РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Приморско-Ахтарск 30 ноября 2011 года Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края - Кобзев А.В., при секретаре – Ляшевой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к Кононову М.Б., Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, УСТАНОВИЛ: Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Кононову М.Б., Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки. В судебном заседании помощник прокурора Немтинов А.В. исковые требования поддержал и суду пояснил, что на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 25.01.2011г. № 46 «О предоставлении земельного участка в аренду Кононову М.Б. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <адрес>, в <адрес> между Администрацией муниципального образования и Кононовым М.Б. был заключен договор аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий от 25.01.2011г. №. Согласно п. 1 договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 367 кв. м по вышеуказанному адресу с кадастровым номером № для размещения домика рыбака. Пунктом 6.2 указанного договора срок действия аренды составляет 49 лет, то есть до 25.01.2060 г. При предоставлении данного участка в аренду Администрацией МО Приморско-Ахтарский район были нарушены требования природоохранного и земельного законодательства. Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02.02.1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках указанной конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения, находящихся под особой охраной конвенции. В целях обеспечения выполнения обязательств РФ, вытекающих из конвенции, Правительством РФ издано постановление от 13.09.1994 г. №1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 02.02.1971 г.», которым определен список, находящихся на территории России водно-болотных угодий, имеющих международное значение. В соответствии с данным постановлением, в список таких территорий включены группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский». Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 г. издано постановление №413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1050», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов. Указанным постановлением определены и границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение. Режим использования данной территории определен п.11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. №413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов. 01.06.2007 г. главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. постановления №413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1050 « О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 02.02.1971 г.» издано постановление №1660 « Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района рекреационные зоны, площадью 55 га. На основании постановления главой администрации Приморско-Ахтарский район от 01. 06.2007г. № 1660 территориальным отделом по Брюховецкому и Приморско-Ахтарскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю проведены работы по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка категории – земли особо охраняемых территорий и объектов площадью 430 тыс. кв.м. в границах кадастрового квартала №, имеющего в соответствии с приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского каря Федеральной службы земельного кадастра России от 18.07.2001г. № 103 –П категорию –земли запаса, с присвоением ему кадастрового номера №, которые в соответствии с ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса РФ - могут использоваться только после их перевода в другую категорию. Согласно требований ст. ст. 2, 3 Федерального законов от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные по рассмотрению данного ходатайства. По результатам его рассмотрения исполнительным органом или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель в следующие сроки: в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативно правовыми актами РФ, - Правительства РФ; в течении двух месяцев со дня поступления ходатайства –исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. В силу ст. 10 Вышеуказанного Закона перевод земель иной категории или земель. Участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов допускается в случае: создания особо охраняемых территорий, создания туристско–рекреационных особых экономических зон; в иных установленных Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами случаях. При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № не была соблюдена вышеуказанная процедура, отсутствует акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, предусмотренный ФЗ от 21.12.2004г. № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Проверкой было установлено, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером №, предоставленный Кононову М.Б. на основании договора аренды от 25.01.2011г. №, образован из вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером № Следовательно категория предоставленного земельного участка установлена с нарушением законодательства. В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» данные территории являются федеральной собственностью м находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Согласно п. 6 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края РФ, имеющих международное значение, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24. 07. 1995 г. №41, контроль за состоянием, использованием и охраной природного комплекса, на территории которого расположены водно-болотные угодья международного значения, возлагается на Минприроды Российской Федерации и его территориальные органы. В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного значения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме. Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. Пункт 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001г. №137 –ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставляет возможность государственным органам местного самоуправления муниципальных районов городских округов распоряжаться теми землями, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных законом. Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности. В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которые устанавливаются спец. Режимы осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним в единое целое, как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме. В силу ч. 8 ст. 65 Водного кодекса ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров. Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ, лиман - является отдельной частью моря. Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок с кадастровым номером № входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохраной зоне, т. е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью. Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством. Согласно акта обследования земельного участка №5 от 05.07.2011г составленного по результатам проверки, проведенной прокуратурой Приморско-Ахтарского района и администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, установлено, что на предоставленном земельном участке проведены берегоукрепительные работы- установлены железобетонные ограждения и имеется железобетонный спуск для маломерных судов. Кроме того, на данном участке допускаются движения и стоянка транспортных средств, что в свою очередь является нарушением режима использования данной территорией, определенного п. 11 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края РФ, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. Согласно п. 2 Постановления главы администрации Краснодарского края от 02.12.1999 года № 852 «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края», государственному опытному лесоохотничьему хозяйству «Кубаньохота» для нужд охотничьего хозяйства сроком на 25 лет предоставлены в пользование территории (акватории), указанные в приложении №1, согласно которого рассматриваемый земельный участок находится на территории, на которой осуществляет охотхозяственную деятельность Федеральное государственное учреждение - «Кубаньохота». Согласно письму ФГУ ГООХ «Кубаньохота» от 11.10.2005 г. на особо охраняемых природных территориях Приморско-Ахтарского района существует 11 охотничьи баз ФГУ ГООХ «Кубаньохота», в связи с чем увеличение баз на указанной территории может повлечь антропогенное воздействие на окружающую природную среду. Также при предоставлении в аренду земельного участка из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером № администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушен ряд требований земельного законодательства. Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решения. Статья 34 Земельного кодекса РФ регламентировании порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Так, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и ведении на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы должны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях ( за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. В результате проверки установлено, что 19.05.2009г. в «Вестник» №21 от 19.05.2009г., являющимся информационным приложением к газете «Приазовье», размещена информация о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в <адрес>) для размещения домика рыбака. Указанное сообщение не содержит информации о возможности реализации права граждан, желающих получить в аренду указанный земельный участок, путем подачи соответствующего заявления, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц. Вышеуказанное текстуальное изложение публикации предусмотрено ч. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ, согласно которой органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Кроме того, согласно агентских договоров от 31.03.2008г., 30.04.2008г, заключенных между Редакцией газеты «Приазовье» и ФГУП «Почта России», издатель предлагает к распространению по подписке районную газету «Приазовье» с подписным индексом 52202 и районную газету «Вестник», с подписным индексом 22202, а Почтамп обязуется провести их подписку. Согласно сведений ГУП КК Редакция газеты «Приазовье» от 08.07.2011г. количество подписчиков газеты «Приазовье « на первое полугодие 2009г. составил 4723 экземпляров, а на «Вестник» -9 экземпляров. Тираж «Вестник» №21 от 19.05.2009г. выполненный ГУП КК Редакция газеты «Приазовье» по заявке администрации МО Приморско-Ахтарский район составил 999 экземпляров. Согласно сведений ГУП КК Редакция газеты «Приазовье» тираж районной газеты «Приазовье» от 19.05.2009г. составил 4723 экземпляра. Следовательно тираж «Вестник» № 21 от 19.05.2009г. предназначен не всем подписчикам газеты «Приазовье», а только каждому 5 –му подписчику газеты. Согласно ст. 17 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относятся учреждения печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов правовых актов, по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002г № 1369 «Об утверждении Перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений» установлено, что обязательная публикация таких сообщений, осуществляется в СМИ, указанных в этом Перечне. Так, газета «Приазовье» является СМИ Приморско-Ахтарского района, что также подтверждается и муниципальным контрактом № 210 от 13.04.2010г. и согласно которого ГУП КК «Редакция газеты «Приазовье» принимает на себя обязательства по организации и осуществлению информационного обеспечения деятельности администрации МО Приморско-Ахтарский район на страницах газеты «Приазовье». Таким образом, администрация МО Приморско-Ахтарский район обязана обеспечить публикацию извещения о приеме заявлений от граждан и юр. лиц, желающих получить в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> для размещения домика рыбака, в официальном печатном издании –газете «Приазовье», а не в печатном издании «Вестник», выпущенном ограниченным тиражом 999 экземпляров, без обеспечения его доставки всем подписчикам газеты «Приазовье». Следовательно, опубликование сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> для размещения домика рыбака, в печатном издании «Вестник» является ненадлежащим и ограничивает права неопределенного круга лиц на получение указанного земельного участка в аренду на равных условиях. В связи с тем, что указанная информация распространяется на неопределенный круг лиц, то любое лицо может считаться заинтересованным в оспаривании договора аренды от 25.01.2011г. №. Вышеуказанное свидетельствует о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также грубо нарушают права неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. П.11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства- сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц. Поэтому помощник прокурора Немтинов А.