№2-1237/2012 об обязании произвести паспортизацию дорог



Дело №2- 1237/2012                                                    22 октября 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Гончар Н.Д.,

при секретаре Щергиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску и.о. Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «О.» об обязании произвести паспортизацию находящихся на балансе автомобильных дорог общего пользования местного значения,

установил:

И.о. Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «О.» (далее администрации МО «О.») об обязании в срок до <дата> произвести паспортизацию находящихся на балансе 35 автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности, а также в сфере безопасности дорожного движения на территории администрации МО «О.» Приморского района выявлены нарушения в виде отсутствия паспортов на 35 автомобильных дорог находящихся на балансе ответчика. Согласно постановлению главы администрации МО «О.» от 02.07.2012 № 47 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО «О.» 35 автомобильных дорог, протяженностью 36,15 км., являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения и расположены в границах МО «О.», а также включены в реестр МО «О.». В соответствии со ст. 131 ГК РФ и ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. В силу п.1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническому состоянии для рационального планирования дорого по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Обязанность по проведению паспортизации на данный момент возложена на органы местного самоуправления.

В судебном заседании помощник Приморской межрайонной прокуратуры Архангельской области заявленные требования к администрации МО «О.» поддержал по вышеизложенным основаниям, уточнив срок проведения паспортизации, просил суд обязать администрацию МО «О.» в срок до <дата> провести паспортизацию каждой из находящихся на балансе 35 автомобильных дорог общего пользования местного значения, а именно:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Представитель Администрация МО «О.» Ижмякова Н.К. в судебном заседании пояснила, что действительно автомобильные дороги переданы в собственность муниципального образования в соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества МО «Н.» от <дата>. Все автомобильные дороги переданы в МО «О.» без паспортов, ввиду отсутствия денежных средств на настоящее время паспортизацию автомобильных дорог выполнить не представляется возможным.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО «Н.». Представитель администрации МО «Н.» Макаровский О.А. в судебном заседании просил суд вынести решение на свое усмотрение. Указал, что Законом Архангельской области от 17.11.2009 № 99-7-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями «Н.» Архангельской области и другими муниципальными образованиями, в том числе МО «О.», ответчику передано 35 автомобильных дорог общего пользования. В соответствии с актами приема-передачи муниципального имущества от <дата> муниципальное имущество (35 автомобильных дорог) передано в собственность муниципального образования «О.». Пунктом 6 ст. 5.8 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259- внеоч. - ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» установлено, что право собственности на муниципальное имущество, передаваемое в порядке, предусмотренным главой V данного закона «Порядок разработки, принятия и реализации областных законов о разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальными районами Архангельской области и входящими в их состав городскими и сельскими поселениями», возникает у поселения Архангельской области с момента подписания акта о приеме - передачи муниципального имущества.

Выслушав прокурора, лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ч.3 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Поскольку безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории поселения, поэтому установить круг лиц, чьи права нарушаются невозможно, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

В соответствии с п.8 ст. 6 ФЗ № 257 - ФЗ от 08.11.2007 (в ред. от 28.11.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 2, 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с п.5. ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 (в ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.5. ч.1 ст. 7 Устава МО «О. » к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из постановления главы администрации МО «О.» от 22.11.2010 № 47 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения находящихся на территории МО «О.» и постановления № 47 от 02.07.2012 «О внесении дополнений в Постановление главы МО «О.» «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории МО «О.» от <дата> , следует, что все находящиеся на балансе администрации МО «О.» 35 автомобильных дорог общей протяженностью 36,15 км., включающие в себя дороги населенных пунктов и подъезды к ним, являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения и расположены в границах муниципального образования МО «О.», а также включены в реестр муниципальной собственности МО «О.» (л.д.43,44,45).

Согласно ст. 131 ГК РФ и ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» утвержденная Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).

Данной инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку все автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

Следовательно, полномочия по проведению паспортизации автомобильных дорог на сегодняшний день возложены, применительно к данному случаю, на органы местного самоуправления - администрацию МО «О.».

Статья 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В п.п. 4 п. 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

Пунктом 3 «Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п.5.3.4, п.5.4.7 «Положения о Федеральном дорожном агентстве», утвержденного постановлением Правительства России от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог всех форм.

Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Как установлено материалами дела, и не оспаривается ответчиком, по результатам проверки соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, а также в сфере безопасности дорожного движения на территории МО «О.» Приморского района выявлены нарушения в виде отсутствия паспортов на муниципальные дороги, находящиеся на балансе администрации МО «О.».

При вышеустановленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковое заявление Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «О.» в срок до <дата> произвести паспортизацию находящихся на балансе 35 (тридцати пяти) автомобильных дорог общего пользования местного значения, а именно:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий                            Н.Д. Гончар