Решение по иску Сугуняка Н.Г. к УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2011 года г. Приморско-Ахтарск

Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края – Гриценко И.В.,

при секретаре – Василенко Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сугуняка Н.Г. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Сугуняка Н.Г., обратилась в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В судебном заседании истица Сугуняка Н.Г., и ее представитель Устименко Г.В., действующая по доверенности, суду пояснили, что 04.05.2011 г. истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как на дату обращения она выработала требуемый стаж педагогической работы 25 лет, предусмотренный пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». 13.05.2011 г. истице была вручена выписка из протокола № 19 решения комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии. При оценке пенсионных прав истицы с учетом Списков № 781 (вариант №1) из ее педагогического стажа были исключены следующие периоды работы: с 30.09.1985 г. по 19.01.1989 г. (03-03-20) в должности сестры-воспитателя в д/саду № 11, так как должность не предусмотрена Списками № 781, с 01.12.1992 г. по 20.03.2007 г. (14-03-19) в должности педагога дополнительного образования учреждения дополнительного образования детей ДЮКФП, так как учреждение не предусмотрено Списками № 781. Всего педагогический стаж с учетом Списков № 781 составил 7 лет 11 месяцев 23 дня. В соответствии с Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1971 г. № 103 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» в штатах детских садов не была предусмотрена должность сестры-воспитателя, истица работала воспитателем, о чем свидетельствуют сохранившиеся в архиве приказы по д/саду № 11. В связи с этим РОНО привел в соответствие Приказ № 115-Л от 24.09.1985 г. и внес изменение в трудовую книжку истицы в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 69 от 10 октября 2003 г. Таким образом, период работы истицы с 30.09.1985 г. по 19.01.1989 г. должен быть включен в педагогический стаж. В Списках № 781, утвержденных постановлением Правительства РФ 29.10.2002 г., прямо указано, что правом на досрочную пенсию пользуются лица, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольных учреждениях). В соответствии с Приказом Гособразования СССР от 23.04.1990 г. № 280 Детско-юношеский клуб физической подготовки входил в перечень внешкольных учреждений (п. 12) наряду с детско-юношеской спортивной школой всех наименований (п.11). С 01.04.1990 г. ДЮСШ была переименована в ДЮКФП в соответствии с приказом РОНО Приморско-Ахтарского района № 81-М от 05.04.1990 г. в целях исполнения приказа Гособразования СССР от 24.10.1989 г. № 802 «О создании Детско-юношеских клубов физической подготовки». В соответствии с Приказом РОНО № 32-Л от 03.03.1993 г. ДЮКФП был переименован в Учреждение дополнительного образования детей (УДОД ДЮКФП) во исполнение Закона «Об образовании» № 3266-1 от 10.07 1992 г. 23.04.1996 г., постановлением главы администрации Приморско-Ахтарского района № 337 УДОД ДЮКФП был реорганизован в муниципальный районный ДЮКФП города Приморско-Ахтарска MP УДОД ДЮКФП. 19.03.2007 г. MP УДОД ДЮКФП был вновь переименован в МУ ДОД ДЮСШ с оставлением существующих образовательных программ. ДЮКФП был образован на базе ДЮСШ, являлся внешкольным учреждением, Учреждением дополнительного образования детей. Клуб осуществлял свою деятельность в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Переименование учреждения, не менявшего при этом своего прямого предназначения, не должно служить основанием для нарушения права истицы на социальное обеспечение, гарантированного Конституцией РФ, а периоды работы с 01.12.1992 г. по 20.03.2007 г. должны быть засчитаны в педагогический стаж истицы. В соответствии с Законом № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 предусмотрена за педагогическую работу с детьми в образовательных учреждениях для детей. На дату обращения в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии, на 04.05.2011 г., истицей выработан требуемый 25 летний стаж педагогической работы с детьми в учреждениях для детей, достаточный для установления истице досрочной пенсии.