В. просит суд признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 25.01.2011г. №, заключенный между администрацией МО Приморско-Ахтарский район и Кононовым М.Б., а также погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 25.01.2011г. №, заключенный между администрацией МО Приморско-Ахтарский район и Кононовым М.Б. Обязать Кононова М.Б. устранить препятствия в пользовании земельным участком путем сноса сооружений, возведенных на земельном участке из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 367 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе большого Кирпильского лимана (шлюз №) с кадастровым номером №. Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно: обязать Кононова М.Б. освободить и вернуть администрации МО Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 367 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, а администрацию МО Приморско-Ахтарский район обязать возвратить Кононову М. Б. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы на земельный участок по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 25.01.2011 г. № за период действия договора. Признать недействительным зарегистрированное право Кононова М.Б. на земельный участок из особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 367 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>) с кадастровым номером №. Представитель ответчика Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район - Славко О.А., действующий на основании доверенности, иск не признал суду пояснил, что. Предоставление земельного участка было произведено на основании кадастрового паспорта. На федеральном уровне территория Приморско-Ахтарского района не разграничена, прокуратура не смогла доказать, что участок, переданный Кононову М.Б. в аренду, относится к зоне действия Рамсарской Конвенции от 1971г. В тех документах, которые были предоставлены прокуратурой в качестве доказательств, имеется разница в названиях - Кирпийский лиман, а не Кирпильский, это свидетельствует о том, что точные границы участка не установлены, точное месторасположение этого участка, на основании имеющихся в материалах дела документах, установить невозможно. С учетом представленного в суд Администрацией решения Приморско-Ахтарского районного суда от 10.02.2011г. по аналогичному гражданскому делу, а также с учетом подшивки договоров аренды, заключенных с гражданами из разных районов и областей, представитель Администрации МО Приморско-Ахтарский район считает, что имеются все доказательства, подтверждающие тот факт, что информация о предоставлении земельного участка была доступна всем желающим гражданам. Газета исполнила условия муниципального контракта и претензий никаких к Редакции нет. В части несоблюдения водного законодательства, также прокуратура не смогла доказать, что Администрацией были допущены нарушения, так как, если бы участок находился на береговой линии, специалист не мог бы провести межевании участка, действуя при этом согласно законодательства. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме. Представитель ответчика Кононова М.Б. - Омельченко С.С., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, с заявленными прокурором Приморско-Ахтарского района требованиями не согласился и суду пояснил, что в судебном заседании не были представлены доказательства ни по одному доводу нарушения законодательства, указанному в исковом заявлении. Так, не было установлено, что оспариваемый земельный участок входит в границы угодий международного значения. Если исходить из положений Постановления Главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. №413, то имеется на лицо факт того, что название указано другое, границы условные, площадь не установлена, не доказана принадлежность участка, находящегося в аренде у Кононова М.Б., то есть здесь невозможно говорить ни о каких нарушениях законодательства. Земельный участок, предоставленный в аренду Кононову М.Б., не входит в природоохранную зону Ахтаро-Гривенской системы лиманов. Земельный участок был выделен под домик рыбака, для отдыха. Речь о какой-либо хозяйственной деятельности не ведется. Кроме того, прокуратура не имеет полномочий относительно определения режима природопользования. Лиман – это часть моря, но в данном случае береговая линия не установлена, не установлена и линия максимального отлива. Помощник прокурора указал, что при составлении искового заявления, он руководствовался Водным кодексом, при этом не упомянув о существовании государственного водного реестра, где как раз говорится в том числе и о бассейновых округах. Кроме того, не было сказано, к каким бассейновым округам относится лиман, он должен иметь свой баланс. Берег лимана имеет ракушечное покрытие, оно, как известно, не устойчивое, постоянно подвержено размыванию. В Водном кодексе РФ существует такое понятие, как уклоны, со временем вода все равно наступает на берег. На участке имеются электоросети, но всем известно, что эти сооружения невозможно установить на том участке, где к ним может подступить вода. Это говорит о том, что со времени межевания произошел размыв берега. Кроме того, не была установлена площадь участка, из тех доказательств, что предоставила прокуратура, нельзя увидеть, изменился берег или же нет, что также можно трактовать в пользу ответчиков. Согласно законодательства, бремя доказывания лежит, в данном случае, на прокуратуре. Согласно Водного Кодекса РФ, на месте природоохранной зоны устанавливаются соответствующие знаки, однако в судебном заседании специалист, проводивший межевание земельного участка, указал на то, что на день проведения межевания никаких знаков не было, то есть препятствия к межеванию отсутствовали, и он, соответственно, исполнил свои обязанности. Существует Министерство, в ведении которого находятся водные объекты, но ссылки на него в судебном заседании не было. На карте видны лишь условные границы водного объекта. Отсутствуют координаты из Водного реестра, то есть, какой отступ существует от береговой линии до участка Кононова М.