Дело №2-1482/2011 08 декабря 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А., при секретаре Баландиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Приморского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО «Р.» о понуждении совершить действия, установил: Приморский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «Р.» о понуждении совершить действия. В обоснование требований, указал, что в соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно частей 5 и 7 ст. 12 ФЗ «об отходах производства и потребления» на территориях поселений запрещается захоронение отходов. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органом местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды. Территория сельского поселения подлежит обязательной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по уборке отходов на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. На основании указанных норм закона администрация МО «Р.» обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора, а также по оборудованию объекта размещения ТБО, либо заключению договора со специализированной организацией по вывозу ТБО на специализированные объекты для размещения твердых бытовых отходов. При проведении проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления, установлено, что на территории МО «Р.» отсутствует полигон для твердых бытовых отходов, бытовые отходы размещаются на несанкционированных свалках. Просит обязать администрацию МО «Р.» в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированное место складирования твердых бытовых отходов в районе д. Л., путем оборудования соответствующего экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям объекта для размещения твердых бытовых отходов либо путем заключения договора со специализированной организацией по сбору и вывозу твердых бытовых отходов вне территории МО «Р.». В предварительном судебное заседание прокурор исковые требования уточнил, просит обязать администрацию МО «Р.» организовать сбор, вывоз бытовых отходов и мусора на территории МО «Р.» в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 01 июля 2012 года. В судебном заседании старший помощник Приморского межрайонного прокурора Зыкин Д.Н. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика глава МО «Р.» Коновалов Ю.Н., извещенный надлежащим образом, не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Архангельской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В ходе прокурорской проверки на территории МО «Р.» установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в частности на территории муниципального образования отсутствует специальный полигон для твердых бытовых отходов, отходы размещаются на несанкционированных свалках, организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов администрацией муниципального образования не осуществляется. В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно частям 5 и 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Из положений статьи 13 того же закона, следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 18 части 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений отнесена, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Частью 1 статьи 8 ФЗ «Об отходах производства и потреблении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Представитель ответчика не оспаривал, что на сегодняшний день на территории муниципального образования сбор и вывоз мусора и бытовых отходов не организованы. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения окружающей среды, и, как следствие, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей МО «Р.», нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. С учетом изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Обязывая ответчика организовать сбор, вывоз бытовых отходов и мусора на территории МО «Р.» в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическими требованиями, с учетом требований прокурора и объема предполагаемых работ, суд считает необходимым установить срок для выполнения указанных действий – до 01 июля 2012 года. Оснований для увеличения срока исполнения требований прокурора на сегодняшний день не имеется. При наличии оснований вопрос о продлении сроков исполнения решения суда может быть решен в порядке исполнения судебного решения. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Приморского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО «Р.» о понуждении совершить действия удовлетворить. Обязать администрацию МО «Р.» в срок до 01 июля 2012 года организовать сбор, вывоз бытовых отходов и мусора на территории МО «Р.» в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическими требованиями. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области. Председательствующий О.А. Шитикова