Решение по делу №12-67/2012 от 03.07.2012



Дело № 12-67                                                                                                                                                                                             

Р Е Ш Е Н И Е

по результатам рассмотрения жалобы на постановление

об ответственности за административное правонарушение

    г. Архангельск                                                                                     3 июля 2012 г.

Судья Приморского районного суда Архангельской области Ибрагимова Н.А.

в присутствие защитника Мордовской Н.В., представляющей по доверенности интересы Абрамова С.Е., в отношении которого ведется производство по делу

рассмотрев жалобу Абрамова С.Е., <данные изъяты>, на постановление административного органа о признании его виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

     Постановлением <номер> от <дата> руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу) директор Общества с ограниченной ответственностью «Х.» Абрамов С.Е. как должностное лицо признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере <руб.>.

     Согласно указанного постановления, правонарушение выразились в том, что Абрамов С.Е. - директор Общества с ограниченной ответственностью «Х.» (имеющего лицензию <номер> от <дата> на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции), являясь лицом, ответственным за своевременное представление деклараций и полноту представленных в них сведений, в нарушение ст.ст.14, 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также пунктов 3, 4, 5Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005г. № 858, согласно которых декларации должны представляться в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, как в целом по организации, так и раздельно по каждому обособленному подразделению, представил в МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме приложения № 5) за четвёртый квартал 2011 г. на бумажном носителе - <дата>, а в электронном виде - <дата>, то есть с нарушением предусмотренного нормативными актами срока.

     Не согласившись с постановлением, Абрамов С.Е. обратился в суд с жалобой, в которой просит признать его незаконным и отменить, а производство по делу прекратить, посколькус <дата> ООО «Х.» не ведет деятельность по адресу <адрес> в связи с изменением адреса места нахождения организации и адреса осуществления лицензируемого вида деятельности. Общество неоднократно обращалось в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по новому адресу - <адрес>, получая каждый раз ответ о невозможности его рассмотрения и необходимости предоставления дополнительных документов, а <дата> МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу приняло решение о приостановлении действия лицензии по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в связи с её непереоформлением. Он, Абрамов, не уклонялся от подачи деклараций, и считает, что несвоевременное представление декларации в электронном виде с указанием адреса: <адрес>, где Общество не располагается и деятельности не ведет, несмотря на наличие этого адреса в лицензии, не образует события вмененного ему правонарушения, поскольку декларация на бумажном носителе представлена своевременно.

     Абрамов С.Е., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие, поручив представлять свои интересы защитнику Мордовской Н.В. Неявка лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в силу ч.2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не препятствует рассмотрению дела.

     Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, отзыва на неё не представило, об участии в рассмотрении дела не заявило, своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направило.

     Рассмотрев доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Мордовской Н.В., поддержавшей жалобу в полном объеме по указанным в ней основаниям, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

     В соответствии с п.п. 1, 4 ст.14 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции ФЗ от 18 июля 2011 N 218), организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

     Абзацем 10 п. 1 ст. 26 указанного Закона, среди прочих ограничений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, запрещено искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

     Во исполнение требований названного Закона постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005г. № 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пунктом 3которого установлено, что организациями, имеющими лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляются декларации об объемах оборота, объемах поставки и объемах закупки алкогольной и спиртосодержащей продукции, по формам, предусмотренным приложениями № 5, № 6 и № 7 к указанному Положению.

     Согласно п. 4 Положения, декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    В соответствии с п. 5 Положения, организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации: с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации; по обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же федеральном округе, в котором расположена организация) либо в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных федеральных округах). Декларации в целом по организации и по каждому обособленному подразделению представляются в указанный орган не только на бумажном носителе, но и в электронном виде в утвержденном формате.

     Из приведенных выше нормативных положений следует, что обязанность представлять декларации в утвержденных форматах в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка за IV квартал года не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, как на бумажном носителе, так и в электронном виде закреплена законодательно.

     Из материалов дела следует, что ООО «Х.» имеет лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции от <дата> <номер>. В лицензии местом нахождения Общества значится: <адрес>, а местом осуществления лицензированной деятельности - <адрес>.

