Дело №2-1555/2011 08 декабря 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Романовой Н.В., при секретаре Колосовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по заявлению Ефипова А.А. о признании незаконным и отмене решения муниципального Совета муниципального образования «Название» № от даты об удалении главы муниципального образования «Название» Ефипова А.А. в отставку, установил: Ефипов А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения муниципального совета МО «Название» от даты об удалении его в отставку как главы МО «Название». Указал, что был избран главой МО «Название» на муниципальных выборах, постановлением Название ТИК № от даты зарегистрирован избранным главой МО. Дата в муниципальный совет МО «Название» поступило обращение депутатов об удалении главы МО в отставку, в котором указано, что обращения жителей на протяжении трех и более месяцев не рассматриваются главой МО, по ним не принимается никаких решений, они просто хранятся у главы поселения либо списываются в архив без письменного ответа, что в сфере административных правонарушений на территории поселения не осуществляются государственные полномочия, не была создана административная комиссия, не рассматривались дела об административных правонарушениях, не составлялись протоколы об административных правонарушениях, длительное время не решаются вопросы обеспечения населения топливом. Дата на внеочередном заседании муниципального Совета МО «Название» было принято решение об удалении его в отставку. Полагает, что указанным решением нарушены его права и считает решение незаконным. Все перечисленные в обращении депутатов недостатки в работе главы МО являются только недостатками, а плохая, ненадлежащая организация исполнения полномочий не равнозначна неисполнению главой МО в течение трех и более месяцев своих обязанностей. Обращения граждан рассматриваются главой МО. Нарушения, выявленные прокуратурой, приняты к сведению и по данным представлениям приняты определенные меры, ответственные лица привлечены к административной ответственности. Вопрос снабжения населения топливом решен, что подтверждается и отсутствием претензий со стороны прокуратуры. Административная комиссия создана и действует на основании Положения. Решения административной комиссией не принимаются, так как кворум для принятия решений постоянно отсутствовал в связи с неявкой членов комиссии. Таким образом, нельзя сказать, что обязанности им не выполнялись. Плохая оценка деятельности главы МО муниципальным Советом еще не говорит о наличии обстоятельств, предусмотренным п.2ч.2 ст. 74.1 ФЗ №131-ФЗ. Кроме того, при принятии решения была нарушена процедура. Как видно из протокола заседания от даты на повестку дня был поставлен один вопрос – о рассмотрении инициативы группы депутатов об удалении главы МО в отставку, однако в протоколе зафиксировано, что на заседании рассматривались вопросы и о расчистке дорог, создании и деятельности МБУК. То есть вопросы, которые не включены в обращение инициативной группы. Также, согласно протокола заседания следует, что проект решения зачитан в конце заседания и сразу был поставлен на голосование без обсуждения, что является грубым нарушением регламента муниципального Совета. В судебном заседании А.А.Ефипов поддержал заявление по доводам в нем изложенным, пояснил, что недостатки в его работе явились следствием нехватки кадров и отсутствия юриста, часть нарушений уже устранена – заключен договор на поставку топлива, решается вопрос по замене членов административной комиссии, однако данный вопрос до сих не решен, так как люди не хотят работать в комиссии. Признает, что не всегда были письменные ответы на обращения граждан, однако на все заявления ответы давались если не письменно, то устно, часть заявлений сразу направлялось на исполнения и вопросы решались, люди были довольны. С периода., когда он заступил на должность главы, ему пришлось решать целый ряд проблем, в том числе жилищных, коммунальных, которые были успешно разрешены. В связи с тем, что штат сотрудников не могли укомплектовать долгое время, так как люди не соглашались работать за низкую заработную плату, невозможно было успеть охватить все направления. После проверки прокуратурой и внесения представления были выявлены недостатки в работе, однако говорить о том, что он не исполнял все это время свои обязанности нельзя. Представитель заявителя по доверенности С.В.Гафаров в судебном заседании поддержал доводы А.А.Ефипова, изложенные в заявлении в судебном заседании, и пояснил, что при вынесении оспариваемого решения были допущены существенные процедурные нарушения, а также само решение не соответствует требованиям закона, поскольку ненадлежащая оценка деятельности главы МО Ефипова, данная депутатами не свидетельствует о неисполнении последним своих обязанностей. Представитель заинтересованного лица – муниципального Совета МО «Название» по доверенности Ерегин А.