дело № 2-656/2012 по иску о признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-656/2012                                                                    15 июня 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Романовой Н.В.,
при секретаре Колосовой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Кушнирчук И.Ю, к администрации МО «наименование», Министерству финансов Архангельской области и Министерству образования и науки Архангельской области о признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на территории п. название Приморского района Архангельской области, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещении, предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, при отсутствии жилого фонда - обеспечить получение целевой безвозвратной ссуды,

установил:

Кушнирчук И.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «наименование», Министерству финансов Архангельской области и Министерству образования, науки и культуры Архангельской области о признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального наймана территории п. название Приморского района Архангельской области, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещении, предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, а при отсутствии жилого фонда - обеспечить получение целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указал, что с момента рождения в 19** году мать не занималась его воспитанием и содержанием, поэтому он с 19** г. по 20** г. находился в учреждениях здравоохранения Архангельской области. В 20** г. обращался к ответчику и главе администрации Архангельской области с заявлениями о постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по категории «социальная сирота». На поданные заявления получил отказы, что, по его мнению, является незаконным.

Истец Кушнирчук И.Ю. в судебном заседании настаивал на исковых требованиях, просит предоставить ему жилье именно на территории п. название, поскольку работает в название и живет в п. название. Требования о предоставлении ссуды не поддерживает. Пояснил, что родился в п.название название района Архангельской области, но уже более (*) лет живет в п.название в название учреждения и хочет в дальнейшем проживать в п.название Приморского района, так как если жить в название, то ему негде работать.

Представитель истца Малыгина О.И. поддержала заявленные исковые требования и пояснила, что в 20** г. Кушнирчуку И.Ю. отказали о постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по категории «социальная сирота» в Приморском районе. Не желают предъявлять требование о предоставлении жилья к органам местного самоуправления название района, поскольку истец проживает в п. название, а работает в г. название и переезжать в название район не собирается.

Представитель ответчика МО «наименование» Горская Л.В. возражала относительно исковых требований, и сообщила, что истец не состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья в МО «наименование» во внеочередном порядке, в муниципальном образовании за истцом жилье никогда не закреплялось. Оснований для предоставления жилья истцу в МО «наименование» не имеется.

Представитель ответчика - Министерства финансов Архангельской области в судебное заседание не явился, извещались о времени и месте рассмотрения дела, представили письменный отзыв, в котором сообщили, что исковые требования Кушнирчук И.Ю. не признают, поскольку полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований. В силу ст.8 областного закона №79-5-ОЗ от 20.09.2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель Министерства образования и науки Архангельской области в судебное заседание не явился, извещались о времени месте рассмотрения дела, представили письменный отзыв, в котором сообщили, что не признают себя надлежащими ответчиками по делу, поскольку полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований. Во исполнение этих полномочий ежегодно предусматривается субвенция, размер которой и распределение по муниципальным образованиям утверждается областным законом «Об областном бюджете» на очередной финансовый год. С учетом положений ст.6.1 закона Архангельской области №79-5-ОЗ от 20.09.2005 г. порядок ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, регулируется настоящим законом с особенностями, установленными настоящей статьей. На учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения; имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях); имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения. Учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Местом рождения истца является МО «наименование». По данным органов опеки и попечительства название района семья Кушнирчука И.Ю., 19** года рождения, на учете неблагополучной на территории название района не состояла, сведения о признании истца оставшимся без попечения родителей отсутствуют. Сведения об отказе фамилия от сына - истца, лишении либо ограничении ее в родительских правах в отделе органов опеки и попечительства название района отсутствуют. На территории МО «наименование» за Кушнирчуком И.Ю. жилое помещение не закреплялось, в реестр учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не был включен.

Представитель третьего лица МО «Приморский муниципальный район» Котлова Е.Г. возражала против исковых требований, пояснила, что все заявленные требования истцу следует предъявлять по месту его рождения в название районе. На территории МО «Приморский муниципальный район» за Кушнирчуком И.Ю. жилое помещение не закреплялось, в реестр учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не был включен. После рождения истец был зарегистрирован в п. название название района Архангельской области до 19** г., откуда поступил на лечение и затем стал жить в детских домах. В случае установления у истца статуса ребенка-сироты он может претендовать на предоставление жилья по месту выявления, то есть в название районе, а не по месту проживания его в интернате п. название.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Судом установлено, что Кушнирчук И.Ю. родился в п.название название района Архангельской области дата года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.).

С период времени истец находился в ГБОУ Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «наименование» из санатория г.Архангельска; с период времени поступил из название учреждения г.название, выбыл на лечение в название учреждения г.название (л.д.).

С период времени поступил из название учреждения г.название, выбыл в школу-интернат г.название в 1 класс. С период времени находился в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «наименование» (л.д.23).

С период времени истец находится на полном гособеспечении ГОУ АО для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «название учреждения» (л.д.).

С период времени истец находился на полном государственном обеспечении в ГУ «название учреждения» (л.д.).

С период времени истец находится на полном государственном обеспечении в название учреждения (л.д.).

С период времени истец находился в название учреждения (л.д.).

С период времени истец был зарегистрирован в п. название название района Архангельской области в д. по ул. название, где проживала его мать фамилия.

В материалы дела представлена архивная справка администрации МО «наименование», из которой следует, что в архивном фонде название поселкового Совета название района Архангельской области в похозяйственной книге п.название на период времени значится Кушнирч. И.Е., дата рождения (так в документе, другого Кушнирчук И.Ю. нет), что проживал по адресу п.название, ул.название, . При проверке похозяйственных книг название поселкового Совета за период времени Кушнирчук И.Ю. не значится. Семья фамилия, матери истца, дата выбыла в д.название название района.

Мать истца фамилия дата умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти и справкой (л.д.).

Из материалов дела усматривается, что истец с дата по настоящее время проживает в наименование. Согласно справки Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «наименование» истец является инвалидом с детства, ему установлена группа инвалидности (л.д.).

Согласно адресной справки УФМС РФ по Архангельской области Кушнирчук И.Ю., уроженец п.название название района, с дата зарегистрирован по адресу: Архангельская область, Приморский район, п.название название учреждения (л.д.).

Суд полагает, что требования истца о признании за ним права на внеочередное получение отдельного благоустроенного жилого помещения на территории п.название Приморского района по договору социального найма, а также обязании предоставить такое жилое помещение или обеспечить безвозвратной ссудой на приобретение жилья, не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичная норма содержалась и в п.2 ст.37 ЖК РСФСР, в соответствии с которой, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В ст.1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 N 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В целях применения положений Жилищного кодекса ЖК РФ органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области при ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и при предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма в Архангельской области принят Закон от 20.09.2005 N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма". С учетом положений названного закона порядок ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, регулируется настоящим законом с особенностями, установленными настоящей статьей. На учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения; имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях); имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения. Учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.

Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактических обстоятельств дела, установленных судом, а также собранных по делу доказательств, позволяет сделать вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (либо ранее до 1.03.2005 года в порядке п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР) необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лиц из их числа (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года), отсутствие закрепленного за истцом жилья по месту рождения. Вместе с тем, истцом указанный статус ребенка-сироты не приобретался, что им не оспаривается. По вопросу об установлении у него такого статуса, истец в компетентные органы по месту рождения не обращался. Материалами дела подтверждается, что истец не состоит в органах местного самоуправления на учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по месту его рождения, нуждающихся в жилье и имеющих внеочередное право на получение жилого помещения.

Кроме того, в случае признания за Кушнирчуком И.Ю. статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, требование о признании за истцом права на предоставление жилого помещения в п. название не является обоснованным и не отвечает требованиям закона.

Так материалами дела подтверждается, что Кушнирчук И.Ю. родился в название районе, до 19** г. был зарегистрирован в доме своей матери в п. название название района Архангельской области в д. по ул. название, оттуда был передан в воспитательное учреждение, таким образом, в случае признания за истцом статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, местом его выявления является название район Архангельской области. Как следует из материалов дела истец стал проживать в п. название с 20** г., на тот момент, он уже являлся совершеннолетним, после окончания образовательного учреждения - название учреждения по достижению 18 лет с 19** г. стал проживать в название учреждения. Законом не предусмотрено предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их последнего проживания, если их место рождения находится в пределах Российской Федерации.

Поскольку истец не согласился на замену ответчика - соответствующее муниципальное образование название района Архангельской области, настаивает на предоставлении ему жилья на территории МО «наименование» в п. название, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Кушнирчук И.Ю, к администрации МО «наименование», Министерству финансов Архангельской области и Министерству образования и науки Архангельской области о признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на территории п. название Приморского района Архангельской области, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещении, предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, при отсутствии жилого фонда - обеспечить получение целевой безвозвратной ссуды - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                  Н.В. Романова