нее распространяются положения вышеуказанных норм закона.

В силу статей 45-46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления муниципальных образований, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Таким образом, обязанность по предоставлению М. жилого помещения лежит на администрации МО «Л.».

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковых требований Приморского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетней М. к администрации муниципального образования «Л.» об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Л.» предоставить М., <данные изъяты> года рождения жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Шитикова