Н. в судебном заседании не признал в полном объеме заявление А.А.Ефипова и пояснил, что оспариваемое решение муниципального Совета является законным и обоснованным. Основаниями для удаления главы муниципального образования «Название» А.А.Ефипова в отставку послужили -неисполнение полномочий по рассмотрению и разрешению обращений граждан в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»; -неисполнение переданных в установленном порядке областным законом от 20 сентября 2005 года № 84-5-03 «О порядке наделения органов местного самоуправления и муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» государственных полномочий Архангельской области по организации рассмотрения дел об административных правонарушениях в части формирования и организации деятельности административных комиссий; - неисполнение полномочий по предоставлению информации в регистр муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области в нарушение порядка, установленного Федеральным законом № 131-ФЗ, областным законом от 29 октября 2008 года № 592-30-03 «Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области»; -неисполнение полномочий по подписанию и обнародованию правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования в нарушение порядка, установлено Федеральным законом № 131-ФЗ и уставом муниципального образования «Название». Также выявлен ряд иных существенных нарушений в связи с неисполнением законодательства об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, законодательства о муниципальной службе, законодательства о воинском учете. В течение более чем Х месяцев заявителем систематически нарушался порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан, установленный ФЗ №59-ФЗ от 02.05.2006 г. А.А.Ефипов, будучи главой МО, не сформировал и не обеспечил деятельность административной комиссии поселения. В число членов административной комиссии входило количество человек, вместо количества. Выделенная из бюджета Архангельской области субвенция на осуществление государственных полномочий в сфере административных правоотношений в размере сумма рублей была израсходована на оплату коммунальных услуг и расходов по электроэнергии. На момент проверки в административной комиссии находились незарегистрированные и нерассмотренные в установленный срок материалы об административных правонарушениях, составленные в период 2011 г. Из-за истечения срока давности привлечения к административной ответственности лица избежали административного наказания. Согласно справке правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области в МО «Название» информация, необходимая для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области, не предоставлялась. Согласно акта от даты, составленному депутатами муниципального совета муниципального образования «Название» Фамилия., Фамилия., Фамилия., главой МО «Название», одновременно являющимся председателем муниципального совета муниципального образования «Название», не были подписаны материалы сессий муниципального совета муниципального образования «Название» № от даты и № от даты. Решения сессий муниципального совета МО «Название» подписаны накануне принятия решения муниципального Совета МО «Название» об удалении главы МО в отставку. Каких-либо нарушений процедуры удаления главы МО «Название» в отставку допущено не было, были соблюдены сроки и порядок рассмотрения вопроса об удалении главы МО в отставку, Ефипову А.А. предоставлены установленные статьёй 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии. Обсуждение за заседании Совета вопросов о расчистке дорог от снега, о создании и деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры в рамках рассмотрения повестки было связано с обеспечением полноты исследования обстоятельств, послуживших основаниями для удаления главы муниципального образования «Название» в отставку, изложенных в инициативе депутатов муниципального Совета муниципальное образование «Название». Ефипов А.А. указывает на нарушение регламента муниципального Совета МО «Название» в той части, что проект решения был зачитан в конце заседания дата и сразу был поставлен на голосование без обсуждения. В то же время Ефипов А.А. не приводит конкретных положений регламента муниципального Совета МО «Название», которые были, по его мнению, нарушены. Возможность дать депутатам представительного органа МО объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку, а также любому депутату выступить была обеспечена в полной мере как при обсуждении данного вопроса. Представитель муниципального Совета МО «Название» Ручин М.В. не согласился с заявлением Ефипова А.