РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Приморско-Ахтарск 05 апреля 2011 года
Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края Гриценко И.В.,
при секретаре Василенко Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Худоверова Л.М., Филиновой Л.П. к Бондаренко С.А. о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Худоверов Л.М. и Филинова Л.П. обратились в суд с иском к Бондаренко С.А. о сносе самовольной постройки.
В судебном заседании истцы Худоверов Л.М., Филинова Л.П. и их представитель Власенко А.В., действующая на основании доверенностей, суду пояснили, что истцы Худоверов Л.М. и Филинова Л.П. являются собственниками каждый по 1/2 доли дома в <адрес> Ответчик является собственником смежного земельного участка по <адрес>
Летом 2008 года Бондаренко С.А. сообщил истцам, что он намерен построить со стороны <адрес> полка гараж, а затем намеревался строить на своем участке жилой дом. Он обратился к истцам с просьбой дать ему разрешение построить на меже с их земельным участком гараж размером 4 x7 метром. Худоверов и Филинова дали такое разрешение 04.06.2008 года.
Однако Бондаренко С.А. на данном земельном участке по <адрес> в настоящее время построил кирпичный гараж размером 4,5 м х 8,9 м, а сверху построил 2-й этаж для жилых комнат, высота здания составляет более 5 м.
Когда ответчик производил строительство, истцы ему говорили, чтобы он не строил самовольно 2-й этаж, поскольку разрешения на его строительство у него не было, но он игнорировал их требования.
Истцы неоднократно обращались с жалобами в ООО «Архитектурно- градостроительный центр», администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения. Им сообщили, что разрешения на строительство двухэтажного здания Бондаренко не выдавалось, и чтобы они за защитой своих прав обращались в суд.
Построенное ответчиком двухэтажное здание нарушает законные права и интересы истцов: высота здания в 2 раза выше их дома, их дом теперь стоит постоянно в тени этого здания, во дворе и доме нет надлежащей освещенности, кроме того, из-за того, что здание расположено всего в 3 м от их жилого дома, в их дворе постоянная сырость из-за отсутствия освещения, а их дом саманный, старый, что провоцирует разрушение дома.
Также вследствие самовольной постройки ответчика, истцы имеют возможности пользоваться двором своего дома, сажать огород, поскольку он, построив помещение длиной более той, чем ему было дано согласие, занял практически всю межу между земельными участками. В неосвещенном дворе нельзя производить посадку овощей, тем самым ответчик нарушает права собственников владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком.
Просят суд обязать Бондаренко С.А. снести за свой счет мансарду с гаража и уменьшить длину гаража до 7 м.
В судебном заседании представитель ответчика Бондаренко С.А. – Тюпа К.Г., действующий по доверенности, исковое заявление Худоверова Л.М., Филиновой Л.П. к Бондаренко С.А. о сносе самовольной постройки, не признал полностью и суду пояснил, что отклонения от проекта при строительстве гаража имеются, но при этом права истцов не нарушаются. Стена гаража высокая, глухая, является противопожарной. Огород сажать на участке истцов можно, освещенности на участке истцов достаточно. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав истцов, их представителя, представителя ответчика, и исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковое заявление Худоверова Л.М., Филиновой Л.П. к Бондаренко С.А. о сносе самовольной постройки, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что истцы Худоверов Л.М. и Филинова Л.П. являются собственниками каждый по 1/2 доли дома в <адрес> Ответчик Бондаренко С.А. является собственником смежного домовладения по <адрес>
04.06.2008 года истцы Худоверова и Филинова дали Бондаренко С.А. письменное нотариальное согласие на строительство по меже земельных участков на расстоянии 2,7м от их жилого дома одноэтажного гаража размером 4 x 7 метром.
Бондаренко С.А. на своем земельном участке по <адрес> произвел строительство гаража с мансардой и подсобным помещением размером 4,5 м х 8,9 м, общая высота постройки около 5 м. Гараж расположен на расстоянии 3,2 м от жилого дома истцов.
Худоверов Л.М. и Филинова Л.П., поясняли суду, что в результате возведенного ответчиком строения, нарушена инсоляция принадлежащего им жилого дома, что после строительства гаража в их двор появилась сырость.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Для правильно разрешения спора по существу судом по делу была назначена строительно- техническая экспертиза.
Согласно заключению судебного эксперта № 56\16.1 от 25 марта 2011 года, гараж, расположенный по адресу: <адрес> не является самовольным строением.
Сопоставив конструктивные характеристики исследуемого гаража, его фактическое местоположение по отношению к жилому дому № с требованиями действующих строительных норм и правил, эксперт пришел к следующему заключению:
- п. 2.12*. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, гласит следующее: «Расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, приведенными в п. 9.19 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СНиП 11-4-79, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в обязательном приложении 1.
Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3 этажа следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4 этажа - не менее 20 м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. Указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции и освещенности, если обеспечивается непросматриваемость жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.
Примечания*: 1. В районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6м...
Таким образом, в данном приложении фраза - как правило, обозначает, что могут быть даны и другие минимальные расстояния, то есть вышеуказанное расстояние не является обязательным.