Просят суд признать незаконным решение Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе от 12.07.2011 г.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе включить в специальный стаж истицы для досрочного назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы с 26.08.1991 г. по 30.11.1992 г. в должности руководителя кружка ДЮКФП, с 01.12.1992 г. по 20.03.2007 г. в должности педагога дополнительного образования УДОД ДЮКФП, с 21.03.2007 г. по 04.03.2008 г. в должности тренера-преподавателя МУ ДОД ДЮСШ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» с даты подачи заявления, то есть с 04.05.2011 г.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе – Рыбакова Л.В., действующая по доверенности, исковое заявление Сугуняка Н.Г. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не признала полностью и суду пояснила, что статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, то есть в ней закреплено право каждого гражданина получать трудовую пенсию по старости, а в случае, если не выработан требуемый для назначения трудовой пенсии стаж - социальную пенсию. Пенсионный возраст для назначения пенсии по старости, установленный законодательством для женщин - 55 лет, для установления социальной пенсии - 60 лет. Конституционные права истицы не нарушены, так как она претендует на досрочную пенсию по старости, которая устанавливается при соблюдении определенных условий. Досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 ст. 27 ФЗ-173 предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Истица, обратившись за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» претендует на зачет в специальный стаж периода работы: с 26.08.1991 г. по 30.11.1992 г. (01-03-05) - в должности руководителя кружка Детско-юношеского клуба физической подготовки (ДЮКФП), так как должность и учреждение не предусмотрена Списками № 781; с 01.12.1992 г. по 20.03.2007 г. (14-03-19) - педагог дополнительного образования учреждения дополнительного образования детей ДЮКФП, так как учреждение не предусмотрено Списками № 781; с 21.03.2007 г. по 04.03.2008 г. (00-11-13) - в должности тренера-преподавателя МУ ДОД ДЮСШ, так как на 01.01.2001 г. не имеется стажа педагогической работы 16 лет 8 месяцев и отсутствует факт работы в учреждениях, указанных в п. 2 раздела Наименование учреждений Списка № 781 в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2П установлено, что в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию, исчисление страхового и специального стажа, имевшего место до вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам ранее действовавшего законодательства. С учетом конституционно - правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2002 г., может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. пенсионного законодательства - Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». По состоянию на 31.12.2001 г. пенсионное обеспечение педагогических работников осуществлялось в соответствии с нормами Закона от 20.11.1991 г. «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1. Статьей 88 данного закона закреплено, что Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Советом Министров РСФСР. По состоянию на 31.12.2001 г. действовал список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 (в редакции постановление Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79). Абзацем 1 пункта 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. вступившего в силу с 1.11.1999г., установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 вышеназванного Постановления. Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 не содержит нормы о возможности применения при оценке периодов работы работников народного образования постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Таким образом, с момента вступления в силу постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, работники образования не могли рассчитывать на включение в педагогический стаж периодов работы в должности руководителя кружка. Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» не применялся на дату вступления в силу законодательства о трудовых пенсиях. В связи с этим нормы Закона от 14.07.1956 г. не применимы при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом положения Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 г. № 2-П и пункта 9 статьи 30 Федерального закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 г. Таким образом, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, на которое ссылается истица, не применимо при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в рамках постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П. Вместе с тем, в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятое в целях реализации норм Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях», может быть применено при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам статьи 27 ФЗ-173 при условии, что стаж на соответствующих видах работ должен быть выработан полностью (не частично) в рамках Закона СССР от 14.07.1956 г. Для приобретения права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью необходимо наличие не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, то есть указанный стаж должен быть выработан истицей полностью в период действия Закона от 14.07.1956 г., то есть до 01.01.1992 г. до даты вступления в силу ФЗ № 340-1. Поскольку на дату отмены постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 у истицы с учетом периода работы в должности руководителя кружка отсутствует требуемый специальный стаж 25 лет, применить вышеуказанное Разъяснение от 17.10.2003 г. не представляется возможным.

Суд, выслушав стороны, и исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Сугуняка Н.Г. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, подлежат удовлетворению, на основании следующего.

Судом установлено, что 04.05.2011 г. истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как на дату обращения истица выработала требуемый стаж педагогической работы 25 лет, предусмотренный пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

13.05.2011 г. истице была вручена выписка из протокола № 19 заседания комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии.

12.07.2011 г. истице была вручена выписка из протокола № 74 заседания комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии во изменение протокола № 19 от 13.05.2011 г.

При оценке пенсионных прав истицы с учетом Списков № 781 из педагогического стажа истицы были исключены следующие периоды работы: с 26.08.1991 г. по 30.11.1992 г. (01-03-05) в должности руководителя кружка Детско-юношеского клуба физической подготовки (ДЮКФП), так как должность и учреждение не предусмотрена Списками № 781, с 21.03.2007 г. по 04.03.2008 г. (00-11-13) в должности тренера-преподавателя МУ ДОД ДЮСШ, так как на 01.01.2001 г. не имеется стажа педагогической работы 16 лет 8 мес. и отсутствует факт работы в учреждениях, указанных в п. 2 раздела Наименование учреждений Списка № 781 в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г.

Истица не согласна с решением комиссии по тем основаниям, что работая руководителем кружка в Детско-юношеском клубе физической подготовки с 26.08.1991 г. по 30.11.1992 г., истица осуществляла педагогическую работу с детьми, предусмотренную пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Под образованием (педагогической деятельностью) в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

В постановлении Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам № 3 от 7 января 1973 г. приведены квалификационные характеристики педагогических работников, в числе которых указаны руководители кружков внешкольных учреждений, к которым в соответствии с Приказом Гособразования СССР № 280 от 23.04.1990 г. относились и Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) и Детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП).

