Дело №2-1170/2012 04 октября 2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Н.В.Романовой, при секретаре Н.А.Аксеновой, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Наименование» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, установил: Приморский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «Наименование» об устранении нарушений правил пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что Приморской межрайонной прокуратурой проводилась проверка соблюдения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности. На основании ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В ходе проверки выявлены нарушения пожарной безопасности, которые следует устранить ответчику. Просит обязать МО «Наименование» в срок до даты устранить нарушения правил пожарной безопасности путем заполнения водой пожарного водоема №, в п. Название, ул. Название, д. №, полного закапывания его емкости, установки обозначения, замены верхней и нижней крышек сруба, замены пирамиды пожарного водоема № в п. Название, ул. Название, д. №, установки нового сруба, крышки и пирамиды водоема, установки таблички пожарного водоема № в п. Название, ул. Название, д. №, изготовления сруба пожарного водоема № в п. Название, ул. Название, д. №, полного заполнения водой пожарного водоема № в п. Название, ул. Название, д. №, замены его утеплителя и восстановления крышек, восстановления утеплителя, установки крышки и таблички пожарного водоема № в п. Название, ул. Название, д. №, заполнения водой, требует установки крышки, восстановления утеплителя и установки пирамиды пожарного водоема № в п. Название ул. Название д. №, оборудования настилов для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года с твердым покрытием размером Х х Х м. на пожарные пирсы №№, №, №, оборудования населенных пунктов МО «Наименование» средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, оснащения территории общего пользования МО «Наименование» первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, проведения в муниципальных жилых домах с печным отоплением ремонта печных труб выше крыши, устранения сквозных трещин в кладке печей, побелки печей, восстановления противопожарных разделок от дымовых каналов печей до горючих конструкций стен, перегородок, перекрытий, проведения обучения и.о. главы МО «Наименование» по пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре, приведения сети противопожарного водопровода МО «Наименование», с установленными на ней пожарными гидрантами, в исправное состояние, обеспечивающее требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. В судебном заседании помощник Приморского межрайонного прокурора Д.Н.Зыкин поддержал заявленные исковые требования и уточнил срок, до которого следует устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности - даты. Пояснил, что не поддерживает требование о проведении ремонта в муниципальных домах. Представитель ответчика - администрации МО «Наименование» по доверенности М.В.Рябин пояснил, что в настоящее время работы по обустройству пожарных водоемов практически в полном объеме выполнены, акты о проверке выполнения работ представить не может, до приезда выездной проверки. По остальным требованиям просит предоставить время для выполнения. Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В ходе проведенной ОНД Приморского района в период с даты по дату внеплановой выездной проверки с целью контроля за выполнением администрацией МО «Наименование» предписания по устранению нарушений пожарной безопасности установлено, что из 13 предложенных к исполнению мероприятий не выполнены 7 мероприятий. Выявленные нарушения в пределах муниципального образования нарушают права неопределённого круга лиц и приводят к нарушению конституционных прав граждан. Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии с положениями ст. 19 ФЗ № 69 - ФЗ от 24.12.1994 г. «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Статьей 20 ФЗ №69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии с Уставом МО «Наименование», принятым решением Муниципального Совета МО «Наименование» от даты (в редакции с изменениями, зарегистрированными дата.), к вопросам местного значения МО «Наименование», относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Название сельского поселения (л.д.13-28). В соответствии с положениями федерального законодательства, приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 г. утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03). Согласно п.3 Правил пожарной безопасности наряду с ними следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Статьей 63 ФЗ № 123 - ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. В силу ст.6 Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного Федерального закона. Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности», ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ и ст. 8 Областного закона «О пожарной безопасности в Архангельской области» от 20.09.2005 № 86-05-03 определен перечень первичных мер пожарной безопасности, которые реализуют органы местного самоуправления поселений. Однако в ходе проверки выявлены допущенные ответчиком нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. А именно, в нарушение п.2 ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 (ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности», п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.12.2012 №390, пожарный водоем № в п. Название, ул. Название д. № не заполнен водой, емкость закопана не полностью, отсутствует обозначение. Пожарный водоем № в п. Название, ул. Название, д. № требует замены верхней и нижней крышек сруба, замены пирамиды. Пожарный водоем № в п. Название, ул. Название д. № требует установки нового сруба, крышки и пирамиды водоема, установки таблички Пожарный водоем № в п. Название, ул. Название, д. 20 требует изготовления сруба. Пожарный водоем № в п. Название, ул. Название, д. № заполнен