А., пояснил, что заявителем допущено неисполнение возложенных на него обязанностей и исполнению полномочий как главы МО, в том числе и по непредоставлению информации в регистр муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области. Глава МО является органом местного самоуправления. Эффективность местного самоуправления в том, чтобы были обеспечены права граждан. В этих целях законодатель ввел в действие с 01.07.2009 г. норму, которой была установлена дополнительная ответственность Главы как субъекта публично-правовой ответственности. Здесь речь не о трудовых отношениях, а о публично-правовых отношениях, глава имеет определенный статус, на что обращает внимание и Конституционный суд в своем постановлении от 02.04.2002 г. № 7 П и последнее Постановление Конституционного суда РФ, которое было принято в октябре 2011 года в связи с жалобами граждан Шардыко Ю.С., Дегтярь Н.А Конституционный суд РФ обращает внимание, что данная статья устанавливает именно публично-правовую ответственность. Согласно определению Конституционного суда РФ от 04.10.2011 г., исходя из вложенного в Конституцию РФ смысла местного самоуправления, эффективного решения вопросов, непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, смыслом эффективного местного самоуправления является результат исполнения органами местного самоуправления обязанности по решению вопросов местного значения, это должно быть качественное обеспечение жизнедеятельности населения, в соответствии с установленными законодательством требованиями и нормативами. Иное противоречило бы провозглашенными в Конституции РФ принципам правового и социально государства, привело бы к массовым нарушениям прав граждан. Таким образом, осуществление полномочий главами МО является видом публично-правовой деятельности, за ненадлежащее исполнение которой следует публично-правовая ответственность. Речь идет об усилении ответственности за ненадлежащее исполнение государственных обязанностей главами МО, во главу угла должна быть поставлена эффективность работы с населением, что на территории МО «Название» привело к дезорганизации в работе по решению главой муниципального образования «Название» вопросов местного значения. Представитель муниципального Совета МО «Название» Петровская Л.А. с заявлением не согласилась, пояснила, что за весь период деятельности Ефипова А.А. на посту главы МО не решался целый ряд проблем, только часть из которых была озвучена в инициативе об удалении главы МО в отставку. Вопросы с поставкой топлива обсуждались долго, но так и не были решены на момент начала отопительного сезона. На многочисленные обращения граждан в администрацию письменных ответов не давалось. Документы по сессиям депутатов глава длительное время не подписывал, протокола Х сессии не могут получить до сих пор. Заслушав заявителя, его представителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В судебном заседании установлено, что решением муниципального Совета муниципального образования «Название» от даты № глава муниципального образования «Название» Ефипов А.А. удален в отставку по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). Ефипов А.А. был избран главой МО «Название» на муниципальных выборах, постановлением Название ТИК № от даты зарегистрирован избранным главой МО. В соответствии со ст. 74.1. Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются: 1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 ч.1 ст. 75 настоящего Федерального закона; 2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; 3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд. Инициатива по удалению главы муниципального образования «Название» в отставку выдвинута четырьмя депутатами муниципального Совета МО «Название»: Фамилия., Фамилия., Фамилия., Фамилия., что составляет более одной трети депутатов муниципального Совета, так как согласно части 2 статьи 17 Устава МО «Название» установленная численность депутатов муниципального Совета составляет Х. Данная инициатива внесена в виде обращения в муниципальный Совет дата. Глава муниципального образования «Название» Ефипов А. А. в соответствии с частью 3 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ уведомлен об инициировании процедуры отставки дата. Дата Ефипову А.А. были вручены обращение в муниципальный Совет МО «Название», проект решения муниципального Совета муниципального образования «Название» и обращение о созыве внеочередного заседания муниципального Совета муниципального образования «Название», что подтверждается актом от Дата за подписью Фамилия., Фамилия., Фамилия. Губернатор Архангельской области в соответствии с частью 3 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ уведомлен письмом дата. Губернатором Архангельской области было высказано мнение о согласии с позицией депутатов муниципального Совета МО «Название» об удалении в отставку главы МО «Название» Ефипова А.А. письмом от даты №. Дата состоялось заседание муниципального Совета МО «Название». На заседании присутствовали депутаты муниципального Совета МО «Название»: Фамилия., Фамилия., Фамилия., Фамилия., Фамилия., Фамилия., член муниципального Совета Ефипов А.