РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Приморско-Ахтарск 13 апреля 2011 года Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе: судьи – Кучуковой Н.В., при секретаре – Постригань Г.А., с участием прокурора – Сидоренко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Муниципального образования Приморско-Ахтарский район, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей Детской художественной школе МО Приморско-Ахтарский район в г. Приморско-Ахтарске, третье лицо на стороне ответчика – Отдел культуры администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании незаконным бездействия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования Приморско-Ахтарский район, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей Детской художественной школе МО Приморско-Ахтарский район в г. Приморско-Ахтарске, третье лицо на стороне ответчика – Отдел культуры администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании незаконным бездействия. В судебном заседании прокурор Сидоренко Н.В. заявленные требования поддержал и в их обоснование суду пояснил, что по результатам проведенной проверки в МБОУ ДОД ДХШ выявлены существенные нарушения действующего законодательства. Согласно ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с п.п. 1.5.-1.6. Устава МБОУ ДОД ДХШ, учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является администрация МО Приморско-Ахтарский район. Функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения осуществляются уполномоченным органом администрации МО Приморско-Ахтарский район - отделом культуры администрации муниципального образования. Пунктом 2.1. Устава МБОУ ДОД ДХШ определено, что МБОУ ДОД ДХШ является бюджетным учреждением и осуществляет свою деятельность в сфере дополнительного образования детей, в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законом РФ «Об образовании», действующим законодательством. В соответствии с ч.2 ст. 33.1. Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Порядок лицензирования образовательной деятельности по программе дополнительного образования устанавливается Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г. № 174 в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Частью 4 ст.33.1. закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия РФ в области образования. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что МБОУ ДОД ДХШ осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии: серия А № 244814, регистрационный номер № 327/04-М от 04.04.2008 года, срок действия которой истек 06 марта 2011 года. Статьями 11,15 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов и товаров при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. В нарушение указанной нормы права, проведенной проверкой установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ ДОД ДХШ, которые могут привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний и массовым неинфекционным заболеваниям (отравлениям) несовершеннолетних. Так, в нарушение п.41. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования) детей (внешкольные учреждения)» (далее СанПиН 2.4.4.1251-03) в МБОУ ДОД ДХШ отсутствует горячее водоснабжение. Не оборудована разводка воды в помещениях для занятий изобразительным искусством, в помещениях для образовательной деятельности, тем самым нарушается п.4.4. СанПиН 2.4.4.1251-03. В нарушение п.3.9. СанПиН 2.4.4.1251-03 в МБОУ ДОД ДХШ отсутствуют раздельные санитарные, узлы для девочек и для мальчиков и отдельно для персонала, в здании школы функционируют всего 1 кабина с 1 унитазом и 1 умывальником. Вторая кабина с 1 унитазом и 1 умывальником функционирует как умывальник. Санитарные узлы в процессе эксплуатации не ремонтировались, поверхность стен неровная, с трещинами, кафельная плитка частично отвалилась, из-за чего нарушается проведение санитарной обработки и дезинфекции. Полы, в учебных помещениях и рекреации, покрытые линолеумом, в процессе эксплуатации не ремонтировались, поверхность неровная, с изъянами, из-за чего нарушается проведение текущей уборки и дезинфекции, тем самым допускаются нарушения п.3.10. СанПиН 2.4.4.1251-03. Должностными лицами МБОУ ДОД ДХШ допускаются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Статьёй 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ) предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций } осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлено, что под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Статья 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ предусматривает, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. При проведении проверки выявлены следующие нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности, устанавливаемых ППБ 01 -03, утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N313: - в нарушение п.8.1.11 СП 1.13130.2009 и ст.89 Федерального закон от 22.07.08г. № 123, с второго и первого этажей предусмотрен только один эвакуационный выход; - провода и кабели, прокладываемые в коробах, не имеют маркировку в начале и конце коробов, а также в местах подключения их к электрооборудованию (п.12.57 НПБ 88-2001 ;п.3.22, СНиП 3.05.06-85); - в качестве резервного источника электропитания (аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания) не обеспечивают питание указанных электроприемников, в дежурном режиме в течении 24 час, плюс 1 ч. работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме (СП 5.13130.2009п.15.1, п.15.3); - проходы небронированных кабелей, защищенных и незащищенных - не предусмотрен выход на кровлю (СНиП 21.01.97 п.8.3); - на окнах здания установлены глухие металлические решетки (п.40 ППБ 01-03); - наружное противопожарное водоснабжение не предусмотрено согласно Указанные нарушения правил пожарной безопасности могут привести к возгораниям и ставят под угрозу нормальное функционирование МБОУ ДОД ДХШ. Таким образом, администрация МО Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД ДХШ мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, норм и правил пожарной безопасности не предпринимают, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, посещающих МБОУ ДОД ДХШ. