Дело №2-494/2012 о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии



Дело №2-494/12 13 апреля 2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Романовой Н.В.,

при секретаре Аксеновой Н.А.,

с участием прокурора Шиловской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Павлова А.С. о признании незаконным и отмене постановления Название территориальной избирательной комиссии от даты о регистрации Кошевой М.А. кандидатом на должность главы муниципального образования «Название»,

установил:

Заявитель Павлов А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Название территориальной избирательной комиссии (далее – Название) от даты о регистрации Кошевой М.А. кандидатом на должность главы муниципального образования «Название». В обоснование своего заявления указал, что Кошева М.А. выдвинута кандидатом на должность главы муниципального образования «Название» в порядке самовыдвижения, представила для своей регистрации количество подписей избирателей на двух листах. Однако, в нарушение закона, подписные листы кандидата Кошевой М.А. изготовлены не в соответствии с формой, установленной приложением № 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Подписные листы, представленные кандидатом Кошевой М.А. для своей регистрации, изготовлены по форме, установленной приложением № 1 к закону Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» в недействующей на сегодняшний день редакции от 07.07.2011 г. Данная форма предназначена для выборов членов выборного органа муниципального образования, например, схода или вече граждан, но не главы муниципального образования. Все подписи в подписном листе № 1 не заверены лицом, осуществлявшем сбор подписей, и самим кандидатом. В подписном листе №2 отсутствуют указание на подписной лист, данные об уровне выборах, дате их проведения, данных о кандидате. Таким образом. Название обязана была признать недействительными все количество подписей избирателей, представленных кандидатом Кошевой М.А. для своей регистрации и отказать в регистрации кандидата Кошевой М.А. В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Приняв решение о регистрации Кошевой М.А. кандидатом на должность главы муниципального образования «Название» с нарушением требований ст. 38 Федерального закона, Название нарушила право Павлова А.С. на участие в выборах главы муниципального образования «Название» на равных условиях, что создало неоправданное преимущество для Кошевой М.А. при ведении им своей избирательной кампании.

Заявитель Павлов А.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя Твердова И.В. поддержала заявление по доводам в нем изложенным, также указала, что в подписных листах отсутствует указание на гражданство кандидата Кошевой М.А., что предусмотрено формой подписных листов и является обязательным в силу закона и указана занимаемая должность, которая не соответствует представленным самим кандидатом документам.

Кошева М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представила письменные возражения на заявление Павлова А.С.

Представитель Название Прилуцкая Н.Н. с заявлением не согласилась, представила письменные возражения, пояснила, что право Павлова А.С. как кандидата не нарушено, поскольку он выдвинут отделением политической партии ЛДПР и сбор подписей в свою поддержку не осуществлял. Каких-либо преимуществ Кошева М.А. как самовыдвиженец не получила. Хотя форма подписного листа Кошевой М.А. не является надлежащей, это следует считать технической ошибкой, поскольку по содержанию он совпадает с перечнем, утвержденным в законе. Его содержание не уменьшает объем сведений о кандидате и не свидетельствует о неправильном восприятии данных сведений. Кошевой М.А. собрано количество подписей избирателей в свою поддержку, что количественно соответствует требованиям законодательства, все подписи проверены и признаны достоверными. На момент выдвижения Кошева М.А. являлась председателем Название, то есть руководителем государственного органа, которому в силу Федерального закона запрещено иметь гражданство иностранного государства. Кроме того, до даты являлась сотрудником полиции, которым в силу закона может только гражданин РФ.

Заслушав стороны, прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Судом установлено, что дата Муниципальным Советом МО «Название» принято решение о назначении выборов главы МО «Название» на дату.

Постановлением Название ТИК от даты заявитель Павлов А.С. зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Название».

Постановлением ТИК от даты Кошева М.А. зарегистрирована кандидатом на должность главы МО «Название».

Будучи зарегистрированным кандидатом на должность главы МО «Название», заявитель Павлов А.С. в силу ч. 3 ст. 259 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата Кошевой М.А.

В соответствии с п.6 ст.76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно п.п. «д» п. 24 ст. 38 данного Закона основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичное основание предусмотрено п.п.5 п.6 ст.46 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» № 268-13-ОЗ от 8 ноября 2006 г. (далее – Закон №268-13-ОЗ).

