Решение по иску Остащенко Е.Н. к ГУ УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе об оспаривании отаза в назначении досрочной пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 5 апреля 2011 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи - Петренко А.П.

при секретаре - Литвиненко Я.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остащенко Е.Н. к Государственному учреждению -Управлению пенсионного фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе об оспаривании отказа в назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Остащенко Е.Н. обратилась в суд с иском, в котором оспаривает отказ комиссии отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе в назначении ей досрочной пенсии в связи с её педагогической деятельностью.

В судебном заседании Остащенко Е.Н. суду пояснила, что 27.05.2010 она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, гак как на дату обращения выработала требуемый стаж педагогической работы - 25 лет, предусмотренный пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

30.07.2010 ей была вручена выписка из протокола №42 решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Приморско-Ахтарском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

При оценке периодов её трудовой деятельности с учетом Постановления Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004 из её педагогического стажа были исключены следующие периоды работы:

с 27.11.1979г. по 28.08.1980г. (00-09-02) в должности старшей пионервожатой СШ №22, так как должность не предусмотрена Списками №

с 27.08.2002г. по 27.05.2010г. (07-09-01) в должности преподавателя МОУ ДОД Детская художественная школа, так как не выполнено второе условие п. 12 Правил к Спискам №781, то есть с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. нет факта работы независимо от продолжительности в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений».

В результате её педагогический стаж на дату обращения составил 18 лет 2 мес. 16 дней.

Считаю решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости вынесено комиссией незаконно, так как нарушает её конституционные права на пенсионное обеспечение, а также ставит её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П, а также статьи Конституции РФ: ст.6(ч.2),15 (ч.4), 17 (ч.1),18,19,55 (ч.1) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В период её работы в должности пионервожатой действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397. В соответствии с п.2 данного Положения учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 кв. 2007г., утвержденном постановлением Президиума ВС РФ от 1 августа 2007г., при ответе на вопрос №10 разъяснено, что период работы в должности пионервожатой, если на момент выполнения работы в указанной должности действовало постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г., включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, период её работы с 27.11.1979г. по 28.08.1980г. в должности старшей пионервожатой СШ №22 должен быть включен в её педагогический стаж. По тем же основаниям в педагогический стаж должен быть засчитан и период работы с 27.08.2002г. по 27.05.2010г. в должности преподавателя МОУ ДОД Детская художественная школа.

С 01.11.1999г. действовало постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». Согласно данному постановлению было предусмотрено включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности преподавателя в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием постановления Правительства РФ от 01.02.2001г. №79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ №1067 от 22.09.1999г.» работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001г. - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, указанных в Списке, а также факта работы в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Работая в 1999г. - 2000г. в средней школе в должности, прямо предусмотренной Списками №1067, она не могла предположить, что в правила к данным Спискам будут внесены изменения, касающиеся прошлого времени, которые уже невозможно реализовать.

Вышеуказанные Правила исчисления периодов работы применялись как на основании Постановления Правительства РФ №79 от 01.02.2001г., гак и на основании Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, которым признано утратившим силу Постановление Правительства РФ №79. Данные правила применяются к исчислению периодов работы в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173, в свою очередь постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 действовало с 01.11.1999г. по 13.11.2002г., то есть после того, как она заработала педагогический стаж с 04.11.1993г. но 31.12.2001г., и продолжала работать в период с 27.08.2002г. по 27.05.2010г. в той должности и в том учреждении, работа в которых подлежит зачету в льготный стаж при выполнении условий исчисления стажа, распространяющихся на прошедшее время.

Постановление Правительства РФ №79 по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации её права на пенсионное обеспечение. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении №2-П от 29.01.2004г. оценка пенсионных прав гражданина, приобретенного им до 1 января 2002г., касающаяся исчисления трудового стажа и размера пенсии, может производиться по нормам ранее действующего законодательства.

Учитывая, что статьи: ст.6(ч.2),15 (ч.4), 17 (ч.1),18.19,55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, период её работы с 27.08.2002г. по 27.05.2010г. преподавателем МОУ ДОД Детская художественная школа должен быть засчитан в её педагогический стаж.