водой наполовину, требует замены утеплителя и восстановления крышек. Пожарный водоем № в п. Название, ул. Название, д. № требует восстановления утеплителя, установки крышки и таблички. Пожарный водоем № в п. Название, ул. Название, д. № не заполнен водой, требует установки крышки, восстановления утеплителя и установки пирамиды. В нарушение ст.1 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.4 прил. 1 СНиП 2.07.01-89 пожарные пирсы №№,№,№ не имеют настилов для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года с твердым покрытием размером Х х Х м. Населенные пункты МО «Название» не оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, что свидетельствует о нарушении п. 16 Правил противопожарного режима в РФ. Территории общего пользования МО «Наименование» не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, чем нарушаются требования ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности». В нарушение п.п. 81, 88 Правил противопожарного режима в РФ в муниципальных жилых домах с печным отоплением не выполнен ремонт печных труб выше крыши, не устранены сквозные трещины в кладке печей, печи не побелены, не восстановлены противопожарные разделки от дымовых каналов печей до горючих конструкций стен, перегородок, перекрытий. В нарушение ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности», п.31 приказа МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 и.о. главы МО «Наименование» Фамилия не прошла обучение по пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Сеть противопожарного водопровода МО «Наименование», с установленными на ней пожарными гидрантами, находится в неисправном состоянии и не обеспечивает требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения, что свидетельствует о нарушении п.2 ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», п.п.55, 80 Правил противопожарного режима в РФ. Согласно положениям ст.38 ФЗ №69-ФЗ ответственность за допущенные нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут должностные лица органов местного самоуправления. Как следует из информации по результатам выездной проверки от даты юридическое лицо привлечено к административной ответственности (л.д.8-9). Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждения доводы прокурора о нарушении правил пожарной безопасности на территории МО «Наименование», которые, как следствие, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей МО «Наименование», создают опасность причинения вреда окружающей среде, нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Однако суд полагает, что требования в части проведения ремонтных работ в муниципальных жилых домах (печных труб, трещин в кладке печей, побелке печей, восстановление противопожарных разделок от дымовых каналов печей до горючих конструкций стен, перегородок, перекрытий) не подлежит удовлетворению, поскольку прокурором не конкретизирован объем необходимых работ (в каких домах, каких квартирах), не указаны к каким видам относятся данные работы (капитального или текущего характера), что не позволяет суду определить круг лиц, необходимых для привлечения судом в качестве ответчиков по указанным требованиям (наниматели, собственники квартир, управляющая компания и т.п.). С учетом изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части, за исключением вышеуказанных. Представителем ответчика представлены акты сдачи-приемки работ по устройству пожарных водоемов, однако, поскольку на сегодняшний день отсутствуют акты проверки контролирующих органов (ОНД Приморского района), свидетельствующих об устранении правил пожарной безопасности, в данной части исковые требования подлежат удовлетворению. Обязывая ответчика устранить нарушения правил пожарной безопасности, суд считает необходимым установить срок для выполнения указанных действий - до даты с учетом требований прокурора и объема предполагаемых работ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального образования «Наименование» в срок до даты устранить нарушения правил пожарной безопасности: -закопать емкость и заполнить водой пожарный водоем № в п.Название ул.Название д.№, установить обозначение (табличку), -заменить верхнюю и нижнюю крышки сруба, пирамиду пожарного водоема № в п.Название ул. Название д.№, -установить новый сруб, крышку и пирамиду водоема, табличку пожарного водоема № в п.Название ул.Название д.№, -изготовить сруб пожарного водоема № в п.Название ул.Название д.№, -заполнить полностью водой, заменить утеплитель и восстановить крышку пожарного водоема № в п.Название ул.Название д.№, -восстановить утеплитель, установить крышку и табличку пожарного водоема № в п.Название ул.Название д.№, -заполнить водой, установить крышку, восстановить утеплитель и установить пирамиду пожарного водоема № в п.Название ул.Название д.№, -оборудовать настилы для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года с твердым покрытием размером Х х Х м на пожарные пирсы №№,№,№, -оборудовать населенные пункты МО «Наименование» средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, -оснастить территорию общего пользования МО «Наименование» первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, -провести обучение и.о. главы МО «Наименование» по пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре, -привести сеть противопожарного водопровода МО «Наименование», с установленными на ней пожарными гидрантами, в исправное состояние, обеспечивающее требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. В части требований Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Наименование» о проведении в муниципальных жилых домах с печным отоплением ремонта печных труб выше крыши, устранения сквозных трещин в кладке печей, побелки печей, восстановления противопожарных разделок от дымовых каналов печей до горючих конструкций стен, перегородок, перекрытий - отказать Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Н.В.Романова