РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 24 ноября 2010 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи - Кучуковой Н.В.
при секретаре - Грдильянц А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Азизян С.С. к ООО «<данные изъяты>» о признании недействительным трудового договора, взыскании заработной платы и о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Азизян С.С. обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о признании недействительным трудового договора, взыскании заработной платы и о компенсации морального вреда.
От истца Азизян С.С. поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором он просит признать недействительным п. 1.4 трудового договора, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и Азизян С.С. об определении размера заработной платы.
В судебном заседании истец Азизян С.С. поддержал свои уточненные исковые требования и в их обоснование суду пояснил, что с 22.04.2010 года по 01.10.2010 года он работал в ООО «<данные изъяты>»: с 22.04.2010 года по 11.05.2010 года в должности заместителя директора, с 12.05.2010 года по 01.10.2010 года в должности директора. 01.10.2010 года Азизян С.С. был уволен по собственному желанию. Однако в нарушении требований ст. 140 ТК РФ, до настоящего времени заработная плата за последний месяц работы истцу не начислена и не выплачена.
Согласно трудовых договоров от 22.04.2010 года и от 01.09.2010 года, его заработная плата составляла <данные изъяты> рублей ежемесячно.
Однако 01.09.2010 года был заключен трудовой договор, в котором пункт в части условий оплаты труда был изменен. Работодатель, согласно вновь заключенного договора, установил ему «сдельную оплату труда», т.е. 20% от полученной чистой прибыли предприятия по результатам хозяйственной деятельного предприятия ежемесячно.
Однако предприятие в настоящее время не имеет прибыли, и заведомо не будет её иметь еще около года. Таким образом, начиная с 01.09.2010 года он должен был работать, не получая заработной платы, что и послужило причиной его увольнения.
Согласно ст. 135 ТК РФ, условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, п. 1.4 трудового договора, заключенного между Азизян С.С. и ООО «<данные изъяты>» 01.09.2010 года не соответствует требованиям трудового законодательства.
Статья 168 ГК РФ устанавливает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных нормативных актов, ничтожна.
Следовательно, за сентябрь 2010 года заработная плата Азизян С.С. должна была начисляться согласно трудового договора от 01.06.2010 года, то есть в размере <данные изъяты> рублей за месяц. Расчетный листок при увольнении истцу выдан не был.
Истец просит суд признать п. 1.4 трудового договора, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и Азизян С.С. 01.09.2010 года, недействительным в части оплаты труда работника после испытательного срока в размере 20 % от полученной прибыли предприятия; взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу Азизян С.С. заработную плату за сентябрь 2010 года в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного задержкой выплаты заработной платы.
Представитель истца Азизян С.С. - Тюпа К.Г., допущенный к участию в деле в
качестве представителя в соответствии со ст. 53 ГПК РФ, суду пояснил, что полностью поддерживает заявленные Азизян С.С. требования и просит признать п. 1.4 трудового договора, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и Азизян С.С. 01.09.2010 года, недействительным в части оплаты труда работника после испытательного срока в размере 20 % от полученной прибыли предприятия; взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу Азизян С.С. заработную плату за сентябрь 2010 года в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного задержкой выплаты заработной платы.
Представители ответчика ООО «<данные изъяты>» - Винниченко О.Ю. и Иванушкина Н.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования Азизян С.С. не признали и суду пояснили, что 01.07.2010г. с Азизян С.С. был заключен трудовой договор сроком до 31 августа 2010г. о приеме его на работу в качестве директора.
Согласно п. 1.4. договора заработная плата его составляла <данные изъяты> рублей, однако, по истечении 3-х месяцев будет заключен новый договор, в котором система оплаты труда будет составлять 20% (с учетом налогов на заработную плату) от полученной чистой прибыли предприятия по результатам хозяйственной деятельности предприятия ежемесячно.
По истечении срока действия договора на рассмотрение истца был предложен договор с ранее оговоренными условиями (в предыдущем договоре). Следовательно, договор не был изменен, а 01.09.2010 года был заключен новый договор на новый срок с условиями, о которых Азизян С.С. был ознакомлен заранее и был согласен с ними.
Азизян С.С. представил бизнес-план, по которому предприятие в короткие сроки могло получать прибыль. Азизян С.С. должен был получать минимальную зарплату, а чтобы стимулировать его работу: плюс 20% от полученной чистой прибыли предприятия. Истец со своими обязанностями не справился, а ввел предприятие в большие долги.
Представители ООО «<данные изъяты>» не признают требования истца о компенсации морального вреда, т.к. Азизян С.С. проходил санаторное лечение до выхода на работу и по его вине предприятию был причинен материальный ущерб. Поэтому представители ответчика в иске Азизян С.С. просят отказать.
Суд, выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, считает, что требования Азизян С.С. о признании недействительным части трудового договора, о взыскании заработной платы, о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с трудовым договором от 22.04.2010 года Азизян С.С. был принят на работу в ООО «<данные изъяты>» на должность заместителя директора ООО «<данные изъяты>».
01.09.2010 года между ООО «<данные изъяты>» и Азизян С.С. был заключен трудовой договор, п. 1.4 данного договора предусматривает « сдельную оплату труда, то есть 20 % (с учетом налогов на заработную плату) от полученной чистой прибыли предприятия по результатам хозяйственной деятельности предприятия ежемесячно.
Данный пункт трудового договора следует признать недействительным, так как установленные им условия оплаты труда ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством, поскольку при отсутствии у предприятия прибыли истец Азизян С.С. не мог получить заработную плату., что нарушает требования ст. 135 ТК РФ.
Согласно ст. 135 ТК РФ, условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, п. 1.4 трудового договора, заключенного между Азизян С.С. и ООО «<данные изъяты>» 01.09.2010 года не соответствует требованиям трудового законодательства.
Однако из этого не следует, что заработная плата истца должна соответствовать заработной плате по ранее заключенному с ним договору. При таких обстоятельствах заработная плата не может быть ниже минимальной заработной платы в субъекте РФ.
В субъекте Российской Федерации региональном соглашении о минимальной
заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 регионального соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае - минимальная заработная плата устанавливается в размере прожиточного минимума трудоспособного человека в месяц, что составляет 6070 рублей.
Заработная плата в этом размере подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Судом бесспорно установлено, что заработная плата за сентябрь 2010 года истцу выплачена не была, хотя в соответствии с требованиями ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно действующего трудового законодательства, невыплата заработной платы влечет за собой компенсацию работодателем, причиненного работнику морального вреда.
Действующее трудовое законодательство предусматривает возможность возмещения морального вреда и в случаях нарушения не только нематериальных благ, но и имущественных прав работника - невыплата заработной платы. Невыплатой заработной платы истцу Азизян С.С. были причинены нравственные страдания.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя и иных, заслуживающих внимание обстоятельств, а также требования разумности и справедливости, суд считает, что моральный ущерб, причиненный неправомерными действиями ответчиком ООО «<данные изъяты>» невыплатой заработной платы истцу Азизян С.С. подлежат удовлетворению в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным п. 1.4 трудового договора заключенного между ООО «<данные изъяты>» и Азизян С.С. 01.09.2010 года.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу Азизян С.С. заработную плату за сентябрь 2010 года в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного задержкой выплаты заработной платы, а всего <данные изъяты> рублей. В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В. Кучукова