решение по иску прокурора к Балашовой Л.Е. о признании недействительным договора аренды земельного участка



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 19 декабря 2011 года

Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края - Кобзев А.В.,

при секретаре – Ляшевой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к Балашовой Л.Е., Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Балашова Л.Е., Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

В судебном заседании помощник прокурора Немтинов А.В. исковые требования поддержал и суду пояснил, что на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 10.11.2009г. № 2736 «О предоставлении земельного участка в аренду Балашовой Л.Е. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес> между Администрацией муниципального образования и Балашова Л.Е. был заключен договор аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий от 10.11.2009 г. .

Согласно п. 1 договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 500 кв.м. по вышеуказанному адресу с кадастровым номером для размещения домика рыбака. Пунктом 6.2 указанного договора срок действия аренды составляет 49 лет, то есть до 10.11.2058 г. При предоставлении данного участка в аренду Администрацией МО Приморско-Ахтарский район были нарушены требования природоохранного и земельного законодательства.

Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02.02.1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках указанной конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения, находящихся под особой охраной конвенции.

В целях обеспечения выполнения обязательств РФ, вытекающих из конвенции, Правительством РФ издано постановление от 13.09.1994 г. «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 02.02.1971 г.», которым определен список, находящихся на территории России водно-болотных угодий, имеющих международное значение.

В соответствии с данным постановлением, в список таких территорий включены группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».

Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 г. издано постановление «О выполнении постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1050», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.

Указанным постановлением определены и границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение. Режим использования данной территории определен п.11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. №413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов.

01.06.2007 г. главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. постановления №413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 02.02.1971 г.» издано постановление « Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района рекреационные зоны, площадью 55 га.

На основании постановления главы администрации Приморско-Ахтарский район от 01. 06.2007г. № 1660 территориальным отделом по Брюховецкому и Приморско-Ахтарскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю проведены работы по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка категории – земли особо охраняемых территорий и объектов площадью 430 тыс. кв.м. в границах кадастрового квартала , имеющего в соответствии с приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского каря Федеральной службы земельного кадастра России от ДД.ММ.ГГГГ –П категорию –земли запаса, с присвоением ему кадастрового номера которые в соответствии с ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса РФ - могут использоваться только после их перевода в другую категорию.

Согласно требований ст. ст. 2, 3 Федерального законов от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные по рассмотрению данного ходатайства.

По результатам его рассмотрения исполнительным органом или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель в следующие сроки: в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативно правовыми актами РФ, - Правительства РФ; в течении двух месяцев со дня поступления ходатайства –исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

В силу ст. 10 вышеуказанного Закона перевод земель иной категории или земель. Участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов допускается в случае: создания особо охраняемых территорий, создания туристско–рекреационных особых экономических зон; в иных установленных Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами случаях. При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером не была соблюдена вышеуказанная процедура, отсутствует акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, предусмотренный ФЗ от 21.12.2004г. № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Проверкой было установлено, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером , предоставленный Балашова Л.Е. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , образован из вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером . Следовательно категория предоставленного земельного участка установлена с нарушением законодательства.

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» данные территории являются федеральной собственностью м находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Согласно п. 6 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края РФ, имеющих международное значение, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24. 07. 1995 г. №41, контроль за состоянием, использованием и охраной природного комплекса, на территории которого расположены водно-болотные угодья международного значения, возлагается на Минприроды Российской Федерации и его территориальные органы.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного значения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.

Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. Пункт 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001г. №137 –ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставляет возможность государственным органам местного самоуправления муниципальных районов городских округов распоряжаться теми землями, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.

В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которые устанавливаются спец. Режимы осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним в единое целое, как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме.

В силу ч. 8 ст. 65 Водного кодекса ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров. Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ, лиман - является отдельной частью моря. Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок с кадастровым номером входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохраной зоне, т. е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.

Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.

Согласно информации Приморско-Ахтарского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю, представленной по результатам проверки, проведенной 22.07.2011 года прокуратурой Приморско-Ахтарского района и Приморско-Ахтарским отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю установлено, что вышеуказанный земельный участок находится на береговой полосе Большого Кирпильского лимана, строения, сооружения и ограждения на нем отсутствуют.

Кроме того, на данном участке допускаются движения и стоянка транспортных средств, что в свою очередь является нарушением режима использования данной территорией, определенного п. 11 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края РФ, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

Согласно п. 2 Постановления главы администрации Краснодарского края от 02.12.1999 года № 852 «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края», государственному опытному лесоохотничьему хозяйству «Кубаньохота» для нужд охотничьего хозяйства сроком на 25 лет предоставлены в пользование территории (акватории), указанные в приложении №1, согласно которого рассматриваемый земельный участок находится на территории, на которой осуществляет охотхозяственную деятельность Федеральное государственное учреждение - «Кубаньохота».

