РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Приморско-Ахтарск 18 июля 2011 года Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края Петренко А.П. с участием старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Найдёновой Ю.Н при секретаре Литвиненко Я.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Соколова А.А. к Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Приморско-Ахтарского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Соколова А.А. к Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав в нем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон № 159 ФЗ) Соколов А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 15.04.2011 года он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение Соколову А.А. не предоставлено. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Закон Краснодарского края от 3.07.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае также определяет порядок предоставления жилого помещения гражданам указанной категории. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ (ред. от 23.07.2009г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципального образования Приморско-Ахтарский район) наделяются отдельными государственными полномочиями, согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дал соответствующие разъяснения, указав, что несогласованность норм ст.8 упомянутого Федерального закона и ст.57 ЖК РФ привела к сложностям в определении ответчика по делам о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма). Верховный Суд РФ признал правильной позицию судов, которые, разрешая дела названной категории, обоснованно не соглашались с доводами органов местного самоуправления (ответчиков по делу) и удовлетворяли требования прокуроров о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства. Верховным Судом РФ указано также, что большинство судов, рассматривая дела данной категории, правильно исходили из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Однако в практике судов имелись случаи, когда ответчики, не признавая заявление прокурора в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывали на отсутствие у них свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещении нет, в связи с чем, не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Поэтому правильной является позиция тех судов, которые, удовлетворяя заявления прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своих решениях о предоставлении жилого помещения по договору социального найма исходили из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением, этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчиков признавались не основанными на законе. В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Найдёнова Ю.Н. доводы иска поддержала в полном объеме и просила суд возложить на администрацию МО Приморско-Ахтарский район обязанность предоставить Соколову А.А. по месту жительства вне очереди жилое помещение из фонда социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Представитель Администрации МО Приморско-Ахтарский район по доверенности Никифоров С.Ю. с иском не согласился по следующим основаниям: Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, который определяет механизм обеспечения жилыми помещениями лиц данной категории, состоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, путем предоставления жилого помещения по договорам социального найма. Функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам указанной категории, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Статьей 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» установлено, что: органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению № 1 по решению, в том числе и вопроса: - предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае (от 03 июня 2009 года № 1748 КЗ)» путем приобретения (строительства) жилья». Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных статей 1 Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций из краевого бюджета (статья2). Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованием на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год (статья 3). В соответствии с Законом Краснодарского края от 7 декабря 2010 года № 2133-КЗ «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» бюджетные ассигнования на вышеуказанное направление бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район не предусмотрено. В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. ФЗ от 17 декабря 2009 года № 315-ФЗ): «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видах профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм». Жилые помещения предоставляются лицам данной категории в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет (статья 3 Порядка). Соколов А.А., Постановлением администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 15 апреля 2011 года № 743 «О признании нуждающимися в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признан нуждающимся в жилом помещении по отдельной категории граждан и поставлен на учет с даты подачи заявления, т.е. 7 апреля 2011 года. На сегодняшний день Соколов А.А. состоит под № 61 в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» по муниципальному образованию Приморско-Ахтарский район. В Краснодарском крае реализуется краевая целевая программа «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, так как данная программа рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Соколову А.А. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенций, для приобретения жилого помещения, муниципальному образованию Приморско-Ахтарский район. До поступления указанных средств в бюджет муниципального образования, расходовать средства местного бюджета, согласно ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, муниципальное образование Приморско-Ахтарский район не вправе. Просит суд в иске прокурору отказать. Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон № 159 ФЗ) Соколов А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 15.04.2011 года он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно п. 1.3 указанного порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Закон Краснодарского края от 3.07.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае также определяет порядок предоставления жилого помещения гражданам указанной категории. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ (ред. от 23.07.2009г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципального образования Приморско-Ахтарский район) наделяются отдельными государственными полномочиями, согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Суд не принимает во внимание доводы ответчика об отсутствии финансового обеспечения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как согласно разъяснения Верховного суда РФ о применении ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разрешение требования о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также в зависимость от наличия денежных средств, в бюджете, наличия жилья и т.п. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Иск прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Соколова А.А. к Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район предоставить Соколову А.А., 10.11.1988 года рождения жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в муниципальном образовании, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней, со дня его принятия в окончательной форме. Судья: А.П. Петренко.