А., о чем свидетельствует протокол заседания муниципального Совета МО «Название» от даты. Указанное заседание муниципального Совета МО «Название» являлось правомочным, поскольку в соответствие с ч. 6 статьи Устава МО «Название» на нем присутствовало не менее двух третей от установленной численности членов муниципального Совета сельского поселения «Название». На повестку заседания муниципального Совета был вынесен вопрос о рассмотрении инициативы группы депутатов об удалении главы МО «Название» Приморского муниципального района Архангельской области А.А. Ефипова в отставку. Довод заявителя о том, что заседании Совета решались иные вопросы, не включенные в повестку дня, суд полагает не состоятельным, поскольку согласно протокола заседания и решения Совета следует, что единственным вопросом на заседании Совета дата являлся вопрос об удалении главы МО в отставку, данный вопрос явился предметом обсуждения и по нему было принято решение. Согласно части 10 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ в случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования. Председателем заседания муниципального Совета МО «Название» была избрана депутат муниципального Совета Фамилия., секретарём заседания была избрана депутат муниципального Совета Фамилия. По итогам заседания за решение об удалении главы МО «Название» в отставку проголосовало 5 депутатов муниципального Совета муниципального образования «Название», составляющих более двух третей от установленной численности депутатов МО «Название», что подтверждается протоколом заседания муниципального Совета муниципального образования «Название» № от даты. В ходе заседания главе МО «Название» в полном объёме без каких-либо ограничений была предоставлена в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ возможность дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку. Также из протокола заседания Совета следует, что указанный вопрос активно обсуждался, депутаты имели возможность задать вопросы и высказаться, никаких возражений по поводу нарушения их прав, в том числе и в части возможности обсудить проект решения перед его принятием, не высказали. Таким образом, какого-либо существенного несоблюдения установленного порядка принятия решения об удалении главы МО «Название» в отставку допущено не было. В связи с чем, доводы заявителя о нарушении процедуры при принятии оспариваемого решения являются не состоятельными. В то же время суд не может признать оспариваемое решение муниципального Совета законным и обоснованным в силу следующего: Как следует из инициативы депутатов по удалению главы МО «Название» Ефипова А.А. в отставку, основанием для удаления является неисполнение Ефиповым А.А. в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом МО (п. 2 ч. ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ). В подтверждение данного неисполнения перечислены следующие обстоятельства: 1) нерассмотрение на протяжении трех и более месяцев обращений жителей; 2)неосуществление государственных полномочий в сфере административных правонарушений: не создана административная комиссия, не рассматривались дела об административных правонарушениях; 3)длительное время не решаются вопросы обеспечения населения топливом (дровами); 4)существенные нарушения в связи с неисполнением законодательства об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, законодательства о муниципальной службе, о воинском учете; 5) решения муниципального Совета МО «Название» главой МО в установленные сроки и порядке не подписываются и официально не обнародуются. Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно пункта 1 статьи 12 Устава МО «Название», глава сельского поселения «Название» является главой МО «Название», возглавляет администрацию Название сельского поселения и исполняет полномочия председателя муниципального Совета сельского поселения «Название». В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Устава МО «Название» Глава сельского поселения «Название»: Назначает досрочные выборы в муниципальный Совет; назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих администрации Название сельского поселения; определяет основные направления деятельности администрации Название сельского поселения и организует ее работу; имеет право давать в пределах своей компетенции устные и письменные поручения и указания муниципальным служащим администрации Соловецкого сельского поселения; имеет право истребовать от указанных муниципальных служащих имеющуюся в их распоряжении информацию; имеет право определять круг вопросов в пределах собственной компетенции, по которым он самостоятельно принимает решения; имеет право налагать дисциплинарные взыскания на муниципальных служащих администрации Название сельского поселения; имеет право вносить проекты решений и постановлений муниципального Совета сельского поселения «Название» в муниципальный Совет сельского поселения «Название»; формирует проект повестки дня очередных заседаний муниципального Совета сельского поселения «Название», которая утверждается постановлением муниципального Совета сельского