№2-1394/2011 об обязании разработатать проект зоны санитарной охраны



Дело №2-1394/2011 21 ноября 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,

секретаря Н.П.Колосовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «П.» об обязании разработать проект зоны санитарной охраны,

установил:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «П.» об обязании разработать проект зоны санитарной охраны и разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов МО «П.». В обоснование своего требования, указал, что в соответствии со ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Организация водоснабжения населения отнесена законом к вопросам местного значения. Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. В ходе проведенной проверки установлено, что источником водоснабжения населения в дер.П. Приморского района Архангельской области является водозабор на р. Сев. Двина. Услуги по водоснабжению населения питьевой водой, включая забор воды из водного объекта, осуществляет ООО «С.». Однако в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства зоны санитарной охраны в настоящий момент не созданы. В настоящее время ООО «С.» продолжает осуществлять деятельность по водоснабжению населения без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данного источника. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водных объектов, создают угрозу доступа посторонних лиц на территорию водозаборов и, как следствие, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей дер. П. Приморского района Архангельской области, создают опасность причинения вреда окружающей среде; приводят к нарушению конституционных прав граждан. Просит обязать администрацию МО «П.» в срок до 01.09.2012 года разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения д. П. Приморского района Архангельской области – территории водозабора на реке Северная Двина, и разработать генеральную схему очистки населенных пунктов МО «П.» в соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до 01 мая 2012 года.

В судебном заседании прокурор Федорова А.И. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - глава МО «П.» А.Л.Куроптев в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, представил письменное заявление, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В предварительном судебном заседании пояснял, что для разработки и утверждения проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения и генеральной схемы очистки населенных пунктов МО «П.» необходимы денежные средства, которых в бюджете МО «П.» нет, в бюджете на 2012 год денежные средства на данные расходы также не запланированы.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В ходе проводимой прокурорской проверки установлено, что источником водоснабжения населения в дер. П. Приморского района Архангельской области является водозабор на р. Сев. Двина. Услуги по водоснабжению населения питьевой водой, включая забор воды из водного объекта, осуществляет ООО «С.». В нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства зоны санитарной охраны не созданы. В настоящее время ООО «С.» осуществляет деятельность по водоснабжению населения без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данного источника. На момент проверки Генеральная схема очистки муниципального образования, утвержденная законодательным (представительным) органом местной власти, отсутствовала. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водных объектов, создают угрозу доступа посторонних лиц на территорию водозаборов и, как следствие, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей дер. П. Приморского района Архангельской области, создают опасность причинения вреда окружающей среде; приводят к нарушению конституционных прав граждан.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры

по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным Кодексом РФ и другими федеральными законами.

В силу п. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена, в том числе и организация водоснабжения населения в границах поселений.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В силу п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта.

На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 12 вышеуказанного федерального закона, при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88), для рационального сбора,

быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономически целесообразной утилизации бытовых отходов муниципальным образованием разрабатывается Генеральная схема очистки населенного пункта, утвержденная решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Представитель ответчика не оспаривал, что проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения – территории водозабора в д.П., не разработан, генеральная схема очистки муниципального образования, утвержденная законодательным (представительным) органом местной власти, отсутствует, мотивируя это недостаточностью денежных средств в бюджете муниципального образования.

Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждения доводы прокурора о выявленных нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства, создающих угрозу загрязнения и засорения водного объекта, угрозу доступа посторонних лиц на территорию водозаборов, которые, как следствие, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей дер. П., создают опасность причинения вреда окружающей среде, нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Обязывая ответчика разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения д. П. Приморского района Архангельской области, суд считает необходимым установить срок для выполнения указанных действий – до 01 сентября 2012 год, а для разработки генеральной схемы очистки населенных пунктов МО «П.» - в срок до 01 мая 2012 года. При этом суд учитывает требования прокурора и объема предполагаемых работ. Довод ответчика о нехватке денежных средств не является основанием для увеличения срока исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «П.» об обязании разработать проект зоны санитарной охраны удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «П.» в срок до 01 сентября 2012 г. разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения дер.П. Приморского района Архангельской области – территория водозабора на реке Северная Двина, согласно пунктов 1.6, 1.12,.1.13 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения. СанПиН 2.1.4.1110-02.

Обязать администрацию муниципального образования «П.» в срок до 01 мая 2012 г. разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов МО «П.» в соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области.

Председательствующий О.А. Шитикова