Кроме того, её работа преподавателем эстетического отделения в СШ №2, в частности в период с 01.11.1999г. по 31.12.2001г., осуществлялась по программе Детской художественной школы, как учреждения дополнительного образования детей, так как являлась первой ступенью обучения детей художественной эстетике. По сути, работая преподавателем эстетического отделения на базе СШ №2, она исполняла те же функции, обучала детей тем же основам эстетического воспитания, что и преподаватель эстетического воспитания учреждения дополнительного образования детей Детская художественная школа, в должности которого она работает в настоящее время.

Считает, что с учетом этого основания у неё выполнено второе условие, указанное в п. 12 Правил, что также дает ей право на зачет периода работы с 27.08.2002г. по 27.05.2010г. в педагогический стаж.

Просит суд признать незаконным решение Комиссии от 30.07.2010г. (протокол №42) Управления ПФР в Приморско-Ахтарском районе. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе включить в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы с 27.11.1979г. по 28.08.1980г. в должности старшей пионервожатой СШ№22 и с 27.08.2002г. по 27.05.2010г. в должности преподавателя эстетического воспитания детей учреждения дополнительного образования детей Детская художественная школа. Обязать УПФР в Приморско-Ахтарском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 27.05.2010 года.

Представители УПФР в Приморско-Ахтарском районе по доверенностям Рыбакова Л.В. и Супрун В.С. с исковыми требованиями Остащенко Е.Н. не согласились и суду пояснили, что Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, то есть в ней закреплено право каждого гражданина получать трудовую пенсию по старости, а в случае, если не выработан требуемый для назначения трудовой пенсии стаж - социальную пенсию. Пенсионный возраст для назначения пенсии по старости, установленный законодательством для женщин - 55 лет, для установления социальной пенсии - 60 лет.

Конституционные права заявителя не нарушены, так как она претендует на досрочную пенсию по старости, которая устанавливается при соблюдении определенных условий.

Досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста;

В соответствии с п.2 ст.27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Заявитель, обратившись за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» претендует на зачет в специальный стаж периода работы: с 27.08.2002г. по настоящее время в должности преподавателя МОУ ДОД ДХШ, выполняемой по совместительству.

Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» в данном случае, необходимо выполнение пункта 12 Правил исчисления периодов работы дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости N 781 от 29 октября 2002 г.: «Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка».

С заявленным требованием они не согласны так, как не выполнено одно из обязательных условий пункта 12 вышеуказанных Правил, то есть у лица отсутствует факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Кроме того, основаниями отказа включения в зачет специального трудового стажа являются следующие периоды: С 01.09.2000г. по 31.12.2001г. (01-04-01) - преподаватель эстетического отделения СШ№2, так как работодателем в Выписке из ИЛЗ ЗЛ не подтверждена работа на полную ставку заработной платы в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (периоды выполнявшиеся до 1 сентября 2000г. работы в должностях и в учреждениях указанных в списке, засчитываются в стаж работы не зависимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а начиная с 1 сентября 2000 года при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад)).

С 22.08.2002г. по 26.08.2002г. (00-00-05) - преподаватель эстетического отделения СШ№2, так как работодателем в Выписке из ИЛС ЗЛ не подтверждена работа на полную ставку заработной платы в соответствии с п.4 Правил к Спискам №781.

С 27.08.2002г. по 27.05.2010г. (07-09-01) - зам. директора по учебной части МОУ ДОД ДХШ, так как в педагогический стаж согласно пп. «в» п.8 Правил засчитывается работа в должности заместителя директора учреждений, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка №781 только до 01.11.1999г.

С 27.08.2002г. по 27.05.2010г. (07-09-01) - преподаватель МОУ ДОД ДХШ — по совместительству, так как не выполнено второе условие пункта 12 Правил к Спискам №781, то есть с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. Отсутствует факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" вышеуказанного списка.

С 18.08.1986г. по 28.08.1986г. (00-00-11) - отпуск без сохранения заработной платы.

С 15.08.1988г. по 25.08.1988г. (00-00-11) - отпуск без сохранения заработной платы.

С 29.08.1991г. по 10.09.1991г. (00-00-12) -отпуск без сохранения заработной платы.

С 26.08.2003г. по 25.08.2004г. (01-00-00) - отпуск без сохранения заработной платы,

так как в данное время не осуществлялась педагогическая деятельность.

В связи с тем, что педагогический стаж Остащенко Е.Н. с учетом Постановления Конституционного Суда РФ №2-П составил - 18л. 02мес. 16дн., комиссия приняла решение отказать ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ в связи с отсутствием права на дату обращения (необходимо 25 лет педагогического стажа).