Б. им не известно, поэтому невозможно говорить о том, в чьем ведении находится данный земельный участок. Если он стоит на учете в Водном реестре, то где это указано, прокуратура не дала ответ. Кроме того, прокуратура не смогла доказать, по какой причине Администрация МО Приморско-Ахтарский район, на их взгляд, не имела права распоряжаться оспариваемым земельным участком. Представитель Кадастровой палаты подтвердил, что кадастровый квартал не имеет статус. Существуют кадастровый квартал с разными по статусу земельными участками. Согласно статистике, ежегодно предоставляются в аренду земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные на берегу, но береговая зона постоянно меняется. Данные участки стоят на балансе, и видно, как значительно они меняются в сторону уменьшения всего за один год, что, касательно участка Кононова М.Б., это косвенно подтверждает возможность размыва береговой линии. Что касается ненадлежащего уведомления граждан о предоставлении земельного участка в аренду: прокуратура действует, согласно искового заявления, в интересах неопределенного круга лиц, но в судебном заседании не было указано, какое именно право неопределенного круга лиц было нарушено администрацией МО Приморско-Ахтарский район и Кононовым М.Б. Администрация предоставила в суд решение Приморско-Ахтарского районного суда от 10.02.2011г. по аналогичному гражданскому делу, где в иске прокурора было отказано, решение вступило в законную силу, то есть не обжаловано и не отменено. Роскомнадзор в своем отзыве поддерживает позицию прокурора, но не было указано, на основании какого закона «Вестник» не является печатным изданием. Отзыв Роскомнадзора носит рекомендательный характер, Редакция не была наказана. Прокуратура не смогла предоставить доказательства того, что какие-либо граждане, кроме Кононова М.Б., обращались в администрацию, с заявлением о предоставлении в аренду оспариваемого земельного участка. То есть подтверждений нарушения прав неопределенного круга лиц прокуратура не предоставила. Администрация МО Приморско-Ахтарский район действовала в рамках законодательства РФ, факт нарушений, о которых говорится в исковом заявлении, не был доказан. Поэтому представитель ответчика Кононова М.Б. просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представитель Приморско-Ахтарского отдела ФБУ Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю - Тимченко О.Е.. действующая на основании доверенности, вопрос об удовлетворении заявленных исковых требований относит на усмотрение суда. Третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представитель Приморско-Ахтарского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю - Гусак С.А., действующий на основании доверенности вопрос об удовлетворении заявленных исковых требований относит на усмотрение суда. Третье лицо на стороне ответчика не заявляющее самостоятельных требований - представитель ГУП КК «Приморско-Ахтарский земельный центр» - Филюшкин С.И., действующий на основании доверенности, вопрос об удовлетворении заявленных исковых требований относит на усмотрение суда. Третье лицо на стороне ответчика не заявляющее самостоятельных требований - представитель ГУП КК «Редакции «Приазовье» в судебное заседание не явилась, от неё поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие. Третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея, третье лицо- представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, третье лицо представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третье лицо-представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и республики Адыгея, в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представитель ФГУ «Государственное опытное охотничье хозяйство «Кубаньохота», в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав помощника прокурора Немтинова А.В. действующего в интересах неопределенного круга лиц, представителя ответчика Кононова М.Б. – Омельченко С.С., третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представителя Приморско-Ахтарского отдела ФБУ Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю - Тимченко О.Е., третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представитель Приморско-Ахтарского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю - Гусак С.А., третье лицо на стороне ответчика не заявляющее самостоятельных требований - представитель ГУП КК «Приморско-Ахтарский земельный центр»- Филюшкина С.И., и исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района к Администрации Муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Кононову М.Б. о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, подлежащим удовлетворению, на основании следующего. Доводы прокурора о нарушении земельного законодательства в части публикации информации о земельном участке в газете «Приазовье» не нашла своего подтверждения. Как видно из материалов дела, на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 25.01.2011г. № 46 «О предоставлении земельного участка в аренду Кононову М.Б. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Кононовым М.Б. был заключен договор аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий от 25.01.2011г. №. Согласно п.1 договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 367 кв.м. по вышеуказанному адресу с кадастровым номером № для размещения домика рыбака. Пунктом 6.2 указанного договора срок действия аренды составляет 49 лет, то есть до 25.01.2060 г. Судом установлено, что при предоставлении земельного участка из особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 367 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № в аренду Администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район были нарушены требования природоохранного и земельного и водоохранного законодательства. Вместе с тем доводы ответчиков о недоказанности прокурором того, что земельный участок своими границами входит в водно-болотные угодия и подпадает под действия международных обязательств Российской Федерации установленных Рамсарской конвенцией от 02.02.1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образов в качестве местообитания водоплавающих птиц», не определен режим природопользования спорного земельного участка, береговая линия Большого Кирпильского лимана, а так же его площадь и изменчивость являются не состоятельными и не могут быть применены судом как основания принятия решения. В соответствии с Рамсарской конвенцией от 02.02.1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках указанной конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения, находящихся под особой охраной конвенции. В целях обеспечения выполнения обязательств РФ, вытекающих из конвенции, Правительством РФ издано постановление от 13.09.1994 г. №1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 02.02.1971 г.», которым определен список, находящихся на территории России водно-болотных угодий, имеющих международное значение. В соответствии с данным постановлением, в список таких территорий включены группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский». Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 г. издано постановление №413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1050, которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов. Указанным постановлением определены и границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение. Режим использования данной территории определен п.11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. №413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов. 01.06.2007г. главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. постановление №413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 02.02.1971 г.» издано постановление №1660 «Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района рекреационные зоны, площадью 55 га». В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» - особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Согласно п. 6 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края РФ, имеющих международное значение, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24. 07. 1995 г. №41, контроль за состоянием, использованием и охраной природного комплекса, на территории которого расположены водно-болотные угодья международного значения, возлагается на Минприроды Российской Федерации и его территориальные органы. В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного значения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме. Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. Пункт 10 ст. 3 ФЗ от 25.1-.2001г. №137 –ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставляет возможность государственным органам местного самоуправления муниципальных районов городских округов распоряжаться теми землями, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных законом. Таки образом, спорный земельный участок, в силу международных обязательств Российской Федерации, расположенный на особо охраняемой территории имеет федеральное значение и в силу закона является федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Кроме того, в судебном заседании установлено, что земельный участок из особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 367 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером № предоставленный администрацией Муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Кононову М.Б. расположен на берегу Большого Кирпильского лимана в непосредственной близости от воды. Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ, лиман - является отдельной частью моря. Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности. В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которые устанавливаются специальные режимы осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним в единое целое, как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме. В силу ч. 8 ст. 65 Водного кодекса ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров. Судом достоверно установлено, что спорный земельный участок находится на береговой линии Большого Кирпильского лимана. Береговая линия – неотъемлемая часть водного объекта составляющая в соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ составляет 20 метров. В силу закона право собственности на береговую линию подлежит собственнику водного объекта (в данном случае собственнику Большого Кирпильского лимана). Таким образом, из положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 367 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером № предоставленный администрацией Муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Кононову М.Б. в границах особо охраняемой территории Федерального значения и располагается в водоохраной зоне, и в силу прямого указания закона является Федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Вышеуказанное свидетельствует о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Пункт 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора Приморско-Ахтарского района к Кононову М.Б., Администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки по которому каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 25.01.2011г. №, заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Кононовым М.Б.. Погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 25.01.2011г. №, заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Кононовым М.Б.. Обязать Кононова М.Б. в двух месячный срок устранить препятствия в пользовании земельным участком путем сноса сооружений, возведенных на земельном участке из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 367 кв. м., расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. Применить последствия недействительности ничтожной сделки. Обязать Кононова М.Б. освободить и вернуть земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 367 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. Взыскать администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район в пользу Кононова М.Б. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы на земельный участок по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 25.01.2011 г. № за период действия договора. Признать недействительным зарегистрированное право Кононова М.Б. на земельный участок из особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 367 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья: