Решение Именем Российской Федерации Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Гончар Н.Д., при секретаре Шергиной Е.Е., Установил: Приморский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному учреждению культуры «Р.» об оборудовании основного входа в здание специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите населения. Проверкой установлено, что на территории МО «Л.» проживает <**> инвалидов, из них-<**> инвалидов-колясочников, которые имеют равные со всеми гражданами права на реализацию своих гражданских, экономических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ. Просит обязать ответчика оборудовать основной вход в здание по <адрес> специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для беспрепятственного доступа в него инвалидов. В судебном заседании помощник Приморской межрайонной прокуратуры Андреев К.В. поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям. Указал, что в результате неисполнения требований федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» со стороны администрации не установлен пандус, тем самым нарушено право инвалидов на реализацию своих гражданских прав наравне с другими гражданами РФ, гарантированное им ст. 7 Конституции РФ, то есть неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор вынужден требовать устранения нарушений в судебном порядке. МУК «Р.» является основным домом культуры в Приморском районе Архангельской области, в котором проходят все районные мероприятия. Отсутствие пандуса на основном входе в здание ограничивает права инвалидов. Представитель ответчика директор МУК «Р.» Гурш Н.В. не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что <дата> было издано распоряжение администрации МО «Л.» о создании комиссии для обследования здания МУК «Р.» для определения возможности полного приспособления его: проемы дверей, ширины коридоров, этажность, для нужд инвалидов. Комиссией было проведено исследование о возможности оборудования основного входа в здание пандусом и поручнями. Составлен акт о том, что здание возможно оборудовать специальными устройствами: пандусом, поручнями, заменой порогов и ступенек на ровный подъем. В случае вынесения судом решения об удовлетворении исковых требований просила учесть трехмесячный срок изготовления и установки пандуса. Представитель соответчиков МО «Л.» и отдела культуры и библиотечного обслуживания администрации МО «Л.» Крапивина Н.И. полагает представляемые ею юридические лица не являются надлежащими ответчиками. В случае удовлетворения исковых требований при недостаточности денежных средств у МУК «Р.», обязанность по обязательствам несет собственник имущества- Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Л.». В отношении МУК «Р.» главным распорядителем бюджетных средств является отдел культуры и библиотечного обслуживания администрации муниципального образования МО «Л.». После вынесения решения главный распорядитель сразу распределяет денежные средства во исполнение решения суда. Представитель третьего лица ГКУ АО «О.» Паничева Л.А. поддержала заявленные требования. МУК «Р.» является основным домом культуры в Приморском районе Архангельской области, в котором проходят все районные мероприятия. Отсутствие пандуса на основном входе в здание ограничивает права инвалидов. Заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности. Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании здание МУК «Р.» пандусами и иными средствами подъема не оборудовано. МУК «Р.» является культурно-просветительным учреждением и действует в целях удовлетворения культурно-познавательных потребностей населения, обеспечения необходимых условий для личностного развития детей и взрослого населения. Основными целями деятельности является осуществление культурной политики на территории Приморского района, экспертная помощь и информационно- техническая поддержка учреждениям культуры района, изучение потребностей населения района в организации свободного времени, удовлетворение интересов и запросов населения района и населения п.У. в сфере культуры досуга. (л.д.10-17). Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года N 73. В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Для обследования здания МУК «Р.» в целях определения возможности полностью приспособить для нужд инвалидов здания в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" распоряжением исполняющего полномочия главы МО «Л.» от <дата> № создана комиссия. Согласно акту обследования здания МУК «Р.» от <дата> комиссией установлено: здание Дома культуры двухэтажное, каменное. Демонстрационный зал расположен на 1-ом этаже. Над входами в здание имеются навесы. Входная дверь в здание Дома Культуры поднята на высоту 0,65 м от уровня земли (по СНиП –до 800 см –уклон пандуса должен быть до 8 градусов). С главного фасада в здание имеется два входа с шириной проемов -1,65 м каждый (по СНиП-1,5 м). Ширина площадки перед входными дверями составляет 2,2м (по СНиП -1,8м). Ширина фойе составляет 4 м, ширина зала перед входом в демонстрационный зал составляет 6 метров (по СНиП ширина пути движения в чистоте должна быть при движении кресла-коляски в одном направлении -1,5м, при встречном движении -1,8м). В зал имеется два входа с шириной проемов 1,42 м, в том числе один из входов (дальний) имеет горизонтальный проход по всей ширине зала (по СНип –в соответствии со ст.4.16-4.17). По заключении комиссии здание МУК «Р.» возможно оборудовать специальными устройствами (пандусом, поручнями, заменой порогов и ступенек на ровный подъем, дополнительным освещением и др.) для доступа маломобильных групп населения в помещении 1 этажа и демонстрационный зал (л.д.72,73). Таким образом, при наличии технических возможностей в здании для передвижения инвалидов-колясочников и других граждан, относящихся к категории маломобильных, доступ в него затруднен ввиду отсутствия пандуса, что влечет нарушение прав маломобильных граждан по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. При выше установленных обстоятельствах заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору является МУК «Р.». Согласно уставу МУК «Р.» зарегистрировано в качестве юридического лица, является некоммерческой организацией - бюджетным учреждением культуры, финансируемым из бюджета муниципального образования «Л.». В соответствии с абзацем 6 п.2 ст.120 ГК РФ (в ред. от 30.11.2011 действующей с 1 января 2011 года), бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Учитывая объем работ и время, необходимое для разработки проекта, суд полагает возможным установить срок исполнения настоящего решения –до <дата>. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд, Решил: Исковое заявление Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга удовлетворить. Обязать муниципальное учреждение культуры «Р.» оборудовать основной вход в здание, расположенное по <адрес> в срок до <дата> специальными приспособлениями (пандусом и поручнями) для беспрепятственного доступа в него инвалидов в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". В иске к муниципальному образованию «Л.» и отделу культуры и библиотечного обслуживания администрации муниципального образования «Л.» отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Приморский районный суд Архангельской области в течение 10 дней. Председательствующий Н.Д.Гончар