Истица обучала детей, как общей физической подготовке, так и отдельным видам спорта согласно перечню образовательных программ. В должностные обязанности истицы входило отбор и комплектование кружка, планирование занятий, выполнение учебной программы, участие в методической работе.

Истица в своей работе применяла разные формы, средства и методы обучения и воспитания детей: теоретические занятия (уроки), практические занятия (тренировки), беседы и т.п., исходя из психо-физиологической целесообразности.

Истица обеспечивала участие детей (членов кружка) в соревнованиях, выставках, экскурсиях и других массовых мероприятиях. В обязанности истицы входило ведение учета посещаемости занятий, поддержание учебной дисциплины членами кружка, обеспечение выполнения требований правил безопасности и санитарно-гигиенических норм. Истица отвечала за жизнь и здоровье детей.

Совместно с родителями истица проводила воспитательную работу с детьми, направленную на гармоничное воспитание личности. Свои занятия с детьми истица проводила на высоком идейном, научном и методическом уровне, добивалась роста уровня их знаний и мастерства, выявляла творческие способности обучающихся, способствовала их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П установлено, что исчисление трудового стажа должно осуществляться по нормам ранее действующего пенсионного законодательства. Новая система норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионного обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав.

До 1 января 2002 года назначение досрочной пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, исполнялось по правилам ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. № 340-1.

В период действия данного Закона порядок исчисления стажа, дающего право на пенсионное обеспечение по выслуге лет, определялся Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет» до 01.11.1999 г. и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» после 01.11.1999 г.

При этом, в соответствии с пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР № 463 за педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», то есть условия и порядок, предусмотренный Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Пункт 3 Постановления Совета Министров РСФСР № 463 был отменен с 01.10.1993 г. Постановлением Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 г. Поскольку в спорный период с 26.08.1991 г. по 30.11.1992 г. вышеуказанная пункта 3 действовала, то оценку прав необходимо производить с учетом Постановлю Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

Должность руководителя кружка засчитывалась в стаж по специальности, то есть в педагогический стаж, в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 с учетом разъяснения, указанного в п.3.2 раздела 3 «Работа и иная деятельность, засчитываемая в стаж по специальности» Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. № 1-63-И.

В абзаце втором пункта 2 этого Положения указано, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях и др.

В пункте 3,2 Инструктивного письма разъяснено, что к работе по специальности относится работа во внешкольных детских учреждениях - работа в качестве руководителя кружка.

Согласно ч. 2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в случае истицы является ограничением действующими нормами пенсионного законодательства ее конституционного права на социальное обеспечение.

Статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17(ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом вышеизложенного период работы истицы в должности руководителя кружка во внешкольном учреждении ДЮКФП с 26.08.1991 г. по 30.11.1992 г. должен быть засчитан в педагогический стаж.

С учетом зачета в педагогический стаж вышеуказанных спорных периодов выполняются условия, указанные в п. 12 Правил к Спискам № 781: - на 01.01.2001 г. педагогический стаж составляет 16 лет 8 месяцев 00-11 -13 - тренер-преподаватель, 03-00-22 - тренер-преподаватель, 03-00-27 – воспитатель, 00-09-17 –учитель, 01-03-05 - руководитель кружка, 08-01-00 - педагог (с 01.12.1992 г. по 01.01.2001 г.), 17 лет 02 мес.24 дня, имеется факт работы в учреждениях дополнительного образования детей в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г.

Таким образом, периоды работы истицы в должности педагога дополнительного образования УДОД ДЮКФП с 01.01.2001 г. по 20.03.2007 г. и в должности тренера-преподавателя МУ ДОД ДЮСШ с 21.03.2007 г. по 04.03.2008 г. должен быть засчитан в педагогический стаж. На дату обращения в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии, на 04.05.2011 г, истицей выработан требуемый 25 летний стаж педагогической работы с детьми в учреждениях для детей, достаточный для установления истице досрочной пенсии.

При таких обстоятельствах, суд находит исковое заявление Сугуняка Н.Г. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе включить в специальный стаж Сугуняка Н.Г. для досрочного назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы с 26.08.1991 г. по 30.11.1992 г. в должности руководителя кружка ДЮКФП, с 01.12.1992 г. по 20.03.2007 г. в должности педагога дополнительного образования УДОД ДЮКФП, с 21.03.2007 г. по 04.03.2008 г. в должности тренера-преподавателя МУ ДОД ДЮСШ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приморско-Ахтарском районе назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» с даты подачи заявления, то есть с 04.05.2011 г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Гриценко И.В.