     Согласно выписке из ЕГРЮЛ, до <дата> местом нахождения ООО «Х.» являлся <адрес>, а с <дата> - <адрес>.

      <дата> ООО «Х.» действительно неоднократно обращалось в лицензирующий орган за переоформлением вышеназванной лицензии в связи с изменением места нахождения, однако вопрос до настоящего времени так и не был решен. Однако указанное обстоятельство не освобождает от обязанности предоставления деклараций в установленные сроки, а причины несвоевременного выполнения нормативных требований не являются основанием для освобождения от ответственности за нарушение этих сроков.

      Директор ООО «Х.» Абрамов С.Е. за своей подписью <дата> в электронном виде, а <дата> - на бумажном носителя направил в МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме приложения № 5) за 4 квартал 2011 г., в которой был указан адрес осуществления деятельности - <адрес> (адрес обособленного подразделения).

     В ходе проверки своевременности представления деклараций в рамках внутреннего аудита <дата> Обществом было установлено, что декларация по форме приложения № 5, отправленная <дата> в электронном виде, получена Управлением, но не принята к рассмотрению в связи с ошибкой при распаковке криптографического сообщения. <дата> ошибка была устранена и декларация в электронном виде повторно направлена в Управление, согласно протокола обработки файлов прошла проверку криптографии и поступила адресату. Однако <дата> при повторной проверке отправления деклараций было выявлено, что декларация по форме приложения № 5 поступила в Управление, но вновь не была принята к рассмотрению из-за неверного указания адреса в графе «обособленное подразделение» - вместо адреса обособленного подразделения - <адрес> в ней был указан адрес - <адрес>. После устранения ошибки декларация по указанной форме направлена в Управление <дата>

      Таким образом, декларация об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме приложения № 5) за 4 квартал 2011 г. в электронном виде в МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу в окончательной форме направлена <дата>, то есть с нарушением срока, установленного п. 4 Положения.

      Указанные обстоятельства нашли подтверждение материалами дела об административном правонарушении, отражены в оспариваемом постановлении <номер> от <дата> и не оспариваются в жалобе самим заявителем.

    Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» должностные лица, нарушившие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность не только за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, но и за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных, что влечет для должностных лиц штраф в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

     За достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, за своевременность её представления в соответствующий орган, согласно п.п. 2.2, 2.3 Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15 марта 2010 года № 24н, в первую очередь несет ответственность лицо, обладающее правом первой подписи, то есть руководитель организации.

    В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и примечания к ней, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом административную ответственность как должностное лицо несет руководитель любой организации (не зависимо от формы собственности), совершивший административное правонарушение в связи с выполнением им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Направив декларации в электронном виде <дата>, директор ООО «Х.» Абрамов С.Е., являющийся руководителем и выполняющий организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, своевременно не убедился в принятии их к рассмотрению МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу, в связи с чем в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса.

     Вместе с тем, согласно положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее это правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

     Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

     Если малозначительность административного правонарушения установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

     Оценив характер совершенного Абрамовым С.Е. правонарушения, отсутствие вреда интересам граждан, общества и государства, то есть отсутствие последствий, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, учитывая то, что в установленный срок в Управление была представлена декларация по форме приложения № 5 на бумажном носителе, соответствующая по содержанию декларации в электронном виде, принимая во внимание причины пропуска срока подачи этого вида декларации, представляется возможным признать правонарушение малозначительным, оспариваемое Абрамовым С.Е. постановление руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу от <дата> <номер> отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ч. 2 ст. 30.7 и ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

     Жалобу Абрамова С.Е. удовлетворить.

     Постановление руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу от <дата> <номер> о признании должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Х.» Абрамова С.Е. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере <руб.>, отменить.

     Производство по делу об административном правонарушении, указанном в протоколе от <дата> <номер> прекратить в связи с освобождением Абрамова С.Е. от административной ответственности за малозначительное административное правонарушение, с объявлением ему устного замечания.

     Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня получения его копии, через суд Приморского района.

    

Судья                                          Ибрагимова Н.А.