Дело №2-346/11 29 марта 2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Романовой Н.В.,
при секретаре Колосовой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Устинкина Е.Н. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Муниципального образования «наименование» № от дата г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании Устинкина Е.Н., Устинкина А.Е., Устинкина А.Е. нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязании поставить их на учет в качестве нуждающихся,
установил:
Устинкин Е.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии МО «наименование», мотивируя это тем, что с дата г. не имеет постоянного места жительства на всей территории РФ. В период с дата по дата г.г. с семьей проживал на территории МО «наименование», где занимал квартиру по адресу: <адрес>, военный городок № <адрес> по договорам срочного найма, последний из которых истек дата. На основании решения Приморского районного суда от дата его с семьей выселили из указанной квартиры. Другого жилого помещения он не имеет. В дата он обращался в администрацию МО «Уемское» с заявлением о принятии мер для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Его заявление было оставлено без рассмотрения, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории МО «наименование». В декабре дата он повторно обратился в администрацию МО «наименование» На основании решения жилищной комиссии № от дата он получил отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по договору социального найма. Данный отказ был мотивирован тем, что представленные им в администрацию документы не соответствуют требованиям ч.4 ст. 52 ЖК РФ. Считает отказ неправомерным. К заявлению приложил документы, подтверждающие отсутствие у него каких либо прав на жилое помещение, а также отсутствие имущества, позволяющего приобрести жилое помещение.
В судебном заседании заявитель Устинкин Е.Н. поддержал свое заявление по доводам, изложенным в нем.
Представитель Устинкина Е.Н. – Лазарева О.А. поддержала заявление, пояснила, что при обращении в администрацию МО «наименование» Устинкину Е.Н. не было разъяснено, какие документы он должен был предоставить, в решении жилищной комиссии также не указано какие документы заявитель не представил. Справку о составе семьи заявитель представить не может, так как у него нет регистрации по месту жительства.
Представитель администрации МО «наименование Воробьева В.Л. не согласилась с заявлением, пояснила, что Устинкиным Е.Н. не были предоставлены документы в полном объеме в соответствие с требованиями закона, не были представлены справки о доходах за календарный год всех членов семьи, сведения о регистрации заявителя по МО «наименование».
Заинтересованное лицо Буденкова О.В. поддержала заявление, пояснила, что проживает с Устинкиным Е.Н. и их малолетним сыном в военном городке №. она и сын зарегистрированы в <адрес>, указанная квартира по договору социального найма, в ней также проживают ее родители, по месту регистрации на учет в качестве нуждающихся не вставала, так как ее отец не хочет собирать необходимых документов.
Заинтересованное лицо Устинкин А.Е. поддержал заявление, пояснил, что проживает вместе с отцом Устинкиным Е.Н. Имеет регистрацию по <адрес>, но там проживать не может, так как там живет пьющая мать и жить с ней невозможно.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Часть 3 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.
На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно; данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Как установлено в судебном заседании дата Устинкиным Е.Н. было подано в администрацию МО «наименование» заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма его и детей У.А. дата рождения, У.А. дата рождения. К данному заявлению приложены копии паспортов Устинкина Е.Н., Устинкина А.Е., копия свидетельства о рождения Устинкина А.Е., справка БТИ (2 шт.), справка ФРС (3 шт.), справка ГИБДД (2 шт.), справка о доходах
Решением жилищной комиссии администрации МО «наименование» № от дата ФИО3 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, так как представленные им документы не соответствуют требованиям ч. 4 ст. 52 ЖК РФ.
Суд полагает указанное решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене в силу следующего:
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 ЖК РФ.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
При этом согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
В силу п. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
20 сентября 2005 года Архангельским областным Собранием депутатов принят закон Архангельской области N 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма».
Статьей 3 указанного Закона (ред. от 19.11.2010) предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно которого:
Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - принятие на учет) гражданин подает в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа <адрес> (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) заявление установленного образца по форме, утверждаемой указом <адрес>, с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи и т.п.);
б) решение органа местного самоуправления соответствующего городского, сельского поселения, городского округа <адрес>, подтверждающее признание гражданина малоимущим в целях принятия на учет;
в) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
- выписка из домовой книги - для собственников жилых домов; поквартирная карточка, лицевой счет - для нанимателей жилых помещений;
- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения), - для нанимателей жилых помещений;
- документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, выписка из технического паспорта жилого помещения - для собственников жилых помещений;
- справка органов, уполномоченных в области государственной регистрации, о наличии или об отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая на каждого члена семьи заявителя;
- в случае, указанном в п.п. в п. 2 ст. 1 настоящего закона, документ, подтверждающий несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений;
- в случае, указанном в п.п. г п. 2 ст. 1 настоящего закона, справка о наличии тяжелой формы хронического заболевания в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Все документы представляются в копиях с одновременным предоставлением оригиналов. Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы, и оригиналы возвращаются заявителю.
Анализируя указанные правовые нормы суд приходит к выводу, что администрацией МО «наименование» правомерно было отказано Устинкину Е.Н. в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в нарушение ст. 52 ч. 4 ЖК РФ Устинкиным Е.Н. с заявлением о принятии на учет не были представлены документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, перечень которых указан в ст. 3 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. N 79-5-ОЗ, а именно: решение о признании малоимущим в целях принятия на учет; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи, поскольку как установлено в судебном заседании у детей заявителя имеется право пользования жилым помещением по договору социального найма в <адрес> ( у У.А. по адресу: Архангельск <адрес>, у У.А. в <адрес>).
Довод представителя ответчика о том, что заявителю в письменном виде не было сообщено о необходимости предоставления указанных документов суд полагает не состоятельным, поскольку обязанность предоставления соответствующих документов в силу закона лежит на заявителе.
Кроме того, само заявление Устинкина Е.Н. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не отвечает требованиям ст. 3 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. N 79-5-ОЗ, поскольку не подписано совершеннолетним сыном заявителя Устинкиным А.Е.
В связи с чем, заявление Устинкина Е.Н. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
В удовлетворении заявления Устинкина Е.Н. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Муниципального образования «наименование» № от дата об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании Устинкина Е.Н., Устинкина А.Е., Устинкина А.Е. нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязании поставить их на учет в качестве нуждающихся – отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Романова Н.В.