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поэтому прокурор Сидоренко Н.В. просит признать незаконным бездействие учредителя МБОУ ДОД ДХШ - администрации МО Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД ДХШ, выразившегося в непринятии мер по получению лицензии на образовательную деятельность МБОУ ДОД ДХШ, соблюдению требований санитарно – эпидемиологического законодательства, норм и правил пожарной безопасности. Обязать учредителя МБОУ ДОД ДХШ - администрацию МО Приморско- - получить лицензию на образовательную деятельность в МБОУ ДОД ДХШ; - оборудовать помещения МБОУ ДОД ДХШ горячим водоснабжением, провести воду в помещения для занятий изобразительным искусством, в помещения для образовательной деятельности; - оборудовать раздельные санитарные узлы для девочек и для мальчиков и отдельно для персонала; -отремонтировать санитарные узлы, выровнять поверхность стен; -отремонтировать полы в учебных помещениях и рекреациях; -оборудовать второй эвакуационный выход; -произвести маркировку провода и кабелей, прокладываемых в коробах, в начале и конце коробов, а также в местах подключения их к электрооборудованию; - обеспечить питание электроприемников в качестве резервного источника - выполнить в отрезках труб, коробах или проемах проходы небронированных кабелей, защищенных и незащищенных проводов через несгораемые стены, перегородки и междуэтажные перекрытия; - оборудовать выход на кровлю; - демонтировать на окнах здания глухие металлические решетки; - оборудовать противопожарное водоснабжение в радиусе 200 метров. Установить срок необходимый для устранения выявленных нарушений Представитель ответчика – администрации Муниципального образования Приморско-Ахтарский район – Никифоров С.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора признал и обязуется принять меры к устранению выявленных нарушений. Представитель ответчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская художественная школа МО Приморско-Ахтарский район в г. Приморско-Ахтарске, третье лицо на стороне ответчика – отдела культуры администрации МО Приморско-Ахтарский район, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к выводу, что требования прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования Приморско-Ахтарский район, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей Детской художественной школе МО Приморско-Ахтарский район в г. Приморско-Ахтарске, третьему лицу на стороне ответчика – Отделу культуры администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании незаконным бездействия, подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Проведенной прокуратурой Приморско - Ахтарского района, с привлечением специалистов ТОУ «Роспотребнадзора» по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах и ОНД по Приморско-Ахтарскому району, проверкой соблюдения санитарно – эпидемиологического законодательства, а также норм и правил пожарной безопасности в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детской художественной школы МО Приморско-Ахтарский район, в результате которой выявлены существенные нарушения действующего законодательства, которые могут привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний и массовым неинфекционным заболеваниям (отравлениям) несовершеннолетних. Так, в нарушение п.41. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно -эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования) детей (внешкольные учреждения)» (далее СанПиН 2.4.4.1251-03) в МБОУ ДОД ДХШ отсутствует горячее водоснабжение. Не оборудована разводка воды в помещениях для занятий изобразительным искусством, в помещениях для образовательной деятельности, тем самым нарушается п.4.4. СанПиН 2.4.4.1251-03. В нарушение п.3.9. СанПиН 2.4.4.1251-03 в МБОУ ДОД ДХШ отсутствуют раздельные санитарные, узлы для девочек и для мальчиков и отдельно для персонала, в здании школы функционируют всего 1 кабина с 1 унитазом и 1 умывальником. Вторая кабина с 1 унитазом и 1 умывальником функционирует как умывальник. Санитарные узлы в процессе эксплуатации не ремонтировались, поверхность стен неровная, с трещинами, кафельная плитка частично отвалилась, из-за чего нарушается проведение санитарной обработки и дезинфекции. Полы, в учебных помещениях и рекреации, покрытые линолеумом, в процессе эксплуатации не ремонтировались, поверхность неровная, с изъянами, из-за чего нарушается проведение текущей уборки и дезинфекции, тем самым допускаются нарушения п.3.10. СанПиН 2.4.4.1251-03. Должностными лицами МБОУ ДОД ДХШ допускаются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Статьёй 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ) предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций } осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлено, что под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Статья 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ предусматривает, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. При проведении проверки выявлены следующие нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности, устанавливаемых ППБ 01 -03, утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N313: - в нарушение п.8.1.11 СП 1.13130.2009 и ст.89 Федерального закон от 22.07.08г. № 123, с второго и первого этажей предусмотрен только один эвакуационный выход; - провода и кабели, прокладываемые в коробах, не имеют маркировку в начале и конце коробов, а также в местах подключения их к электрооборудованию (п.12.57 НПБ 88-2001 ;п.3.22, СНиП 3.05.06-85); - в качестве резервного источника электропитания (аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания) не