П. 1* Обязательное приложение 1* «Противопожарные требования» СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, гласит следующее:
«Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл. 1*, а между производственными зданиями промышленных и сельскохозяйственных предприятий - по СНиП II-89-80 и СНиП II-97-76.
Минимальные расстояния от жилых, общественных и вспомогательных зданий I и II степеней огнестойкости до производственных зданий и гаражей I и II степеней огнестойкости следует принимать не менее 9 м, а до производственных зданий, имеющих покрытие с применением утеплителя из полимерных или горючих материалов, -15 м».
Степень огнестойкости здания | Расстояние, м, при степени огнестойкости зданий | ||
I, II | III | III, IIIб, IV, IVa, V | |
1,II | 6 | 8 | 10 |
III | 8 | 8 | 10 |
Ша, Шб, IV, IVa, V | 10 | 10 | 15 |
Примечания*: 9. Расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках принимаются по табл. 1 с учетом примеч. 10.
Расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка (независимо от суммарной площади застройки) не нормируются.
10. Расстояния между жилыми зданиями, а также жилыми зданиями и хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями) не нормируются при суммарной площади застройки, включая незастроенную площадь между ними, равной наибольшей допустимой площади застройки (этажа) одного здания той же степени огнестойкости без противопожарных стен согласно требованиям СНиП 2.08.01-89 (минимальная площадь составляет 500 кв.м.).
Эксперт произвел расчет суммы площадей жилого дома с пристройками №, гаража и площади между этими строениями и которая составила - 150 кв.м., что меньше 500 кв.м.
Таким образом в связи с данным обстоятельством, минимальное расстояние между гаражом и жилым домом в данной случае, согласно требований п. 10 приложения 1 *, не нормируется.
При проведении экспертного осмотра исследуемого двухэтажного кирпичного гаража со стороны двора было установлено, что кровля исследуемого гаража выполнена односкатной и уклон направлен в сторону внутреннего двора домовладения № (см. фотоприложение № 1 фото № 5). По внешнему периметру исследуемого гаража со стороны двора выполнены отливы и водосточные трубы (см. приложение № 1 фото № 11).
П. 2.46 таблицы № 7 «Требования к готовым изоляционным (кровельным) покрытиям и элементам конструкций СНиП 3.04.01-97 «Изоляционные и отделочные покрытия» требует полный отвод воды по всей поверхности кровель, который должен осуществляться по наружным (или внутренним) водостокам без застоя воды. Согласно фактическому состоянию водоотведения с крыши исследуемого гаража, вышеуказанное требование по отводы атмосферных осадков с гаража выполняется.
В ходе исследований строительных норм и правил в части конструктивных, санитарных и противопожарных требований к возведенному гаражу, было установлено следующее: - на основании полученных результатов экспертного осмотра гаража выявлено, что возведенные конструкции гаража не затрагивают конструкционные характеристики надежности и безопасности.
П. 6.3 главы 6 «Пожарная безопасность» СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» гласит следующее: «домам высотой до двух этажей включительно требования по степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности не предъявляются». Исследуемый гараж является двухэтажным (одноэтажный гараж с мансардой). Таким образом, согласно требованию п. 6.3 главы 6 СНиП 31-02-2001, требования по степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности к исследуемому гаражу не предъявляются.
Экспертом был произведен расчет на влияние возведенного двухэтажного кирпичного гаража на нормируемую инсоляцию и естественное освещение жилых помещений жилого <адрес>. Согласно требований СНиП, помещения, которые не являются жилыми и кухнями, согласно данных БТИ (технического паспорта), не нормируются ни на инсоляцию, ни на естественное освещение.
В ходе проведения экспертного осмотра было выявлено, что окно жилого помещения № 1 и окно жилого помещения № 2 в котором проживают истцы выходят на сторону где возведен двухэтажный кирпичный гараж. В ходе исследования жилого дома было выявлено, что помимо окна комнаты № 1, которое выходит на возведенный гараж, в данном жилом помещении имеются два окна которые выходят на улицу. Таким образом, вне зависимости от проникающей инсоляции и естественного освещения комнаты № 1, естественное освещение в ней не изменяется в связи с наличием двух окон выходящих на улицу.
Коэффициент естественной освещенности с учетом расположения возведенного двухэтажного гаража № в расчетной точке при боковом освещении через оконный проем жилого помещения № 2 (площадью 9.6 кв.м.) составляет 2.3%, что больше нормируемого значения, равного 0.4%.
Экспертом был рассмотрен вопрос о соответствии возведенного гаража требованиям строительных норм и правил. Согласно п. 2 заключения эксперта, спорный гараж, расположенный по адресу: <адрес> не противоречит требованиям действующих строительных норм и правил.
При таких обстоятельствах, суд находит исковое заявление Худоверова Л.М., Филиновой Л.П. к Бондаренко С.А. о сносе самовольной постройки, необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Худоверову Л.М., и Филиновой Л.П. в удовлетворении иска к Бондаренко С.А. о сносе самовольной постройки, – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней, со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Гриценко И.В.