поселения «Название»; подписывает и обнародует решения и постановления муниципального Совета сельского поселения «Название»; подписывает договоры и соглашения от имени Название сельского поселения; назначает представителей Название сельского поселения на съезде совета муниципальных образований Архангельской области, дает указания относительно их голосования и иного участия в деятельности съезда; присваивает почетные звания Название сельского поселения; Как председатель муниципального Совета: созывает очередные и внеочередные заседания муниципального Совета сельского поселения «Название»; председательствует на заседаниях муниципального Совета сельского поселения «Название»; имеет право решающего голоса на заседаниях муниципального Совета сельского поселения «Название». В соответствии п. 3 ч. 13 Устава Глава осуществляет иные полномочия, которыми он наделяется федеральными законами, Уставом и законами Архангельской области. Уставом Соловецкого сельского поселения, решениями, принятыми на местном референдуме Название сельского поселения, соглашениями, заключенными с органами местного самоуправления Приморского муниципального района и решениями муниципального Совета «Название». Согласно справки Приморской межрайонной прокуратуры по результатам проверки соблюдения законодательства в деятельности администрации МО «Название» от даты следует, что в ходе проверки выявлено многочисленные нарушения, установлено, что значительная часть вопросов местного значения поселения, установленных ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», вопросов компетенции главы поселения, предусмотренных ст. 13 Устава МО «Название» не решается. Решение вопросов осуществляется с многочисленными грубыми нарушениями действующего законодательства. Главой муниципального образования Ефиповым А.А., как руководителем исполнительного органа местного самоуправления, не организована должная работа жилищной комиссии, административной комиссии, работа по разрешению обращений в администрацию поселения, воинскому учету. Проявлено бездействие при организации в границах поселения снабжения населения топливом, водоотведения. Допущены факты незаконного распоряжения объектами муниципальной собственности. Установлены факты, когда решения и постановления муниципального Совета, имеющие основополагающее значение для решения вопросов местного значения, главой в нарушение Устава поселения не подписываются и не обнародуются. Работа муниципальных служащих осуществляется с нарушениями законодательства, регламентирующего вопросы приема на муниципальную службу и ее прохождения. Обстоятельства, установленные Приморской межрайонной прокуратурой, свидетельствующие о допущенных нарушениях главой МО Ефиповым А.А. как руководителем исполнительного органа местного самоуправления, подтверждаются объяснениями Ефипова А.А. от даты копиями письменных обращений граждан на имя главы, представлениями межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства об обращении граждан, административного законодательства, об организации местного самоуправления, о воинской обязанности и военной службы, в сфере ЖКХ, протестом на распоряжение «О создании Муниципального бюджетного учреждения культуры «Общественно-культурный центр «Название», постановлением мирового судьи судебного участка №2 Приморского района Архангельской области от даты. о назначении административного наказания главе МО Ефипову А.А. по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (по пяти обращениям). Однако наличие указанных нарушений действующего законодательства при исполнении главой МО «Название» Ефиповым А.А. своих полномочий в то же время не могут свидетельствовать о неисполнении главой МО своих обязанностей, которые бы с очевидностью свидетельствовали о фактическом самоустранении главы от их исполнения, и на которые указано в инициативе депутатов Муниципального Совета МО «Название», в частности: По нерассмотрению на протяжении трех и более месяцев обращений жителей. Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам. Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 указанного Федерального закона. Срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в орган местного самоуправления либо должностному лицу согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ составляет 30 дней с момента регистрации письменного обращения. Согласно статье 32 Федерального закона № 131-ФЗ граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При проведении проверки соблюдения законодательства в деятельности администрации МО «Название» Приморской межрайонной прокуратурой выявлено количество нарушений закона об обращении граждан. Однако указанные нарушения по количество обращениям, поступивших в администрацию МО, являются только частью из количества обращений, поступивших на дату. Кроме того, часть из обращений, по которых допущены нарушения, передавалась главой МО непосредственно для решения в жилищную комиссию, на