Дело №2-697/2012 04 сентября 2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Гончар Н.Д., при секретаре Шергиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Носачева С.Н. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, Открытому акционерному обществу «ЦЗ», администрации муниципального образования «Р.» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма, установил: Носачев С.Н. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - ТУ Росимущества в Архангельской области), Открытому акционерному обществу «ЦЗ» (далее - ОАО «ЦЗ») о признании права пользования жилым помещением - <адрес> на условиях социального найма и к Администрации МО «Р.» об обязании заключить договор социального найма на данное жилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что с 2003 года проживает в спорном жилом помещении, предоставленным ему ФГУП «МЗ». Жилищный фонд п/х Лая (в том числе квартира) переведен в гостиницу, в нежилой фонд и приватизирован в составе имущественного комплекса ФГУП «ЦЗ». Решением Приморского районного суда Архангельской области от 15.09.2011 признано незаконным изменение назначения жилых домов, в том числе дома № в котором находится квартира истца, и отнесение их к разряду гостиницы; признана незаконной сделка по передаче домов в собственность ОАО «ЦЗ» с обязанием ОАО «ЦЗ» возвратить дома в собственность РФ. Однако, до настоящего времени жилищный фонд в д. Лая не возвращен в собственность Российской Федерации, квартира, в которой он проживает, не передана в государственную или муниципальную собственность. На свои заявления получает ответ, что оформить договор социального найма в настоящий момент не возможно. При сложившихся обстоятельствах истец не может надлежащим образом оформить правоотношения по социальному найму жилья, получить правоустанавливающие документы на квартиру, и реализовать в дальнейшем свое право на приватизацию. В ходе рассмотрения дела 05 июля 2012 года представитель истца уточнил исковые требования, просит обязать заключить договор социального найма жилого помещения с надлежащим ответчиком - администрацией МО «Р.» или Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области. Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель истца в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика ТУ Росимущества в Архангельской области в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв (л.д.28), в котором просил в исковых требованиях отказать, поскольку нельзя сделать вывод о надлежащем использовании жилого помещения истцом по договору социального найма. Кроме того, ордер на жилое помещение не выдавался. Ответчик ОАО «ЦЗ» в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв, согласно которому полагают, что являются ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку квартира, в которой проживает истец, не является собственностью ОАО «ЦЗ», и не имеет права в силу закона заключать договоры социального найма. Представитель ответчика администрации МО «Р.» - в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что жилое помещение занимаемое истцом не передано в муниципальную собственность, в случае передачи квартиры в муниципальную собственность МО «Р.», они не возражают в оформлении договора социального найма с истцом ( л.д.31-32) Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-254/2011, суд приходит к следующему. В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", приложения к этому постановлению жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе он находится, относится к муниципальной собственности и передается в муниципальную собственность. Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на недопустимости произвольного лишения жилища. Судом установлено, что истец зарегистрирован и проживает в квартире <адрес> с 10 января 2003 года, что подтверждается представленными в материалы дела копией паспорта, справкой выданной администрацией МО «Р.», поквартирной карточкой и карточкой регистрации (л.д.7,8,9,19) Ранее проживал и был зарегистрирован в квартире <адрес>. На момент вселения истца в спорное жилое помещение, оно принадлежало ФГУП «МЗ», предоставлено в связи с работой истца на предприятии. Правомерность вселения и проживания истца с указанного периода ответчиками не оспаривается. Согласно ст. 5 ФЗ РФ «О введение в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, Жилищный Кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным Законом. В силу статьи 6 ч.3 Жилищного Кодекса Российской Федерации (ЖК РФ вступил в действие с 01 марта 2005 года) в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, отношения сторон по данному гражданскому делу возникли в период действия ЖК РСФСР и продолжаются в период действия ЖК РФ. Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Отсутствие письменного договора социального найма (или ордера, являвшегося основанием для вселения в соответствие с ЖК РСФСР) не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления наймодателем соответствующих документов. Поскольку истец длительное время проживает в спорном жилом помещении, оплачивает коммунальные платежи, жилое помещение ему было предоставлено в установленном законом порядке, то указанное свидетельствует о фактическом заключении с ним договора социального найма жилого дома. Доказательств того, что занимаемое истцом жилое помещение предоставлялось истцу как служебное, в судебное заседание не представлено. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Архангельской области от 17.05.2007 №№ к виду служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда отнесены следующие объекты недвижимости: <данные изъяты> (л.д.123). Письмом от 22.11.2007 г. № Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Архангельской области, адресованным генеральному директору ФГУП «МЗ», сообщило о возможности перевода вышеуказанных объектов недвижимости в разряд гостиницы (л.д.124). 10.10.2007 г. ФГУП «Ротехинвентаризация» Архангельский филиал Северодвинское отделение выдан технический паспорт на данный объект -гостиница для производственных нужд «Л.» (л.д.125-130). 29.11.2007 г. сведения о гостинице внесены в единый реестр объектов капитального строительства (л.д.131-132). 09.04.2008 г. на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области № от 14.02.2008 г. гостиница для производственных нужд «Л.», как нежилой объект, на праве хозяйственного ведения зарегистрирована за ФГУП «ЦЗ» (л.д.133). Распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области от 1.11.2008 г. № № «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «ЦЗ» путем преобразования в ОАО «ЦЗ» был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса согласно приложению № 1, в том числе и «Гостиница для производственных нужд «Л.» ( л.д. 138-145). Согласно передаточному акту открытое акционерное общество «ЦЗ» приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия «ЦЗ» «Гостиницу для производственных нужд «Л.» (л.д.134-136). 29.01.2009 г. за ОАО «ЦЗ» зарегистрировано право собственности на спорный объект (л.д.137). Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Приморского районного суда Архангельской области от 15 сентября 2011 г., согласно которого изменение назначения жилых домов №, расположенных в д. <адрес> и отнесение их к разряду гостиницы признано незаконным, сделка по передаче гостиницы в собственность ОАО «ЦЗ» признана недействительной, применены последствия недействительности ничтожной сделки: ОАО «ЦЗ» обязана возвратить в собственность Российской Федерации гостиницу для производственных нужд «Л.», состоящую из жилых домов №№ №, расположенных в д. <адрес>. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 08 декабря 2011 года решение Приморского районного суда Архангельской области от 15 сентября 2011 года оставлено без изменения, а кассационные жалобы представителя ОАО «ЦЗ» Юдиной К.М., представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области Типкова Р.В. без удовлетворения(л.д.146-150). В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ РФ N 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:...жилищного фонда и объектов его инфраструктуры... Согласно п. 2 ст. 30 этого же Закона объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Таким образом, жилой дом <адрес> как не подлежащий приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «МЗ» в силу закона должен быть передан в муниципальную собственность. Несмотря на то, что спорное жилое помещение до настоящего времени не принято МО «Р.», оно в силу прямого указания закона подлежит включению в собственность МО «Р.». В связи с чем, обязанность по заключению договора социального найма с нанимателем квартиры <адрес> лежит на администрации МО «Р.». На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что истец приобрел право пользования спорным жилым помещением на законном основании по договору социального найма, выселению не подлежит и его право должно быть надлежащим образом оформлено путем заключения соответствующего договора социального найма. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Носачева С.Н. к администрации муниципального образования «Р.» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма - удовлетворить. Признать за Носачевым С.Н. право пользования жилым помещением квартирой <адрес> на условиях социального найма. Обязать администрацию муниципального образования «Р.» заключить с Носачевым С.Н. договор социального найма жилого помещения - квартиры <адрес>. В удовлетворении исковых требований Носачева С.Н. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, Открытому акционерному обществу «ЦЗ» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма - отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы. Председательствующий Н.Д.Гончар