обеспечивают питание указанных электроприемников, в дежурном режиме в течении 24 час, плюс 1 ч. работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме (СП 5.13130.2009п.15.1, п.15.3); - проходы небронированных кабелей, защищенных и незащищенных - не предусмотрен выход на кровлю (СНиП 21.01.97 п.8.3); - на окнах здания установлены глухие металлические решетки (п.40 ППБ 01-03); - наружное противопожарное водоснабжение не предусмотрено согласно Указанные нарушения правил пожарной безопасности могут привести к возгораниям и ставят под угрозу нормальное функционирование МБОУ ДОД ДХШ. Таким образом, администрация МО Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД ДХШ мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, норм и правил пожарной безопасности не предпринимают, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, посещающих МБОУ ДОД ДХШ. Согласно ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с п.п. 1.5.-1.6. Устава МБОУ ДОД ДХШ, учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является администрация МО Приморско-Ахтарский район. Функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения осуществляются уполномоченным органом администрации МО Приморско-Ахтарский район - отделом культуры администрации муниципального образования. Пунктом 2.1. Устава МБОУ ДОД ДХШ определено, что МБОУ ДОД ДХШ является бюджетным учреждением и осуществляет свою деятельность в сфере дополнительного образования детей, в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законом РФ «Об образовании», действующим законодательством. В соответствии с ч.2 ст. 33.1. Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Порядок лицензирования образовательной деятельности по программе дополнительного образования устанавливается Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г. № 174 в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Частью 4 ст.33.1. закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия РФ в области образования. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что МБОУ ДОД ДХШ осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии: серия А № 244814, регистрационный номер № 327/04-М от 04.04.2008 года, срок действия которой истек 06 марта 2011 года. Статьями 11,15 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов и товаров при их производстве, транспортировке, хранении, реализации Поэтому требования прокурора Приморско-Ахтарского района подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Заявление прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования Приморско-Ахтарский район, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей Детская художественная школа МО Приморско-Ахтарский район в г. Приморско-Ахтарске, третьему лицу на стороне ответчика – Отделу культуры администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании незаконным бездействия,- удовлетворить. Признать незаконным бездействие учредителя МБОУ ДОД ДХШ - администрации МО Приморско-Ахтарский район, МБОУ ДОД ДХШ, выразившееся в непринятии мер по получению лицензии на образовательную деятельность МБОУ ДОД ДХШ, соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, норм и правил пожарной безопасности. Обязать учредителя МБОУ ДОД ДХШ - администрацию МО Приморско- - получить лицензию на образовательную деятельность в МБОУ ДОД ДХШ; - оборудовать помещения МБОУ ДОД ДХШ горячим водоснабжением, провести воду в помещения для занятий изобразительным искусством, в помещения для образовательной деятельности; - оборудовать раздельные санитарные узлы для девочек и для мальчиков и отдельно для персонала; -отремонтировать санитарные узлы, выровнять поверхность стен; -отремонтировать полы в учебных помещениях и рекреациях; -оборудовать второй эвакуационный выход; -произвести маркировку провода и кабелей, прокладываемых в коробах, в начале и конце коробов, а также в местах подключения их к электрооборудованию; - обеспечить питание электроприемников в качестве резервного источника - выполнить в отрезках труб, коробах или проемах проходы небронированных кабелей, защищенных и незащищенных проводов через несгораемые стены, перегородки и междуэтажные перекрытия; - оборудовать выход на кровлю; - демонтировать на окнах здания глухие металлические решетки; - оборудовать противопожарное водоснабжение в радиусе 200 метров. Установить срок необходимый для устранения выявленных нарушений Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в 10-ти дневный срок со дня его принятия. Судья: Н.В. Кучукова
проводов через несгораемые стены, перегородки и междуэтажные перекрытия не
выполнены в отрезках труб, коробах или проемах (Федеральный закон от
22.07.08г.№123-ФЗ, статья 82;СП 5.13130.2009 п.5.7.40;СНиП 3.05.06-85 п.3.18);
СНиП 2.04.02.84 в радиусе 200 метров (Федеральный закон от 22.07.08г. №123-
ФЗ, ст. 62, 68 п.7,СНиП 2.04.02.84 п. 2.11, 2.13, 8.16, 9.30 таб.6).
Ахтарский район и МБОУ ДОД ДХШ выполнить следующие действия:
электропитания (аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания) в
дежурном режиме в течении 24 час, плюс 1 ч. работы системы пожарной
автоматики в тревожном режиме;
санитарно-эпидемиологического законодательства, норм и правил пожарной
безопасности.
проводов через несгораемые стены, перегородки и междуэтажные перекрытия не
выполнены в отрезках труб, коробах или проемах (Федеральный закон от
22.07.08г.№123-ФЗ, статья 82;СП 5.13130.2009 п.5.7.40;СНиП 3.05.06-85 п.3.18);
СНиП 2.04.02.84 в радиусе 200 метров (Федеральный закон от 22.07.08г. №123-
ФЗ, ст. 62, 68 п.7,СНиП 2.04.02.84 п. 2.11, 2.13, 8.16, 9.30 таб.6).
Ахтарский район и МБОУ ДОД ДХШ выполнить следующие действия:
электропитания (аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания) в
дежурном режиме в течении 24 час, плюс 1 ч. работы системы пожарной
автоматики в тревожном режиме;
санитарно-эпидемиологического законодательства, норм и правил пожарной
безопасности в 3 месяца.