часть обращений глава МО давал устный ответ заявителю и списывал заявление в архив, что подтверждается справкой прокуратуры и свидетельствует о нарушении главой МО порядка рассмотрения обращений граждан, но не об устранении от исполнения своих обязанностей в данной части в течение трех и более месяцев. По неосуществлению государственных полномочий в сфере административных правонарушений: не создана административная комиссия, не рассматривались дела об административных правонарушениях. При проведении проверки Приморской межрайонной прокуратурой установлено, что в папке «Административная комиссия» находится Х незарегистрированных в администрации поселения материалов об административных правонарушениях, протоколов, составленных УУМ ОВД по Приморскому району с дислокацией в поселке Название. В ходе проведенной сверки с данными отдела полиции установлено, что в адрес административной комиссии направлялось еще Х протокола. Данные протоколы в установленный ст. 29. 6 КоАП РФ срок на административной комиссии не рассмотрены, в связи с чем, Х лиц избежали привлечения к установленной законом административной ответственности. Пункт 5 части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает, что глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации -законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 18 областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-03 "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления поселений наделяются государственными полномочиями по созданию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной областным законом от 3 июня 2003 года № 172-22-03 «Об административных правонарушениях». Согласно пункта 2 статьи 19 областного закона № 84-5-03 представительные органы муниципальных образований по представлению глав соответствующих местных администраций назначают членов административных комиссий. Согласно пункта 5 статьи 20 данного областного закона местные администрации муниципальных образований осуществляют материально-техническое, финансовое, организационное, информационное и правовое обеспечение деятельности административных комиссий. К началу исполнения Ефиповым А.А. своих полномочий как главы МО, административная комиссия в МО была создана, что подтверждается решением муниципального Совета муниципального образования «Название» от дата №, принятого еще до вступления в должность главы муниципального образования «Название» А.А. Ефипова. Данное решение подписано и.о. главы муниципального образования Фамилия, при принятии данного решения допущены нарушения статьи 10.4 областного закона от 03 июня 2003 года № 172-22-03 «Об административных правонарушениях», так как в состав комиссии включено шесть человек вместо пяти. Как пояснил Ефипов А.А. в судебном заседании, из-за отсутствия кворума рассматривать дела в составе избранной административной комиссии не было возможности, иных кандидатур для замены также не мог найти, по нескольким административным делам он давал поручение секретарю подготовить повестки по вызову правонарушителей, однако этого сделано не было, к ответственности секретаря он не привлекал, так как из-за нехватки кадров на секретаря возложено много обязанностей. Таким образом, Ефипов А.А. как глава МО и как председатель административной комиссии не осуществил должный контроль за деятельностью ответственного секретаря комиссии, в обязанности которого входили подготовка материалов и дел к рассмотрению, извещение членов комиссии и участников производства по делам, оформление протоколов, постановлений, что не позволило административной комиссии своевременно рассматривать дела об административных правонарушениях. Отсутствие необходимого контроля и непринятие действенных мер по решению вопроса по реализации отдельных государственных полномочий Архангельской области в сфере административных правонарушений свидетельствует о ненадлежащем выполнении своих обязанностей Ефиповым А.А., однако, не о неисполнении им возложенных на него обязанностей. По нерешению длительное время вопросов обеспечения населения топливом (дровами). Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела (письменными обращениями граждан, ответом Ефипова А.А. на обращение, ответами администрации МО «Название», договорами на снабжение населения топливом) вопрос снабжения населения топливом, который относится к вопросам местного значения поселения, не был разрешен до начала отопительного сезона. Договор снабжения населения топливом был заключен дата. Согласно акта от даты за подписью депутатов муниципального Совета, главного бухгалтера администрации и председателя совета ветеранов, доставка дров началась с периода 2011 г., на сегодняшний день обеспечено количество человек из количества. Как следует из пояснений Ефипова А.