Согласно письму ФГУ ГООХ «Кубаньохота» от 11.10.2005 г. на особо охраняемых природных территориях Приморско-Ахтарского района существует 11 охотничьи баз ФГУ ГООХ «Кубаньохота», в связи с чем увеличение баз на указанной территории может повлечь антропогенное воздействие на окружающую природную среду. Также при предоставлении в аренду земельного участка из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушен ряд требований земельного законодательства.

Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решения.

Статья 34 Земельного кодекса РФ регламентировании порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Так, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и ведении на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы должны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В результате проверки установлено, что 29.09.2009г. в «Вестник» №44, являющимся информационным приложением к газете «ФИО3», размещена информация о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> для размещения домика рыбака.

Кроме того, согласно агентских договоров от 31.03.2008г., 30.04.2008г, заключенных между Редакцией газеты «Приазовье» и ФГУП «Почта России», издатель предлагает к распространению по подписке районную газету «Приазовье» с подписным индексом 52202 и районную газету «Вестник», с подписным индексом 22202, а Почтамп обязуется провести их подписку. Согласно сведений ГУП КК Редакция газеты «Приазовье» от 26.07.2011г. количество подписчиков газеты «Приазовье» на второе полугодие 2009 г. составило 4200 экземпляров, а на «Вестник» - 10 экземпляров.

Тираж «Вестник» №44 от 29.09.2009г. выполненный ГУП КК Редакция газеты «Приазовье» по заявке администрации МО Приморско-Ахтарский район составил 999 экземпляров.

Согласно сведений ГУП КК Редакция газеты «Приазовье» тираж районной газеты «Приазовье» от 29.09.2009 г. составил 4698 экземпляра. Следовательно тираж «Вестник» № 44 от 29.09.2009г. предназначен не всем подписчикам газеты «Приазовье», а только каждому 5 –му подписчику газеты.

Согласно ст. 17 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относятся учреждения печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов правовых актов, по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002г № 1369 «Об утверждении Перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений» установлено, что обязательная публикация таких сообщений, осуществляется в СМИ, указанных в этом Перечне.

Газета «Приазовье» является СМИ Приморско-Ахтарского района, что также подтверждается и муниципальным контрактом № 210 от 13.04.2010г. и согласно которого ГУП КК «Редакция газеты «Приазовье» принимает на себя обязательства по организации и осуществлению информационного обеспечения деятельности администрации МО Приморско-Ахтарский район на страницах газеты «Приазовье».

Таким образом, администрация МО Приморско-Ахтарский район обязана обеспечить публикацию извещения о приеме заявлений от граждан и юр. лиц, желающих получить в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером , расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, на берегу северной части Большого Кирпильского лимана, район 8-го шлюза для размещения домика рыбака, в официальном печатном издании –газете «Приазовье», а не в печатном издании «Вестник», выпущенном ограниченным тиражом 999 экземпляров, без обеспечения его доставки всем подписчикам газеты «Приазовье».

Следовательно, опубликование сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на <адрес> для размещения домика рыбака, в печатном издании «Вестник» является ненадлежащим и ограничивает права неопределенного круга лиц на получение указанного земельного участка в аренду на равных условиях. В связи с тем, что указанная информация распространяется на неопределенный круг лиц, то любое лицо может считаться заинтересованным в оспаривании договора аренды от 10.11.2009 г. .

Вышеуказанное свидетельствует о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также грубо нарушают права неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. П.11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства- сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц.

Поэтому помощник прокурора Немтинов А.В. просит суд признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2009 г. , заключенный между администрацией МО Приморско-Ахтарский район и Балашова Л.Е., а также погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2009 г. , заключенный между администрацией МО Приморско-Ахтарский район и Балашовой Л.Е.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно: обязать Балашову Л.Е. освободить и вернуть администрации МО Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 500 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , а администрацию МО Приморско-Ахтарский район обязать возвратить Балашова Л.Е. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы на земельный участок по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2009 г. за период действия договора. Признать недействительным зарегистрированное право Балашовой Л.Е. на земельный участок из особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером .

Представитель ответчика Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район - Славко О.А., действующий на основании доверенности, иск не признал суду пояснил, что предоставление земельного участка было произведено на основании кадастрового паспорта. На федеральном уровне территория Приморско-Ахтарского района не разграничена, прокуратура не смогла доказать, что участок, переданный Балашовой Л.Е. в аренду, относится к зоне действия Рамсарской Конвенции от 1971г. В тех документах, которые были предоставлены прокуратурой в качестве доказательств, имеется разница в названиях - Кирпийский лиман, а не Кирпильский, это свидетельствует о том, что точные границы участка не установлены, точное месторасположение этого участка, на основании имеющихся в материалах дела документах, установить невозможно.

