Дело №2-1029/2012 по иску об обязании произвести паспортизацию находящихся на балансе автомобильных дорог общего пользования местного значения



Дело №2- 1029/2012                                             28 августа 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Романовой Н.В.,

при секретаре Колосовой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Приморского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Название» об обязании произвести паспортизацию находящихся на балансе автомобильных дорог общего пользования местного значения,

установил:

Приморский межрайонный прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Название» (далее администрации МО «Название») об обязании в срок до даты произвести паспортизацию находящихся на балансе четырех автомобильных дорог общего пользования местного значения. В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности, а также в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Название» Приморского района выявлены нарушения в виде отсутствия паспортов на четыре автомобильные дороги находящихся на балансе ответчика. Согласно постановления главы администрации МО «Название» от даты «Об утверждении перечня автомобильных дорого общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО «Название» четыре автомобильные дороги, протяженностью количество км., являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения и расположены в границах муниципального образования МО «Название», а также включены в реестр муниципальной собственности МО «Название». В соответствии со ст. 131 ГК РФ и ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. В силу п.1.1 Ведомственных строительных норм 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» паспортизация автомобильных дорог производиться с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническому состоянии для рационального планирования дорого по строительству, реконструкции и ремонту и содержанию дорог. Учет и паспортизация проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Обязанность по проведению паспортизации на данный момент возложена на органы местного самоуправления.

В судебном заседании помощник Приморской межрайонной прокуратуры Архангельской области Рудакова А.Н. заявленные требования к администрации МО «Название» поддержала по вышеизложенным основаниям.

Администрация МО «Название» извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направили, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ч.3 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Поскольку безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории поселения, поэтому установить круг лиц, чьи права нарушаются невозможно, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

В соответствии с ч.8 ст. 6 ФЗ № 257 - ФЗ от 08.11.2007 (в ред. От 28.11.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 2, 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с п.5. ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 (в ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.5. ч.1 ст. 7 Устава МО «Название» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из постановления главы администрации МО «Название» от даты «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО «Название» следует, что на балансе МО «Название» находится четыре автомобильные дороги общей протяженностью количество км., включающиеся в себя дороги населенных пунктов и подъезды к ним. Данные дороги являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения и расположены в границах муниципального образования МО «Название», а также включены в реестр муниципальной собственности МО «Название» (л.д.8,9,10).

Согласно ст. 131 ГК РФ и ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» утвержденная Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).

Данной инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку все автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

Следовательно полномочия по проведению паспортизации автомобильных дорог на сегодняшний день возложены, применительно к данному случаю, на органы местного самоуправления - администрацию МО «Название».

Согласно ч.4 ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Пунктом 3 «Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п.5.3.4, п.5.4.7 «Положения о Федеральном дорожном агентстве», утвержденного постановлением Правительства России от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог всех форм.

Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Как установлено материалами дела, и не оспаривается ответчиком, по результатам проверки соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, а также в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Название» Приморского района выявлены нарушения в виде отсутствия паспортов на муниципальные дороги, находящиеся на балансе администрации МО «Название».

Данные обстоятельства подтверждены ответом Администрации МО «Название» от даты исх , в котором глава муниципального образования Фамилия указала, что в муниципальном образовании «Название» не произведена паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения в связи отсутствием средств в бюджете на проведение вышеуказанных мероприятий. Средства на проведение паспортизации автомобильных дорог будут заложены в бюджет МО «Название» на ХХХ год.

Руководствуясь ч.2 ст. 206 ГПК РФ предусматривающей обязанность суда определить срок в течение которого решение должно быть исполнено, суд считает необходимым определить ответчику для исполнения решения суда срок до даты.

При вышеустановленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковое заявление Приморского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Название» в срок до даты произвести паспортизацию находящихся на балансе четырех автомобильных дорог общего пользования местного значения (согласно приложения к постановлению администрации МО «Название» от даты «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО «Название») в соответствии с Ведомственными строительными нормами (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной Минавтодором РСФСР).

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий                           Н.В. Романова