Решение Именем Российской Федерации Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А., при секретаре Колосовой Н.П., Установил: Приморский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Л.» о признании действий по сбросу неочищенных хозяйственно-фекальных стоков в реку Д-ка и на рельеф местности незаконными, обязать администрацию в срок до <дата> прекратить сброс неочищенных хозяйственно-фекальных стоков в реку Д-ка и на рельеф местности путем восстановления работоспособности канализационно-очистных сооружений п.Н.. В обоснование требований указал, что прокуратурой Приморского района совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Архангельской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что по состоянию на <дата> канализационно-очистные сооружения п.Н. находятся в разрушенном состоянии, по назначению не функционируют, обслуживающий персонал отсутствует. Сточные воды жилого фонда и социальных объектов п.Н. без какой-либо очистки сбрасываются на рельеф местности и в р.Д-ка. Очистные сооружения принадлежат ответчику на основании постановления администрации МО «А.» № от <дата>. Действия администрации МО «Л.» по сбросу неочищенных сточных вод нарушают закрепленное ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В судебном заседании старший помощник Приморской межрайонной прокуратуры Лыткина М.А. заявленные требования к администрации МО «Л.» поддержала по вышеизложенным основаниям. Представитель ответчика - глава муниципального образования «Л.» О.Г.Петрова в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела без участия представителя (л.д.55). Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную экологическую среду. В силу статьи 1 ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Как следует из содержания статьи 3 указанного ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ст.10 Федерального закона управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Частью 2 ст. 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения. Согласно п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (пункт 1); при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (пункт 2). На основании постановления администрации МО «А.» от <дата> № из оперативного Управления по коммунальному хозяйству, топливу, энергетике и субсидиям жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «А.» изъято имущество коммунального хозяйства по участкам «Р.» и «Н.», в том числе канализационные сети, канализационные насосные станции с оборудованием, сети ливневой канализации, и согласно перечню передано в собственность муниципального образования «Л.» (л.д.6-9). Согласно акту проверки от <дата> комиссией в составе старшего помощника Приморского межрайонного прокурора Зыкина Д.Н., главы администрации МО «Л.» Петровой О.Г., приглашенного в качестве специалиста ведущего специалиста-эксперта управления Роспотребнадзора по Архангельской области Ш.О.Ю. произведен осмотр места, где ранее были расположены канализационно-очистные сооружения (КОС) п.Н.. Фактически КОС разрушены, не функционируют, очистка сточных вод п. Н. не производится. Персонал отсутствует, подъездные пути не содержатся, сброс стоков п.Н. осуществляется на рельеф местности. Четкую локализацию места сброса сточных вод установить не возможно. При отсутствии очистных сооружений проведение отбора проб сточных вод не целесообразно (л.д.48). В силу п. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена, в том числе и организация водоснабжения и водоотведения населения в границах поселений. Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Л.» (л.д.10-47). При выше установленных обстоятельствах заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Учитывая объем работ и время, необходимое для разработки проекта, суд полагает возможным установить срок исполнения настоящего решения – до <дата>. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд, Решил: Исковые требования Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Л.» в срок до <дата> прекратить сброс неочищенных хозяйственно-фекальных стоков в реку Д-ка и на рельеф местности путем восстановления работоспособности канализационно-очистных сооружений п. Н.. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области. Председательствующий О.А. Шитикова