РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск Дата обезличена года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи – Кучуковой Н.В.,
при секретаре – Павленко Н.В.,
с участием прокурора – Зайцева Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц, администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить нарушения законодательства об охране водных объектов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в суд с иском интересах неопределенного круга лиц, администрации Приморско-Ахтарского городского поселения к администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить нарушения законодательства об охране водных объектов, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района по заданию прокуратуры края была проведена проверка соблюдения требований законодательства при реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны водных объектов.
В ходе проверки согласно п. 18 письма администрации МО Приморско-Ахтарский район установлено, что учет, оценка и контроль за сбором ливневых вод с полигона отходов, их очистка и сброс в поверхностные водные объекты не организован.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 14 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На территории МО Приморско-Ахтарский район располагается один полигон отходов, полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на котором согласно решению Совета МО ... от Дата обезличена Номер обезличен переданы администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, и реализуются МУП «Санбытсервис», имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности от Дата обезличена Номер обезличен
В соответствии с соглашением о передаче осуществления части полномочий от Дата обезличена Номер обезличен размер субвенции в адрес администрации Приморско-Ахтарского городского поселения на осуществление полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов составляет Номер обезличен рублей.
Однако, в нарушение п. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансирование переданных полномочий в 2010 году администрацией МО Приморско-Ахтарский район не произведено в сумме Номер обезличен рублей, что подтверждается письмом администрации Приморско-Ахтарского городского поселения ... от Дата обезличена Номер обезличен.
Как следует из ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 4.19, 4.20 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 (далее - СанПин 2.1.7.1322-03), объекты утилизации и захоронения отходов производства и потребления должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением. Для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения. Для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система.
Пункт 4.21 СанПин 2.1.7.1322-03 в проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Несоблюдение требований законодательства при реализации администрацией МО Приморско-Ахтарский район полномочий по организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в части учета, оценки и контроля за сбором ливневых вод с полигонов отходов, их очистки и сброса в поверхностные водные объекты причиняет вред общественным отношениям в сфере охраны водных объектов, а равно нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Зайцев Н.О. исковые требования поддержал в полном объеме и просит их удовлетворить: признать бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район, выразившееся в уклонении от реализации полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в части учета, оценки и контроля за сбором ливневых вод с полигонов отходов, их очистки и сброса в поверхностные водные объекты, а также в уклонении от перечисления субвенции по соглашению от Дата обезличена Номер обезличен незаконным.
Взыскать с администрации МО Приморско-Ахтарский район в пользу администрации МО Приморско-Ахтарское городское поселение Номер обезличен рублей на осуществление полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район разработать обеспеченную финансированием программу учета, оценки и контроля за сбором ливневых вод с полигона отходов, их очистки и сброса в поверхностные водные объекты на 2010 год, организовать учет, оценку и контроль за сбором ливневых вод с полигона отходов, их очистки и сброса в соответствии с СанПин 2.1.7.1322-03«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80.
Представитель истца – администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района – Колесникова Л.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержала и просит их удовлетворить, так как администрация МО Приморско-Ахтарский район свои обязанности в сфере эксплуатации и переработке бытовых и промышленных отходов не выполняет, деньги истцу не перечислены.
Представитель третьего лица – МУП Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района «Санбытсервис» - Кучма А.И., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что свои обязательства администрация МО Приморско-Ахтарский район не выполняет, хотя полномочия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов переданы администрации Приморско-Ахтарского городского поселения и занимается этим вопросом МУ «Санбитытсервис», деньги ответчиком в сумме Номер обезличен. не выделены, в связи с чем предприятию приходится за собственные средства, заниматься утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов.
Представитель ответчика – администрации МО Приморско-Ахтарский район - Кузнецова Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что Дата обезличена года между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения было заключено соглашение Номер обезличен «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования ... по вопросу организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на 2010 год». Данное соглашение заключено в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, решением Совета муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 18.11.2009 года № 848 «О передаче осуществления части полномочий муниципального образования Приморско-Ахтарский район по вопросу организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на 2010 год», решением Совета Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от Дата обезличена года Номер обезличен «О принятии осуществления части полномочий от муниципального образования Приморско-Ахтарский район по вопросу организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на 2010 год».
Передача осуществления части полномочий по данному соглашению осуществляется за счет субвенции, предоставляемой из бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район в бюджет Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района.