Постановлением председателя Название ТИК от даты установлено количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, выдвинутых на должность главы МО «Название» на выборах дата - в количестве количество подписей.

Кошевой М.А. собрано и представлено в Название ТИК количество подписей избирателей в свою поддержку. Из них проверено количество подписей. В результате проверки недостоверными (недействительными) признаны количество подписи избирателей (количество% от числа отобранных для проверки), Кошева М.А. была зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Название».

Суд полагает, что довод представителя заявителя о том, что кандидатом Кошевой М.А. в подписном листе неправильно указаны сведения о месте работы, не нашел своего подтверждения в судебном заседании, поскольку должность Название МБОУ «Название» которая указана Кошевой М.А. в подписной листе соответствует должности, указанной в предоставленной ею справке с места работы.

В то же время все количество % подписей избирателей в подписных листах кандидата Кошевой М.А. являются недействительными по следующим основаниям.

В соответствие с п. 5 ст. 41 Закона №268-13-ОЗ и п. 8. ст. 37 Закона № 67-ФЗ, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению N 6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Приложением 6 к ФЗ N 67-ФЗ предусмотрена форма подписного листа для сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования.

В свою очередь, данной формой предусмотрена строка с указанием гражданства кандидата.

В представленных кандидатом Кошевой М.А. количество подписных листах не содержится сведений о гражданстве кандидата.

В силу п.п. «и» п. 6.4 ст. 38 ФЗ N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4-9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Поскольку неуказание Кошевой М.А. в подписных листах сведений о своем гражданстве свидетельствует о несоответствии подписных листов по форме приложению 6 к Федеральному закону № 67-ФЗ, следовательно, все количество подписей избирателей в подписных листах являются недействительными.

Довод представителя Название ТИК о том, что Кошева М.А. ранее являлась сотрудником полиции, а позднее руководителем государственного органа, что предполагает обязательное наличие гражданства РФ, а также предоставила копию паспорта с указанием гражданства РФ, суд полагает не обоснованным, поскольку предоставление кандидатом паспорта при подаче документов на регистрацию не освобождает его от обязанности исполнения требования закона и указания сведений о своем гражданстве.

Как следует из представленных Кошевой М.А. в Название ТИК подписных листов, они представлены в количестве количество листов, что подтверждается и протоколом об итогах сбора подписей.

Довод представителя Название ТИК о том, что подписные листы являются единым документом не подтверждается материалами дела, поскольку подписные листы кандидата Кошевой М.А. представляют собой количество отдельных листа, на количество указаны данные о выборах и кандидате Кошевой М.А. и количество подписей избирателей, на количество подписном листе указаны количество подписей избирателей и заверяющие подписи кандидата Кошевой М.А.

В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются: все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (подпункт "з").

Подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, в связи с чем, все подписи в нем являются недействительными.

В подписном листе отсутствуют указание на подписной лист, данные об уровне выборах, дате их проведения, данных о кандидате. Таким образом, форма представленного подписного листа не соответствует требованиям приложения № 6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также форме, утвержденной приложением № 1 к закону Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области». Следовательно, все 10 подписей избирателей в данном подписном листе недействительны.

Таким образом, суд полагает, что допущенные нарушения формы подписных листов кандидата Кошевой М.А. влечет признание всех количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, недействительными.

Доводы представителя Название ТИК о формальности нарушений допущенных при сборе подписей избирателей, не свидетельствуют об отсутствии оснований для признания данных подписей недействительными, поскольку избирательное законодательство не позволяет произвольно оценивать существенность или несущественность нарушений и их соразмерность.

При таких обстоятельствах, поскольку все количество % подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Кошевой М.А. недействительны, постановление Название территориальной избирательной комиссии от даты о регистрации Кошевой М.А. кандидатом на должность главы муниципального образования «Название» является не законным и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

Заявление Павлова А.С. о признании незаконным и отмене постановления Название территориальной избирательной комиссии от даты о регистрации Кошевой М.А. кандидатом на должность главы муниципального образования «Название» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Название территориальной избирательной комиссии от даты о регистрации Кошевой М.А. кандидатом на должность главы муниципального образования «Название».

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение 5 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Романова Н.В.