РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Приморско-Ахтарск 08 февраля 2011 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи – Кучуковой Н.В.
с участием старшего помощника прокурора <данные изъяты> района Зайцева Н.О.,
при секретаре Постригань Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <данные изъяты> района в интересах Заикиной А.А. к Администрации муниципального образования <данные изъяты> район о признании незаконным бездействия и о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Заикиной А.А. к Администрации муниципального образования <данные изъяты> район о признании незаконным бездействия и о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон № 159 ФЗ) Заикина А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы муниципального образования <данные изъяты> район от 28.08.2009 года № «О признании нуждающимися в жилом помещении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение Заикина А.А. не предоставлено.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009г. № утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.
Согласно п. 1.3 указанного порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» администрация муниципального образования <данные изъяты> район наделена отдельным государственными полномочием по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Порядок предоставления жилого помещения гражданам указанной категории также определен в Законе Краснодарского края от 03.06.2009 года № – КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
В соответствии с п. 2 части 1 ст. 2 указанного Федерального закона, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Зайцев Н.О. доводы иска поддержал в полном объеме и просит суд признать незаконным бездействие администрации МО <данные изъяты> район, выразившееся в непринятии мер по предоставлению по договору социального найма жилого помещения вне очереди Заикиной А.А. и возложить на администрацию МО <данные изъяты> район обязанность предоставить Заикиной А.А. по месту жительства вне очереди жилое помещение по договору социального найма из фонда социального найма площадью не ниже установленных социальных норм не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец Заикина А.А. требования прокурора поддержала в полном объеме и просит их удовлетворить.
Представитель Администрации МО <данные изъяты> район по доверенности Кузнецова Е.В. исковые требования прокурора <данные изъяты> района признала частично и суду пояснила, что Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, который определяет механизм обеспечения жилыми помещениями лиц данной категории, состоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, путем предоставления жилого помещения по договорам социального найма.
Функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам указанной категории, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
Статьей 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» установлено, что: «органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению № 1 по решению, в том числе и вопроса:
- предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ» путем приобретения (строительства) жилья». Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных статьей 1 Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставляемых из бюджета субъекта РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 10 главы 3 Устава муниципального образования <данные изъяты> район финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с поправками, внесенными в Закон о краевом бюджете Законом Краснодарского края от 16 июля 2010 года № 1999- КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2010 года и на плановый период 2011 и 2012 гг.», бюджетные ассигнования на приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей бюджету муниципального образования <данные изъяты> район на 2010 год не предусмотрены, а на плановый период 2011 и 2012 годы планируется предоставление субвенций на сумму 10048,5 т. Рублей.
Рассмотрение вопроса о предоставлении субвенций бюджету муниципального образования <данные изъяты> район планируется не ранее февраля 2011 года.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. ФЗ от 17.12.2009 года № 315-ФЗ):
«Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм».
Жилые помещения предоставляются лицам данной категории в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет (ст.3 Порядка).
Заикина А.А. Постановлением администрации муниципального образования <данные изъяты> район от 28.08.2009 года №1852 «О признании нуждающимися в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признана нуждающейся в жилом помещении по отдельной категории и поставлена на учет с даты подачи заявления, т.е. с 22 июля 2009 года.
На сегодняшний день Заикина А.А. состоит под № 37 в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей по муниципальному образованию <данные изъяты> район.
В Краснодарском крае реализуется краевая целевая программа «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, и так как данная программа рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Заикина А.А. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенций, для приобретения жилого помещения, муниципальному образованию <данные изъяты> район.
Суд, выслушав прокурора, истицу Заикину А.А., представителя ответчика Кузнецову Е.В., исследовав материалы гражданского дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон № 159 ФЗ) Заикина А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы муниципального образования <данные изъяты> район от 28.08.2009 года № 1852 она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеназванной категории лиц.
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.
Согласно п. 1.3 указанного порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
Закон Краснодарского края от 3.07.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае также определяет порядок предоставления жилого помещения гражданам указанной категории.
Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ (ред. от 23.07.2009г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципального образования <данные изъяты> район) наделяются отдельными государственными полномочиями, согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно разъяснения Верховного суда РФ о применении ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разрешение требования о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также в зависимость от наличия денежных средств, в бюджете, наличия жилья и т.п.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> район предоставить Заикиной А.А. по месту жительства вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198, 258 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора <данные изъяты> района в интересах Заикиной А.А. к Администрации муниципального образования <данные изъяты> район о признании незаконным бездействия и о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> район, выразившееся в непринятии мер по предоставлению по договору социального найма жилого помещения вне очереди Заикиной А.А.
Обязать Администрацию муниципального образования <данные изъяты> район предоставить Заикиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленных социальных норм, не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в 10 – дневный срок со дня его вынесения.
Судья: Н.В. Кучукова