Размер субвенции составляет Номер обезличен рублей, формирование и перечисление которой осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Соглашение вступило в силу с Дата обезличена года и действует до Дата обезличена года. Других сроков соглашением не установлены. Обязательства муниципального образования Приморско-Ахтарский район до конца 2010 года будут выполнены в полном объеме.
В соответствии с п.1.3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», требования указанных правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
На территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район располагается один полигон (свалка) бытовых и промышленных отходов, полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, согласно решению Совета муниципального образования ... от Дата обезличена года Номер обезличен переданы администрации Приморско-Ахтарского городского поселения и реализуется МУП «Санбытсервис», имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности от Дата обезличена года Номер обезличенОП-30-003054.
Кроме этого полигон (свалка) бытовых и промышленных отходов в реестре муниципальной собственности за муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район не значится.
Поэтому представитель ответчика в иске прокурора Приморско-Ахтарского района просит отказать.
Выслушав прокурора, представителя истца, представителя ответчика, представителя 3-го лица, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района интересах неопределенного круга лиц, администрации Приморско-Ахтарского городского поселения к администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить нарушения законодательства об охране водных объектов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Приморско-Ахтарского района по заданию прокуратуры края была проведена проверка соблюдения требований законодательства при реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны водных объектов.
В ходе проверки, согласно п. 18 письма администрации МО Приморско-Ахтарский район установлено, что учет, оценка и контроль за сбором ливневых вод с полигонов отходов, их очистка и сброс в поверхностные водные объекты не организован.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 14 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На территории МО Приморско-Ахтарский район располагается один полигон отходов, полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на котором согласно решению Совета МО ... от Дата обезличена Номер обезличен переданы администрации МО Приморско-Ахтарское городское поселение Приморско-Ахтарского района, и реализуются МУП «Санбытсервис», имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности от 14.05.2010 № ОП-30-003054.
В соответствии с соглашением о передаче осуществления части полномочий от 17.12.2009 № 30/219 размер субвенции в адрес администрации МО Приморско-Ахтарское городское поселение на осуществление полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов составляет Номер обезличен рублей.
Однако, в нарушение п. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансирование переданных полномочий в 2010 году администрацией МО Приморско-Ахтарский район не произведено в сумме Номер обезличен рублей, что подтверждается письмом администрации МО Приморско-Ахтарское городское поселение Приморско-Ахтарского района от Дата обезличена Номер обезличен.
Хотя имеется соглашение о передаче осуществления части полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрации Приморско-Ахтарского городского поселения, финансирование переданных полномочий в 2010г. администрацией МО Приморско-Ахтарский район не производилось, что не отрицается и ответчиком.
Ссылка представителя ответчика на то, что субвенция в размере Номер обезличен. будет перечислена согласно условиям соглашения в срок до Дата обезличенаг., не может быть принята судом во внимание, так как передача полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов без их финансирования является нарушением законодательства.
Эти полномочия считаются не переданными и должны быть реализованы ответчиком – администрацией МО Приморско-Ахтарский район.
Как следует из ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 4.19, 4.20 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 (далее - СанПин 2.1.7.1322-03), объекты утилизации и захоронения отходов производства и потребления должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением. Для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения. Для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система.
Пункт 4.21 СанПин 2.1.7.1322-03 в проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2м.
Несоблюдение требований законодательства при реализации администрацией МО Приморско-Ахтарский район полномочий по организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в части учета, оценки и контроля за сбором ливневых вод с полигонов отходов, их очистки и сброса в поверхностные водные объекты причиняет вред общественным отношениям в сфере охраны водных объектов, а равно нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Поэтому исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц, администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить нарушения законодательства об охране водных объектов, - удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район, выразившееся в уклонении от реализации полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в части учета, оценки и контроля за сбором ливневых вод с полигонов отходов, их очистки и сброса в поверхностные водные объекты, а также в уклонении от перечисления субвенции по соглашению от Дата обезличена Номер обезличен незаконным.
Взыскать с администрации МО Приморско-Ахтарский район в пользу администрации Приморско-Ахтарского городского поселение Номер обезличен рублей на осуществление полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район разработать обеспеченную финансированием программу учета, оценки и контроля за сбором ливневых вод с полигона отходов, их очистки и сброса в поверхностные водные объекты на 2010 год, организовать учет, оценку и контроль за сбором ливневых вод с полигона отходов, их очистки и сброса в соответствии с СанПин 2.1.7.1322-03«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в 10-ти дневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В. Кучукова