№2-1414/2011 о понуждении совершения действий



Дело №2-1414/2011 12 декабря 2011 года

Решение

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Гончар Н.Д.,

при секретаре Шергиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «О.» о понуждении совершения действий,

Установил:

Приморский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «О.» о признании действий по сбросу через канализационно - очистные сооружения, расположенные по <адрес> неочищенных хозяйственно-фекальных стоков в реку С-ка незаконными, обязать администрацию в срок до 1 июня 2012 года прекратить сброс неочищенных хозяйственно-фекальных стоков в реку С-ка, без соответствующей очистки. В обоснование требований указал, что прокуратурой Приморского района совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Архангельской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой <дата> были отобраны пробы сточной воды на выпуске канализационно-очистных сооружений, расположенных по <адрес>, принадлежащих ответчику. Согласно протоколу лабораторных исследований вышеуказанных проб ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» от 02.09.2011 №2322, в сточной воде количество общих колиформных бактерий составляет 1.7х105 КОЕ (норма не более 500 КОЕ в 100 мл), термотолерантных колиформных бактерий составляет 1,7х105 КОЕ (норма не более 100 КОЕ в 100 мл). Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» от 06.09.2011 №698/845, сточные воды после очистки на канализационно-очистных сооружениях ответчика не соответствуют требованиям СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод». За сброс неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в водный объект без соответствующей очистки ответчик постановлением Управления Роспотребнадзора по АО от <дата> привлечен к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ. Действия администрации МО «О.» по сбросу неочищенных сточных вод нарушают закрепленное ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В судебном заседании старший помощник Приморской межрайонной прокуратуры Зыкин Д.Н. заявленные требования к администрации МО «О.» поддержал по вышеизложенным основаниям, уточнив дату прекращения сброса неочищенных хозяйственно-фекальных стоков в р.С-ка, а именно до 01 января 2013 года.

Представитель ответчика глава муниципального образования «О.» Лежнев И.В. возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что с выявленными нарушениями, установленными в ходе проверки, согласен. Для прекращения сброса неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в водный объект предпринимаются возможные действия, но у администрации МО «О.» денежных средств не имеется. На настоящее время имеется проект по строительству водозаборной станции. Стоимость данного строительства по смете составляет <...> рублей. По аналогии со стоимостью строительства водозаборной станции, восстановление станции биологической очистки будет стоить в пределах <...> рублей. В случае удовлетворения исковых требований, администрация МО «О.» будет обращаться в МО «П.» с заявкой о предоставлении финансирования по очистным работам. Собран пакет документов для направления заявки об участии в программе по софинансированию. Исполнять решение суда администрация МО «О.» будет за счет субсидий и субвенций из областного бюджета.

Представитель третьего лица администрации МО «П.» Крапивина Н.И. пояснила, что МО «П.» не несет дополнительной ответственности по обязательствам МО «О.». Срок, определенный истцом по исполнению обязательств до 01.01.2013 является разумным, поскольку в течение зимнего периода администрация МО «О.» должна изыскать денежные средства на составление проектных работ по очистке хозяйственно-фекальных стоков, заключение договора на составление проектных работ по очистке хозяйственно-фекальных стоков, проведения аукциона. В 2009 году все программы по канализационно-очистным системам прекращены, связи с кризисными явлениями. Бюджет на 2012 год уже согласован, дополнительное финансирование МО «О.» не запланировано, только по нормативам, как по всем дотационным районам.

Заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную экологическую среду.

В силу статьи 1 ФЗ РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Как следует из содержания статьи 3 указанного ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.10 Федерального закона управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Частью 2 ст. 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (пункт 1); при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (пункт 2).

В ходе проведенной прокуратурой Приморского района совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Архангельской области проверки установлено, что администрация МО «О.» допускает сброс неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в водный объект (р.С-ка) без соответствующей очистки.

Согласно протоколу лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» от <дата> , в сточной воде количество общих колиформных бактерий составляет 1.7х105 КОЕ (норма не более 500 КОЕ в 100 мл), термотолерантных колиформных бактерий составляет 1,7х105 КОЕ (норма не более 100 КОЕ в 100 мл). Проба по микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (л.д.17-18).

По экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» от <дата> , количество общих колиформных бактерий, термотолерантных колиформных бактерий в сточных водах после очистки на канализационно-очистных сооружениях МО «О.», расположенных по <адрес> не соответствуют требованиям СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (л.д.15-16).

За сброс неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в водный объект без соответствующей очистки ответчик постановлением Управления Роспотребнадзора по АО от <дата> привлечен к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ (л.д.7).

В силу п. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена, в том числе и организация водоснабжения и водоотведения населения в границах поселений.

К вопросам местного значения О. муниципального образования относится, в том числе, организация в границах О. сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения (устав л.д.59-87).

На основании постановления администрации МО «П.» канализационные сети <дата> переданы в собственность МО «О.» (л.д.26-28).

Согласно п.п.3.4, 3.6 СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000) водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, в т.ч. и вследствие залпового или аварийного сброса.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

В соответствии с п.4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100.6.6. Место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях. Место выпуска сточных вод в непроточные и малопроточные водные объекты должно определяться с учетом санитарных, метеорологических и гидрологических условий.

Водопользователи обязаны обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов (п.6.12 СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5.).

При выше установленных обстоятельствах заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Учитывая объем работ и время, необходимое для разработки проекта, суд полагает возможным установить срок исполнения настоящего решения – до 01 января 2013 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,

Решил:

Заявление Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «О.» в срок до 01 января 2013 года прекратить сброс неочищенных хозяйственно-фекальных стоков в р.С-ка без соответствующей очистки.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Приморский районный суд Архангельской области в течение 10 дней.

Председательствующий Н.Д.Гончар