Решение по иску прокурора в интересах неопредленного круга лиц к администрации сельского поеления по иску о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 24 ноября 2010 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Верхогляда С.А.

при секретаре Павленко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В обоснование исковых требований прокурор прокуратуры <адрес> Очередько В.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, суду пояснил, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в деятельности администрации <данные изъяты> сельского муниципального образования, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Установлено, что в муниципальной библиотеке сельского поселения отсутствует официальный список экстремистских материалов и изданий. Библиотекарь не обладает сведениями о наличии данного списка, мер к его получению не принимает, сверка имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов не проводится, что создает предпосылки попадания в библиотечные фонды печатных материалов экстремистского характера и, как следствие, возможности ознакомления с ним неограниченного круга лиц.

В соответствии с приказом Министерства культуры РФ «Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда» № 590 от 2.12.1998 года в библиотеках должен осуществляться индивидуальный учет каждого экземпляра, попадающего в фонд библиотеки или выбывающего из него.

Контроль за соблюдением норм и требований по учету библиотечного фонда осуществляет специальное функциональное подразделение библиотеки, а также комиссия по сохранности или другой коллегиальный орган по фондам при дирекции библиотеки.

Отсутствие в библиотеках поселения списка экстремистской литературы, непринятие мер к выявлению и изъятию из оборота указанной категории литературы позволяет широкому кругу читателей получить доступ к ней.

Одним из эффективных способов пропаганды экстремизма является распространение таких радикальных воззрений посредством печатных изданий, подготовленных идеологами объединений экстремистской направленности (книги, брошюры, периодические издания и пр.).

Федеральным законодательством установлен порядок признания литературы экстремисткой и в соответствии с Указом Президента РФ на Министерство юстиции РФ возложена обязанность ведения Списка экстремисткой литературы и размещение его в официальном периодическом издании «Российская газета». Кроме того, этот Список размещен в сети Интернет на сайте Министерства юстиции РФ.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» субъектами противодействия экстремисткой деятельности в пределах своих компетенций являются органы местного самоуправления.

Согласно требованиям п. 7.1, 11 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения, а также участие в профилактике экстремизма, минимизации и (или) ликвидация последствий проявления экстремизма в границах поселения относятся к вопросам местного значения.

В нарушение требований федеральных законов органы местного самоуправления, включенные в перечень субъектов профилактики экстремисткой деятельности, профилактических мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности, не исполняют.

Бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения, выразившееся в том, что в библиотеке сельского муниципального образования сверки имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов не проводятся, создаются предпосылки попадания в библиотечные фонды печатных материалов экстремистского характера и, как следствие, возможность ознакомления с ними неограниченного круга лиц, что затрагивает и нарушает права и свободы граждан на охрану от проявлений экстремизма в границах поселения.

Администрацией <данные изъяты> сельского поселения грубо нарушаются требования законодательства о противодействии экстремизму и местном самоуправлении.

Такие основные функции и задачи местного самоуправления как противодействие терроризму и экстремизму напрямую зависят от соблюдения органами местного самоуправления действующего законодательства.

Указанные обстоятельства являются законным основанием для обращения прокурора в суд в защиту неопределенного круга лиц, т.к. согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поэтому прокурор <адрес> просит суд признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, выразившееся в необеспечении регулярного поступления в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов, для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов, а также обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения обеспечить регулярное поступление в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов.

Представитель ответчика – администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Сидунова Е.В. суду пояснила, что сельская библиотека <данные изъяты> сельского поселения работает с Департаментом культуры <адрес> и муниципальным учреждением культуры <данные изъяты> где согласно заключенным соглашениям оказывает для библиотеки <данные изъяты> сельского поселения библиотечные услуги.

Согласно заключенного соглашения «О межмуниципальном сотрудничестве в вопросах организации библиотечного обслуживания населения» с муниципальным учреждением культуры <адрес> «межпоселенческая районная библиотека» от 13.07.2010 года была обработана литература, полученная по краевой программе «Культура Кубани» в счет федеральных и местных средств, а также литература, закупленная <данные изъяты> сельским поселением. Была проведена сверка с федеральным списком экстремистских материалов.

Поэтому она возражает против удовлетворения исковых требований прокурора.

Выслушав прокурора прокуратуры <адрес> Очередько В.А., представителя ответчика Сидунову Е.В., директора МО культуры <данные изъяты> ФИО4, начальника отдела культуры администрации МО <адрес> ФИО5, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

На основании ст. 5 вышеуказанного Федерального закона в целях противодействия экстремисткой деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Согласно п. 7.1, 11 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения населения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствия проявления терроризма и экстремизма в границах поселения, организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения.

Однако в соответствии со справкой о результатах проведения плановой проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности от 3.11.2010 года в муниципальной библиотеке <данные изъяты> сельского поселения отсутствует официальный список экстремистских материалов и изданий. Библиотекарь не обладает сведениями о наличии данного списка, мер к его получению не принимает, сверки имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов не проводятся, что создает предпосылки попадания в библиотечные фонды печатных материалов экстремистского характера и, как следствие, возможности ознакомления с ними неограниченного круга лиц. Отсутствие в библиотеке поселения списка экстремисткой литературы, непринятие мер к выявлению и изъятию из оборота указанной категории литературы позволяет широкому кругу читателей получать доступ к ней.

Выявленные нарушения подтверждаются также объяснением директора МУК «<данные изъяты> ФИО6

Как следует из пояснений директора МО культуры <данные изъяты> ФИО4, начальника отдела культуры администрации МО <адрес> ФИО5 вопрос о наличии официального списка экстремистских материалов и изданий, а также о проведении сверки имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов в Соглашении № о предоставлении в 2010 году иных внебюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов муниципальных библиотек от 20.07.2010 года, а также в Соглашении № о порядке взаимодействия по комплектованию книжных фондов муниципальных библиотек в рамках реализации краевой целевой программы «Культура Кубани (2009-2011 года)» на 2010 год от 1.09.2010 года не ставился.

Поэтому, по мнению суда, следует признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, выразившееся в необеспечении регулярного поступления в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов, а также обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения обеспечить регулярное поступление в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, выразившееся в необеспечении регулярного поступления в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> обеспечить регулярное поступление в библиотеки поселения постоянно обновляемого федерального списка экстремистских материалов для проведения сверок имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов и исполнить решение суда в месячный срок.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья С.А.Верхогляд