Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Г. Приморско-Ахтарск 30 мая 2011 года Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе: судьи - Кучуковой Н.В, при секретаре Постригань Г.А., с участием старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Найденовой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Слива М.М. к Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Приморско-Ахтарского района, действуя в интересах Слива М.М., обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с заявлением к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края об обязании предоставить Слива М.М. жилое помещение, обосновывая свои требования тем, что Слива М.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы МО Приморско-Ахтарский район от 07.09.2009 года он поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение Слива М.М. не предоставлено. Прокурор Приморско-Ахтарского района просит признать незаконным бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район, выразившееся в неисполнении требований ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а именно: в непринятии мер по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма Слива М.М., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании прокурор Найденова Ю.Н. требования, изложенные в заявлении поддержала и просила суд обязать администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район устранить недостатки, выразившиеся в непредоставлении Слива М.М. жилого помещения из фонда социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, установить срок исполнения судебного решения. Слива М.М. в судебном заседании заявление, поданное прокурором Приморско-Ахтарского района в его интересах, поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить. Представитель администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район Никифоров С.Ю., действующий на основании доверенности, требования прокурора признал и суду пояснил, что Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, который определяет механизм обеспечения жилыми помещениями лиц данной категории, состоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, путем предоставления жилого помещения по договорам социального найма. Функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам указанной категории, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Статьей 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» установлено, что: «органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению № 1 по решению, в том числе и вопроса: - предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае (от 03 июня 2009 года № 1748 КЗ)» путем приобретения (строительства) жилья». Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных статей 1 Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций из краевого бюджета (статья 2). Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованием на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год (статья 3). В соответствии с Законом Краснодарского края от 7 декабря 2010 года № 2133-КЗ «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» бюджетные ассигнования на вышеуказанное направление бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район не предусмотрено. В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. ФЗ от 17 декабря 2009 года № 315-ФЗ): «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видах профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм». Жилые помещения предоставляются лицам данной категории в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет (статья 3 Порядка). Слива М.М. Постановлением администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 7 сентября 2009 года № 1943 «О признании нуждающимися в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признан нуждающимся в жилом помещении по отдельной категории граждан и поставлен на учет с даты подачи заявления, т.е. с 19 мая 2006 года. На сегодняшний день Слива М.М. состоит под № 7 в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» по муниципальному образованию Приморско-Ахтарский район. В Краснодарском крае реализуется краевая целевая программа «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, и так как данная программа рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Слива М.М. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенций, для приобретения жилого помещения, муниципальному образованию Приморско-Ахтарский район. Просит установить срок исполнения судебного решения до 31 декабря 2011 года. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Слива М.М. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы МО Приморско-Ахтарский район от 07.09.2009 года он поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение Слива М.М. не предоставлено. В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее – органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ ( в ред. Закона Кк от 23.07.2009 года № 1728-КЗ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образовании Краснодарского края (в том числе муниципальное образование Приморско-Ахтарский район) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дал соответствующие разъяснения, указав, что несогласованность норм ст. 8 упомянутого Федерального закона и ст. 57 ЖК РФ привела к сложностям в определении ответчика по делам о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (о предоставлении вне очередного жилого помещения по договору социального найма). Верховный Суд РФ признал правильной позицию судов которые, разрешая дела названной категории, обоснованно не соглашались с доводами органами местного самоуправления (ответчиком по делу) и удовлетворяли требования прокуроров о предоставлении не очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства. Верховным Судом указано также, что большинство судов, рассматривая дела данной категории, правильно исходили из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, аналогичным правом. Однако в практике судов имелись случаи, когда ответчики, не признавая заявление прокурора в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывали на отсутствие у них свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Поэтому правильной является позиция тех судов, которые удовлетворяя заявления прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своих решениях о предоставлении жилого помещения по договору социального найма исходили из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчиком признавались не основанными на законе. Учитывая указанные положения Закона, обстоятельства дела, суд находит заявленные прокурором требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Приморско-Ахтарского к Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края, - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район, выразившееся в непредоставлении Слива М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения, расположенного в городе Приморско-Ахтарске, Краснодарского края из фонда социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район устранить нарушения, выразившиеся в непредоставлении Слива М.М. жилого помещения, расположенного в городе Приморско-Ахтарске, Краснодарского края из фонда социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, согласно очередности в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по категории дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» по муниципальному образованию Приморско-Ахтарский район в срок до 31 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья: Н.В. Кучукова