А., процесс заключения договора на поставку топлива затянулся из-за того, что только после пересмотра тарифов администрацией МО «Название» удалось согласовать условия поставки и цену договора. Таким образом, длительное время - до периода 2011 г. главой администрации не был решен вопрос обеспечения населения топливом (дровами), в то же время незаключение договора на поставку топлива до наступления отопительного сезона не свидетельствует о самоустранении главы МО от решения данного вопроса, поскольку заключению данного договора в октябре 2011 г. предшествовала подготовительная работа к заключению данного договора, в том числе по ведению переговоров с возможными поставщиками, урегулированию вопросов по ценам, в том числе пересмотру тарифов со стороны МО «Название». По существенным нарушениям в связи с неисполнением законодательства об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, законодательства о муниципальной службе, о воинском учете. Согласно справке Приморского межрайонного прокурора, при проведении проверки выявлено Х нарушения законодательства о муниципальной собственности в части распоряжений о создании муниципального бюджетного учреждения «Название» и передаче ему на праве оперативного управления здания дома культуры. Распоряжением и.о. главы МО от даты правовые акты в части требуемой прокурором отменены. Также проверкой были установлены Х нарушений законодательства о муниципальной службе: в изученных личных делах муниципальных служащих отсутствовали необходимые документы (документы воинского учета, о присвоении классного чина, медицинские заключения, неполные справки о доходах, а также замечания по описи к личному делу служащего и анкете, отсутствуют данные об ознакомлении служащего с содержанием. Выявлено Х нарушения закона «О воинской обязанности и военной службе»: в учетных картах первичного воинского учета призывников отсутствуют отметки о постановке граждан на воинский учет и данные о сверках с документами военных комиссариатов, не отражаются данные о наличии отсрочки. Не организовано ведение учета организаций с указанием числа работающих в них военнообязанных, в документах учета отсутствуют данные о наличии военно-учетных специальностей. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении главой МО в части осуществления руководства местной администрацией и организации ее работы, в том числе кадровой, а также несоблюдением законодательства при вынесении своих распоряжений, в то же время данные нарушения законодательства при реализации своих полномочий в указанной части не равнозначны неисполнению главой МО своих обязанностей. По обстоятельствам того, что решения муниципального Совета МО «Название» главой МО в установленные сроки и порядке не подписываются и официально не обнародуются. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. В соответствии с частью 5 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ председатель представительного органа муниципального образования подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характераВ ходе проверки установлено, что главой муниципального образования в нарушение ст. 13 Устава муниципального образования без объективных причин не подписаны решения 17 и 18 сессии Муниципального совета МО «Название», состоявшихся дата и дата Как следует из пояснений Ефипова А.А., причины неподписания указанных документов в плохой их подготовке. В период данные решения были подписаны главой МО. Несвоевременное подписание двух решений муниципального Совета также свидетельствует лишь о ненадлежащем исполнении Ефиповым А.А. возложенных на него обязанностей, но не о их неисполнении. Ссылку представителей заинтересованного лица на неисполнение иных обязанностей главой МО Ефиповым А.А., не указанные в инициативе депутатов, в том числе на непредоставление информации в регистр муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области, суд полагает не состоятельной, поскольку по указанным обстоятельствам решение об удалении главы МО в отставку не выносилось. Таким образом, суд полагает, что нарушения, выявленные при исполнении главой МО «Название» возложенных на него обязанностей, и на которые ссылаются депутаты Совета в инициативе, не могут повлечь за собой досрочное прекращение полномочий на основании п.2 ч.2 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку свидетельствуют не о неисполнении им своих обязанностей в течение трех и более месяцев, а лишь о их ненадлежащем исполнении, неудовлетворительной работе главы МО по ряду возложенных на него обязанностей. В связи с чем, решение муниципального Совета муниципального образования «Название» № от даты об удалении главы муниципального образования «Название» Ефипова А.А. в отставку является незаконным и подлежащим отмене. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд решил: Заявление Ефипова А.А. удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение муниципального Совета муниципального образования «Название» № от даты об удалении главы муниципального образования «Название» Ефипова А.А. в отставку. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Романова Н.В.