Против включения в педагогический стаж Остащенко Е.Н. периода её работы с 27.11.1979г. по 28.08.1980г. в должности старшей пионервожатой СШ №22, представители УПФ. не возражают.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что в иске Остащенко Е.Н. следует отказать на основании следующего:

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, то есть в ней закреплено право каждого гражданина получать трудовую пенсию по старости, а в случае, если не выработан требуемый для назначения трудовой пенсии стаж - социальную пенсию. Пенсионный возраст для назначения пенсии по старости, установленный законодательством для женщин - 55 лет, для установления социальной пенсии - 60 лет.

Остащенко Е.Н. претендует на досрочную пенсию по старости, которая устанавливается при соблюдении определенных условий.

Досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста;

В соответствии с п.2 ст.27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Остащенко Е.Н., обратившись за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» претендует на зачет в специальный стаж периода работы: с 27.08.2002г. по настоящее время в должности преподавателя МОУ ДОД ДХШ, выполняемой по совместительству.

Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» в данном случае, необходимо выполнение пункта 12 Правил исчисления периодов работы дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости N 781 от 29 октября 2002 г.: «Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка».

Остащенко Е.Н. не выполнено одно из обязательных условий пункта 12 вышеуказанных Правил, то есть у неё отсутствует факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Кроме того, основаниями отказа включения в зачет специального трудового стажа являются следующие периоды: С 01.09.2000г. по 31.12.2001г. (01-04-01) - преподаватель эстетического отделения СШ№2, так как работодателем в Выписке из ИЛЗ ЗЛ не подтверждена работа на полную ставку заработной платы в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (периоды выполнявшиеся до 1 сентября 2000г. работы в должностях и в учреждениях указанных в списке, засчитываются в стаж работы не зависимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а начиная с 1 сентября 2000 года при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад)).

Выполняемая работа Остащенко Е.Н. - преподаватель эстетического отделения СШ №2 не является идентичной, работе в учреждениях дополнительного образования детей, так как различается характером своей деятельности, они несопоставимы по объему, психоэмоциональным нагрузкам, интенсивности. Посещение эстетического отделения в средней школе не носит обязательный характер.

С 22.08.2002г. по 26.08.2002г. (00-00-05) - преподаватель эстетического отделения СШ№2, так как работодателем в Выписке из ИЛС ЗЛ не подтверждена работа на полную ставку заработной платы в соответствии с п.4 Правил к Спискам №781.

С 27.08.2002г. по 27.05.2010г. (07-09-01) - зам. директора по учебной части МОУ ДОД ДХШ, так как в педагогический стаж согласно пп. «в» п.8 Правил засчитывается работа в должности заместителя директора учреждений, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка №781 только до 01.11.1999г.

С 27.08.2002г. по 27.05.2010г. (07-09-01) - преподаватель МОУ ДОД ДХШ — по совместительству, так как не выполнено второе условие пункта 12 Правил к Спискам №781, то есть с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. Отсутствует факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" вышеуказанного списка.

С 18.08.1986г. по 28.08.1986г. (00-00-11) - отпуск без сохранения заработной платы.

С 15.08.1988г. по 25.08.1988г. (00-00-11) - отпуск без сохранения заработной платы.

С 29.08.1991г. по 10.09.1991г. (00-00-12) -отпуск без сохранения заработной платы.

С 26.08.2003г. по 25.08.2004г. (01-00-00) - отпуск без сохранения заработной платы,

так как в данное время не осуществлялась педагогическая деятельность.

Период работы Остащенко Е.Н. в должности пионервожатой в период с 27.11.1979г. по 28.08.1980г. подлежит включению в её педагогический стаж, так как на тот период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397. В соответствии с п.2 данного Положения учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Однако, в связи с тем, что педагогический стаж Остащенко Е.Н. с учетом Постановления Конституционного Суда РФ №2-П составляет менее 25 лет, Комиссия УПФ обоснованно приняла решение отказать ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ в связи с отсутствием права на дату обращения (необходимо 25 лет педагогического стажа).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Остащенко Е.Н. к Государственному учреждению -Управлению пенсионного фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе об оспаривании отказа в назначении досрочной пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через райсуд в течение 10 дней, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: А.П. Петренко