С учетом представленного в суд Администрацией решения Приморско-Ахтарского районного суда от 10.02.2011г. по аналогичному гражданскому делу, а также с учетом подшивки договоров аренды, заключенных с гражданами из разных районов и областей, представитель Администрации МО Приморско-Ахтарский район считает, что имеются все доказательства, подтверждающие тот факт, что информация о предоставлении земельного участка была доступна всем желающим гражданам. Газета исполнила условия муниципального контракта и претензий никаких к Редакции нет. В части несоблюдения водного законодательства, также прокуратура не смогла доказать, что Администрацией были допущены нарушения, так как, если бы участок находился на береговой линии, специалист не мог бы провести межевании участка, действуя при этом согласно законодательства. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Балашовой Л.Е. - Омельченко С.С., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, с заявленными прокурором Приморско-Ахтарского района требованиями не согласился и суду пояснил, что так как в судебном заседании не были представлены доказательства ни по одному доводу нарушения законодательства Балашовой Л.Е., указанному в исковом заявлении. В Постановлении Главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. №413, название указанного в иске лимана (название, указанное на карте) совершенно другое, границы участка – условные. Что не позволяет нам идентифицировать оспариваемый участок. При составлении искового заявления, прокуратура руководствовалась Водным кодексом, однако вопрос о водоохраной зоне и береговой линии не разрешен в судебном заседании, т. е не было сказано какую конкретно водоохранную зону имеет тот же лиман. На карте видны лишь условные границы водного объекта. Просит суд применить нормы Главы 25 ГПК РФ, предусматривающей подачу заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. То есть рассматривать дело необходимо в порядке другого судопроизводства. В своем заявлении прокуратура настаивает на том, что были нарушены права неопределенного круга лиц, отсюда следует вопрос: что послужило основанием нарушения - договор аренды или же все таки действия Администрации МО Приморско-Ахтарский район. В предъявленном иске не указано, каким образом нарушила права неопределенного круга лиц Балашова Л.Е. В самом исковом заявлении указано, что договор аренды был заключен с Балашовой Л.Е. на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район. В связи с чем, рассматривать договор аренды отдельно от постановления главы администрации невозможно. Сама же Балашова Л.Е. добросовестно выполняет все требования договора аренды. Предметом данного договора является Постановление Главы администрации, следовательно должны оспариваться действия Главы Администрации МО Приморско-Ахтарский район. Данное гражданское дело должно рассматриваться с особенностями главы 25 ГПК РФ. В иске указано, что при предоставлении данного участка в аренду Администрацией МО Приморско-Ахтарский район были нарушены требования природоохранного и земельного законодательства, какое при этом отношение имеет к иску Балашова Л.Е. не понятно. А также в иске говорится о том, что при предоставлении данного участка в аренду Администрацией МО Приморско-Ахтарский район не была соблюдена процедура о переводе земельного участка в другую категорию, Балашова Л.Е. к данному нарушению отношения не имеет. Поэтому должны оспариваться действия Администрации МО Приморско-Ахтарский район. Прокуратурой не была проведена проверка действий главы администрации, однако, в данном случае невозможно рассмотрение дела без обжалования действий главы Администрации. Поэтому представитель ответчика Балашовой Л.Е. просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представитель Приморско-Ахтарского отдела ФБУ Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю - Тимченко О.Е., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, от неё поступило заявление о том, что вопрос об удовлетворении заявленных исковых требований она относит на усмотрение суда и просит рассмотреть дело в её отсутствие. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Приморско-Ахтарского отдела ФБУ Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю - Тимченко О.Е.

Третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представитель Приморско-Ахтарского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю – Воронцов С.В., действующий на основании доверенности, вопрос об удовлетворении заявленных исковых требований относит на усмотрение суда.

Третье лицо на стороне ответчика не заявляющее самостоятельных требований - представитель ГУП КК «Приморско-Ахтарский земельный центр» - Филюшкин С.И., действующий на основании доверенности, вопрос об удовлетворении заявленных исковых требований относит на усмотрение суда.

Третье лицо на стороне ответчика не заявляющее самостоятельных требований - представитель ГУП КК «Редакции «Приазовье» в судебное заседание не явилась, о слушание дела была уведомлена надлежащим образом. От неё поступила телефонограмма о том, что она находится на стационарном лечении и просит суд рассмотреть дело в её отсутствие. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУП КК «Редакции «Приазовье».

Третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея, третье лицо- представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, третье лицо представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третье лицо-представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и республики Адыгея, в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представитель ФГУ «Государственное опытное охотничье хозяйство «Кубаньохота», в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав помощника прокурора Немтинова А.В. действующего в интересах неопределенного круга лиц, представителя ответчика Балашовой Л.Е. – Омельченко С.С., третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представителя Приморско-Ахтарского отдела ФБУ Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю - Тимченко О.Е., третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований - представитель Приморско-Ахтарского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю – Воронцова С.В., третье лицо на стороне ответчика не заявляющее самостоятельных требований - представитель ГУП КК «Приморско-Ахтарский земельный центр»- Филюшкина С.И., и исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района к Администрации Муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Балашовой Л.Е. о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, подлежащим удовлетворению, на основании следующего.

Доводы прокурора о нарушении земельного законодательства в части публикации информации о земельном участке в газете «Приазовье» не нашли своего подтверждения.

Вместе с тем, как видно из материалов дела, на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 10.11.2009г. «О предоставлении земельного участка в аренду Балашова Л.Е. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес> между Администрацией муниципального образования и Балашова Л.Е. был заключен договор аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий от 10.11.2009 г. .

Согласно п. 1 договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 500 кв.м. по вышеуказанному адресу с кадастровым номером для размещения домика рыбака. Пунктом 6.2 указанного договора срок действия аренды составляет 49 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что при предоставлении земельного участка из особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером в аренду Администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район были нарушены требования природоохранного и земельного и водоохранного законодательства.

Доводы ответчиков о недоказанности прокурором того, что земельный участок своими границами входит в водно-болотные угодия и подпадает под действия международных обязательств Российской Федерации установленных Рамсарской конвенцией от 02.02.1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образов в качестве местообитания водоплавающих птиц», не определен режим природопользования спорного земельного участка, береговая линия Большого Кирпильского лимана, а так же его площадь и изменчивость являются не состоятельными и не могут быть применены судом как основания принятия решения.

В соответствии с Рамсарской конвенцией от 02.02.1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках указанной конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения, находящихся под особой охраной конвенции. В целях обеспечения выполнения обязательств РФ, вытекающих из конвенции, Правительством РФ издано постановление от 13.09.1994 г. №1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 02.02.1971 г.», которым определен список, находящихся на территории России водно-болотных угодий, имеющих международное значение. В соответствии с данным постановлением, в список таких территорий включены группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский». Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 г. издано постановление №413 «О выполнении постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов. Указанным постановлением определены и границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение. Режим использования данной территории определен п.11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. , в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов.

01.06.2007г. главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. постановление №413 «О выполнении постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от ДД.ММ.ГГГГ» издано постановление «Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района рекреационные зоны, площадью 55 га».

Учитывая выше изложенное, у суда не вызывает сомнений, что спорный земельный участок, предоставленный в аренду Балашова Л.Е. относится к особо охраняемой природной территории федерального значения, в силу международных обязательств Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» - особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно п. 6 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края РФ, имеющих международное значение, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24. 07. 1995 г. №41, контроль за состоянием, использованием и охраной природного комплекса, на территории которого расположены водно-болотные угодья международного значения, возлагается на Минприроды Российской Федерации и его территориальные органы.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного значения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.

Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Пункт 10 ст. 3 ФЗ от 25.1-.2001г. №137 –ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставляет возможность государственным органам местного самоуправления муниципальных районов городских округов распоряжаться теми землями, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных законом.

Таки образом, спорный земельный участок, в силу международных обязательств Российской Федерации, расположенный на особо охраняемой территории имеет федеральное значение и в силу закона является федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что земельный участок из особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером предоставленный администрацией Муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Балашовой Л.Е. расположен на берегу Большого Кирпильского лимана в непосредственной близости от воды.

Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ, лиман - является отдельной частью моря.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.

В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которые устанавливаются специальные режимы осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним в единое целое, как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме. В силу ч. 8 ст. 65 Водного кодекса ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров.

Судом достоверно установлено, что спорный земельный участок находится на береговой линии Большого Кирпильского лимана. Береговая линия – неотъемлемая часть водного объекта составляющая в соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ составляет 20 метров. В силу закона право собственности на береговую линию подлежит собственнику водного объекта (в данном случае собственнику Большого Кирпильского лимана).

Таким образом, из положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 500 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером предоставленный администрацией Муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Балашова Л.Е. в границах особо охраняемой территории Федерального значения и располагается в водоохраной зоне, и в силу прямого указания закона является Федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Вышеуказанное свидетельствует о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Пункт 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора Приморско-Ахтарского района к Балашовой Л.Е., Администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки по которому каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2009 г. , заключенный между администрацией МО Приморско-Ахтарский район и Балашовой Л.Е..

Погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2009 г. , заключенный между администрацией МО Приморско-Ахтарский район и Балашовой Л.Е..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки.

Взыскать с администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район в пользу Балашовой Л.Е. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы на земельный участок по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2009 г. за период действия договора.

Признать недействительным зарегистрированное право Балашовой Л.Е. на земельный участок из особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: