Решение по делу по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Сабировой (Рыбка) Е.А. к администарции муниципального образования Приморско-Ахтарский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Приморско-Ахтарск 7 ноября 2011 года

Судья Приморско-Ахтарского районного суда <адрес> Петренко А.П.

с участием старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Петровой Л.И.

при секретаре Грдильянц А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Сабировой (Рыбка) Е.А. к Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приморско-Ахтарского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Сабировой (Рыбка) Е.А. (заключила брак 20.08.2011) к Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав в нем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон № 159 ФЗ) Сабирова (рыбка) Е.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район № 2138 от 17.11.2010 года «О принятии на учет отдельной категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях» она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение Сабировой (Рыбка Е.А. не предоставлено.

Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

Согласно п. 1.3 указанного порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Закон Краснодарского края от 3.07.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае также определяет порядок предоставления жилого помещения гражданам указанной категории.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ (ред. от 23.07.2009г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципального образования Приморско-Ахтарский район) наделяются отдельными государственными полномочиями, согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дал соответствующие разъяснения, указав, что несогласованность норм ст.8 упомянутого Федерального закона и ст.57 ЖК РФ привела к сложностям в определении ответчика по делам о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (го предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма). Верховный Суд РФ признал правильной позицию судов которые, разрешая дела названной категории, обоснованно не соглашались с доводами органов местного самоуправления (ответчиков по делу) и удовлетворяли требования прокуроров о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства.

Верховным Судом РФ указано также, что большинство судов, рассматривая дела данной категории, правильно исходили из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Однако в практике судов имелись случаи, когда ответчики, не признавая заявление прокурора в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывали на отсутствие у них свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещении нет, в связи с чем, не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Поэтому правильной является позиция тех судов, которые, удовлетворяя заявления прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своих решениях о предоставлении жилого помещения по договору социального найма исходили из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением, этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчиков признавались не основанными на законе.

В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Петрова Л.И. доводы иска поддержал в полном объеме и просил суд возложить на администрацию МО Приморско-Ахтарский район обязанность предоставить Сабировой Е.А. по месту жительства вне очереди жилое помещение из фонда социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Представитель Администрации МО Приморско-Ахтарский район по доверенности Никифоров С.Ю. с иском не согласился по следующим основаниям: В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1113 - КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Приморско-Ахтарский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, в состав которого они входят» администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район предоставить жилье Сабировой Е.А. не может, так как жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан передан вновь образованным городскому и сельским поселениям Приморско-Ахтарского района, входящим в состав муниципального образования Приморско-Ахтарский район.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).

Таким образом, администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район по исковому требованию о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди является ненадлежащим ответчиком.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. о 17.12.2009 г. №315-Ф3).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Закон Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам отдельных категорий, определенных федеральными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам за счет средств федерального бюджета органами исполнительной власти Краснодарского края (граждане отдельных категорий федеральной подведомственности); федеральными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам за счет средств краевого бюджета органами исполнительной власти Краснодарского края (граждане отдельных категорий совместной подведомственности);

Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ, в соответствии с которым меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам за счет средств краевого бюджета органами исполнительной власти Краснодарского края (граждане отдельных категорий краевой подведомственности).

В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» формой меры социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является социальная выплата на приобретение жилого помещения в собственность в порядке очередности, формируемой в соответствии с порядком, устанавливаемым администрацией Краснодарского края.

Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из их числа утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма».

Согласно данному Порядку функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ (в ред. от 29.12.2009 года № 1888-КЗ) «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» предоставление детям-сиротам и лицам оставшихся без попечения родителей жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

В силу части 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Согласно части 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, отнесенным Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления.

Финансовое обеспечение указанных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций, в том числе в рамках соответствующего мероприятия краевой целевой программы «Дети Кубани», не требует в силу своей юридической (бюджетной) природы обязательного софинансирования со стороны местного бюджета как условия предоставления данных средств.

По состоянию на 05.11.2011 года средства из краевого бюджета в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, муниципальному образованию Приморско-Ахтарский район не поступали.

При поступлении вышеуказанных средств в бюджет муниципального образования Приморско-Ахтарский район они незамедлительно будут направлены на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

До поступления указанных средств в бюджет муниципального образования, расходовать средства местного бюджета, согласно ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, муниципальное образование Приморско-Ахтарский район не вправе.

Просит суд в иске прокурору отказать.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон № 159 ФЗ) Сабирова (Рыбка) Е.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 17.11.2010 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеназванной категории лиц.

Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

Согласно п. 1.3 указанного порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Закон Краснодарского края от 3.07.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае также определяет порядок предоставления жилого помещения гражданам указанной категории.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ (ред. от 23.07.2009г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципального образования Приморско-Ахтарский район) наделяются отдельными государственными полномочиями, согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика об отсутствии финансового обеспечения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как согласно разъяснения Верховного суда РФ о применении ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе» разрешение требования о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также в зависимость от наличия денежных средств в бюджете, наличия жилья и т.п.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Сабировой (Рыбка) Е.А. к Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район предоставить Сабировой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в муниципальном образовании, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013г.г. Срок исполнения решения суда не позднее 31.12.2013 года.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: А.П. Петренко